Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Грамматические нормы
Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Грамматические нормы делятся на морфологические и синтаксические. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др. Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с определением рода имен существительных. Можно услышать, например, такие неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель и другие. Но существительные рельс, шампунь – мужского рода, мозоль, бандероль, туфля – женского рода. Вызывает затруднения определение рода несклоняемых существительных иноязычного происхождения. В таких случаях следует помнить следующее: 1.Слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (шерстяное кашне). Исключение – кофе (мужского рода). 2.Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола – к мужскому (старая леди, богатый рантье). Существительные, обозначающие тех и других, являются двуродовыми (мой визави – моя визави). 3.Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду (забавный пони), кроме случаев, когда имеется в виду самка (шимпанзе кормила детеныша). Слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица. 4.Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию (Капри привлекал туристов). 5.По родовому наименованию определяется и род названий органов печати («Дейли Уоркер» писала – газета). Возникают трудности и при выборе одного из вариантных окончаний у существительных второго склонения. Так, в родительном падеже единственного числа возможны окончания –а и –у (стакан чая / чаю). Формы на –у,по-видимому, постепенно вытесняются формами на –а, но формы с окончанием –у, обычно имеющие разговорный оттенок, встречаются в следующих случаях:
1.У существительных с вещественным значением при указании на количество, т.е. при обозначении части целого: килограмм сахару – вкус сахара, стакан чаю – аромат чая. 2.У некоторых собирательных существительных с количественным значением: много народу – история народа. 3.У существительных отвлеченных, если они выражают оттенок количественного значения: много шуму, наговорить вздору. 4.В устойчивых сочетания слов: без году неделя, не до смеху, с глазу на глаз. Возможны вариантные окончания и в предложном падеже единственного числа: формы с окончанием –е и формы с окончанием –у (на берегу – о береге). Формы на -у употребляются реже, их количество постепенно уменьшается. Формы на –е имеют книжный характер, а формы на –у –разговорный. Окончание –у используется у существительных, если они имеют обстоятельственное значение и употребляются с предлогами в и на (в лесу – о лесе, на берегу – о береге). В именительном падеже множественного числа существительные второго склонения в основном имеют окончание –ы (заводы, кони). Но многие слова в этой форме оканчиваются на –а (адреса, края). Количество слов с окончанием –а растет. Но некоторые из этих форм не являются нормативными. При наличии вариантов –а / -ы первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер. При выборе вариантов следует учитывать следующие факторы: 1.Структуру слова и место ударения: -окончание –а имеют обычно односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: лес – леса, вечер – вечера; -окончание –ы имеют слова многосложные с ударением на среднем слоге: библиотекари. Это окончание предпочитают и слова с ударением на конечном слоге: договоры, боксеры. 2.Происхождение слова. Слова французского происхождения (с ударным суффиксом –ер) и слова латинского происхождения (на –тор), обозначающие неодушевленные предметы, чащеимеютокончание –ы: стажер –стажеры, конденсатор – конденсаторы. Слова латинского происхождения (на -тор), обозначающие одушевленные предметы, имеют и то и другое окончания: директора, доктора, авиаторы, инструкторы. 3.Стилистическая дифференциация.
При наличии дублетных форм слова с окончанием –а часто являются просторечными, профессиональными: бухгалтера, выбора, договора и т.д. В родительном падеже множественного числа также имеются вариантные окончания. Они есть у существительных мужского, женского и среднего рода. 1.Многие существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в этой форме нулевое окончание: пара сапог, отряд солдат, много раз. Нулевое окончание употребляется также у следующих групп имен существительных: 1) у названий парных предметов: пара ботинок, валенок, сапог, чулок (но носков); без погон, эполет и т.д.; 2) у названий некоторых национальностей, главным образом на н и р: англичан, армян, башкир, болгар, грузин, цыган и т.д., но негров, узбеков, якутов, киргизов и т.д.; 3) у названий воинских групп: отряд партизан, солдат, группа кадет, гусар, улан, но минеров, саперов; 4) у некоторых названий единиц измерения: несколько ампер, ватт, вольт, ом, аршин, микрон, рентген, но джоулей; колебания: граммов / грамм, килограммов / килограмм, каратов/карат. Окончание –ов находим у существительных: гектаров, рельсов, апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов. Вариантные формы в родительном падеже множественного числа есть и у существительных женского рода. Нормативными для литературного языкаявляются: барж, басен, песен, саженей, яблонь, вафель, сплетен, долей, пеней, пригоршней, свечей, нянь, простынь. В отдельных случаях наблюдаются колебания в родительном падеже множественного числа и у существительных среднего рода. Нормативными формамиявляются: верховьев, низовьев, коленей, плеч, яблок, блюдец, полотенец и т.д. Просторечные формы типа много делов, нет местов и т.д. находятся за пределами литературного языка. Могут вызывать затруднения и некоторые формы имен прилагательных. Прежде всего это относится к кратким формам прилагательных единственного числа мужского рода и к формам сравнительной степени. У прилагательных, основа которых заканчивается суффиксом –н-, стоящим после согласного, краткая форма, как правило, заканчивается суффиксом –ен: способный – способен, отважный – отважен и т.д. Если в полной форме перед суффиксом находится согласный –н-, то краткая форма заканчивается сочетанием звуков –нен: подлинный – подлинен. При употреблении форм сравнительной степени прилагательных надо помнить, что не соответствуют нормам литературного языка формы типа более интереснее, более лучше, более красивее и т.д. Следует также избегать плеонастических выражений типа самый способнейший студент. В составных числительных, в отличие от порядковых, склоняются все образующиеихслова: серия пособий с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью чертежами. Часто допускаются отклонения от нормы при употреблении числительного оба – обе. В сочетании с существительными женского рода в косвенных падежах следует использовать формы обеих, обеим и т.д. В некоторых случаях для обозначения количества используются собирательные числительные типа двое, трое, четверо и т.д. Надо помнить, что такие числительные используются в ограниченном числе случаев: - с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот и т.д.
- с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток и т.д. - с существительными дети, ребята, люди, лицо (человек). - С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающимилиц: вошли двое, трое больных и т.д. С существительными, обозначающими лиц женского пола, собирательные числительные не сочетаются (трое студенток и т .п.). Не всегда правильно используются в речи и глаголы, в частности, возвратные и невозвратные. Так, в предложениях типа Дума должна определиться с датой проведения заседания возвратный глагол определиться имеет разговорный характер. В этом контексте следует употребить невозвратный глагол. Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимичными конструкциями с предлогами из - за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря правильному лечению и т.п. В контекстах же типа не пришел на работу благодаря болезни этот предлог употреблять не следует. Крометого, предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляются только с дательным падежом: благодаря деятельности, вопреки правилам, согласно расписанию, навстречу юбилею. Необходимо различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления ( разныхпадежей ): беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-либо, уплатить за что-либо, но оплатить что-либо. При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню( я проезжал, я вспомнил). Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях: - если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова); - если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива (Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно); - если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием (Убежав из дома, мальчик был найден родителями).
Основные виды грамматических ошибок
Лекция 5. Лексические нормы Лексические нормы регулируют применение слов в речи. Слово должно использоваться в том значении, которое оно имеет и которое зафиксировано в толковых словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. От лексических ошибок никто не застрахован, даже опытные писатели. Так, в первых изданиях романа А. Фадеева «Разгром» была фраза: «Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони». Где неточность? Навзничь – «на спину», поэтому нельзя уткнуться в ладони, упав на спину. Позже автор внес исправление в текст: «Мечик ничком упал на землю и уткнулся лицом в ладони».
Можно привести немало примеров неточного употребления слов. Так, наречие где - то имеет значение «в каком-то месте», «неизвестно где» (где-то заиграла музыка). Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то» (где-то в 70-х годах, план выполнен где-то на 102 %). Речевым недочетом следует считать частое употребление слово порядка в значении «немногим больше», «немногим меньше». В русском языке для обозначения этого понятия имеются слова приблизительно, примерно. Но некоторые вместо них используют слово порядка. Пример: «Ущерб, нанесенный городу, составляет порядка 300 тысяч рублей». Ошибкой является и неправильное употребление глагола ложить вместо класть. Эти глаголы имеют одно и то же значение, но класть – общеупотребительное литературное слово, а ложить – просторечное. Необходимо помнить и о том, что многие слова в русском языке являются многозначными. Но значения таких слов проясняются обычно уже в самомузком контексте: тихий голос, тихий нрав, тихая погода, тихое дыханье, тихая езда и т.д. Многозначное слово может иметь разную лексическую сочетаемость. Сочетаемость – это способность слова употребляться с другими словами в речевом отрезке. Сочетаемость в значительной степени определяется значением слова. Так, глаголы мыть и стирать имеют общие компоненты в значениях. Но стирать можно только предметы, изготовленные из ткани или имеющие свойства ткани. Еще пример. Повысить можно только то, к чему приложим параметр высокий. Высокая скорость – повысить скорость. Но нельзя повысить подготовку специалистов, ее можно улучшить. Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга смысловые признаки. Нельзя сказать: «Эти установки осушки имеют высокую глубину осушки» (высокую степень осушки). С точки зрения современного русского языка часто бывает трудно объяснить причины различной сочетаемости слов, близких по значению (рой, стадо, табун, группа и др.). Многие сочетания слов закреплены языковой традицией. С многозначностью слов не следует смешивать омонимию. Омонимы - это одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению слова. В толковых словарях они находятся в разных словарных статьях (брак «супружество» и брак «изъян»). Чтобы избегать повторений одних и тех же слов, нужно использовать в своей речи синонимы. Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют близкие значения: миг – момент, бранить – ругать, огромный – громадный. Синонимичными могут быть не только пары, но и целые ряды слов: коротко, кратко, лаконично, вкратце, сжато и т.д. Нарушение лексических норм порой связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Такие слова называют паронимами: представить и предоставить (Слово представляется Петрову. Разрешите предоставить вам доктора Петрова). Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем-либо» (предоставить отпуск, квартиру, должность, кредит, права, слово, независимость и т.д.). Глагол представить имеет значение «дать, передать, предъявить что-либо, кому-либо» (представить отчет, справку, факты, доказательства; представить к награде, к ордену, к званию и т.д.). Различны позначениюслова эффектный и эффективный, обидный и обидчивый и другие. Нарушение лексических норм порождает различные речевые ошибки. Так, часто встречается плеоназм – смысловая избыточность в сочетании слов или в сложном слове. При этом составные части словосочетания или сложного слова содержат один и тот же смысловой компонент (памятный сувенир, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тонкий нюанс, в апреле месяце, маршрут движения, главная суть, взаимное сотрудничество и т.д.). С точки зрения языковой нормы плеоназм не допустим, однако некоторые плеонастические сочетания закрепились в языке (экспонат ‘выставочный’ выставки). Разновидностью плеоназма является тавталогия – повторноеобозначениеуже названного понятия. Тавталогия возникает при повторении однокоренных слов в одной фразе (проливной ливень, сгруппировать группы, рассказать рассказ, изобразить образ и т.д.). Тавтологичными являются неправильные грамматические формы типа более красивее, самый наилучший и другие. Однако употребление однокоренных слов в одном словосочетании или предложении оправдано в том случае, если они являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами (накрыть ведро крышкой, постелить постель, словарь иностранных слов и т.д.).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.109.107 (0.045 с.) |