Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генетический метод в применении к проблеме памяти и мышления
В первой половине 30-х гг. П.П. Блонский осуществляет свой замысел – применить генетический метод к разработке проблем психологии. Такое исследование он задумал в то время, когда еще считал себя сторонником. психологии поведения, но уже изменил свои взгляды настолько, что включал психические процессы в предмет психологического изучения, рассматривая их в качестве видов поведения. Блонский собирался провести анализ психических процессов со сравнительно-генетической точки зрения. Когда же он принялся за эти исследования, то вовсе отказался от поведенческой схемы. Изменение взгляда на предмет психологии – задачу ее он видит теперь в изучении психических процессов, а не видов поведения – повлекло за собой и иное понимание взаимоотношения биологического и социального в онтогенезе и филогенезе. Преследуя все ту же цель – выяснение качественного своеобразия человеческой психики, Блонский избирает проблему памяти и с помощью генетического метода пытается исследовать роль и значение в ее развитии условий социальной жизни человека. Такая цель далеко выходила за пределы темы, которую Блонский ограничил связью памяти и мышления. Он стремился ввести в психологическую теорию диалектико-материалистический принцип историзма и принцип отражения. В 1935 г. в книге «Память и мышление» П.П. Блонский писал: «Основная мысль, красной нитью проходящая через всю книгу, та, что проблема «память и мышление» разрешается лишь на почве диалектического рассмотрения ее... Проблема может быть разрешена только на почве диалектического материализма» [298]. Автор намеревался вскрыть, как изменяется человеческая память под влиянием определенных производственных отношений и как именно эти отношения приближают память к мышлению. «Диалектико-материалистическое исследование проблемы неизбежно приводит к тому, – писал он, – что память и мышление оказываются не бесплодными, произвольно идеалистически конструируемыми явлениями, как это имеет место у Гегеля, но имеют реальную историю, обусловленную общественными закономерностями и прежде всего производственными отношениями. Пора психологии стать на почву материалистического понимания истории»[299]. Блонский выделял четыре вида памяти – моторную, аффективную, образную и логическую. Эти разные виды рассматривались им как различные стадии ее развития, как ее генетически различные уровни. Деятельность каждого вида связыва-
126 ется с деятельностью генетически различных нервных уровней: висцеральной нервной системой, субкортикальным и кортикальным уровнями. В онтогенезе виды памяти появляются последовательно. Первую ступень составляет моторная память, она сменяется аффективной, а затем образной памятью. Высшая, специфически человеческая ступень памяти – логическая или вербальная – теснейшим образом связана с мышлением, и ее нельзя отделить от сознания. Та же последовательность обнаруживается в филогенезе. «Основные виды памяти являются как бы членами одного и того же последовательного ряда: и в филогенезе, и в онтогенезе они развиваются в определенной последовательности друг за другом»[300]. Моторная и аффективная память, возникшие в филогенезе на ранних стадиях развития органического мира, свойственны и животным, и человеку. В следующей ступени – образной памяти – можно выделить в свою очередь две стадии: непроизвольная репродукция образов сенсорных впечатлений и воспоминания, осознаваемые как образы прошлого. Ребенок произвольным припоминанием начинает пользоваться лишь с конца второго года жизни. «Если онтогенез повторяет (на высшей базе) филогенез, то можно предположить, что и человечество не с первого момента своего существования умело пользоваться воспоминаниями прошлого. Это предположение подтверждается историей языка, в котором на первых стадиях его развития время еще выражается очень плохо. С другой стороны, нет никаких оснований предполагать припоминание у животных; вернее всего, у них имеются только узнавание и простая репродукция, да и то не очень развитые»[301]. Оставляя открытым вопрос о том, имеется ли образная память у животных, Блонский считал, что сознательное пользование образами прошлого и произвольное припоминание присущи только человеку. Специфическими чертами аффективной памяти являются: близость репродуцированного чувства к первоначальному, спонтанность его репродукции, преимущественное запоминание неприятного. Образная память связана с воображением, которое можно понимать как оперирование образами. Произвольное припоминание, в котором воспоминания соединяются с творческим воображением, составляет начальную стадию господства человека над памятью. Вербальной памятью открылся новый уровень ее развития, связанный с возникновением новых закономерностей ее деятельности, определяемых условиями социальной жизни человека. На этом уровне скрещиваются и взаимодействуют две линии закономерностей – биологические и социальные. Они-то и интересуют Блонского.
В подходе Блонского к исследованию качественного отличия 127 высшего уровня памяти, присущего лишь человеку, обнаруживаются те сдвиги, те изменения, которые произошли во взглядах ученого. В «Психологических очерках» (1927 г.) о проблеме памяти Блонский упоминает лишь в примечании, но оно ясно характеризует механистические воззрения и поведенческие установки автора. Он писал тогда: «Проблема памяти сводится, по-моему, к проблеме получения зрительных образов..., а больше всего – к проблеме возникновения и закрепления явных и скрытых речевых навыков (здесь я отсылаю к «Психологии» Уотсона...). Значит, память надо различать, как «память образов» и «речевую память»... Проблема же «речевой памяти» сводится, по-видимому, к проблеме скрытых речевых навыков»[302]. Отказываясь теперь от поведенчества и преодолевая механистические догмы, Блонский выделяет из поведенческой концепции идею роли и значения в жизни человека его собственной деятельности и удерживает эту идею. Мысль о деятельности людей как основном условии их развития – таков главный теоретический результат прошлых лет. Коренным и важнейшим изменением методологических установок Блонского явилось признание предметом исследования собственно психики человека и стремление применить в психологии ленинскую теорию отражения. В отношении проблемы памяти он теперь утверждает: «В противоположность ошибочным и бесплодным идеалистическим конструированиям психологических процессов ленинская теория отражения является основой того, как надо исследовать данную проблему»[303]. Это принципиально новое требование выводит Блонского из тупика, в который его завела попытка детерминировать психику увеличением «массы материи» растущего ребенка и состоянием обмена веществ в самом организме и между организмом и средой. Блонский принимает в качестве исходного тезис об отражении понятиями предметного мира. Методологическое положение о роли и значении процесса общения, возникающего в трудовой деятельности, высказанное Блонским в связи с генезисом вербальной памяти, приобретает актуальность в наше время, когда проблема общения привлекает все большее внимание. В становлении диалектико-материалистических принципов психологической теории большое значение имели конкретные психологические исследования. Мы увидим и далее, что разработка методологии советской психологии происходит во взаимодействии теоретической мысли с экспериментом и с конкретными исследованиями, утверждается анализом основных проблем психологической науки. К таким проблемам относилась память и мышление.
Как же действовал Блонский? Он ввел в свое исследова- 128 ние данные двух рядов – исторического развития человека и его онтогенеза. Данные первого ряда он извлекает лингвистическим анализом форм наиболее простых языков, предполагая, что они выражают психологию тех людей, которые создавали эти формы, вырабатывали средства языка и начинали ими пользоваться. В истории языка он ищет материал для истории памяти и мышления. Блонский производит в историческом плане анализ развития рассказа у народностей, грамматические формы языков которых мало развиты, и делает психологические выводы о взаимосвязи речи, действия, памяти и воображения. В истории рассказа Блонский выделяет четыре стадии: действие, сопровождаемое словами, слова, сопровождаемые соответствующими действиями, рассказ, воспроизводящий действие в словах, и словесный рассказ. По мере развития речи слово выступало на первый план и рассказ отрывался от действия. Речевое общение изменило характер памяти. Человек от непроизвольной репродукции переходил к произвольному воспоминанию. В результате расширения речевого общения и развития языка вербальная память стала ведущим видом памяти. Общение выступило как социальная движущая сила психического развития человека. Развитие памяти идет от стихийного функционирования ее в качестве естественной силы к господству над ней человека, к сознательному ее использованию. Идею эту, высказанную Выготским, Блонский полностью принимает. Память как природная функция не только необходимая предпосылка развития языка и речи, но и сама под влиянием речи изменяется. Вербальная память качественно отлична от образной своим социальным характером: она опирается на общение человека с другими людьми; память субъекта, приобретая словесную форму, начинает существовать и для других людей. Блонский ищет ответ на два вопроса: во-первых, как репродуцируется вербальный материал, передаваемый от одного субъекта к другому, и, во-вторых, как изменяется вербальная репродукция под влиянием социальных требований. Главным тут является общий вопрос о происходящей в общении социальной регуляции памяти. Ненадежность устной передачи репродукции, которая так легко обнаруживается в простых экспериментах, подвергается общественной регуляции двумя способами. Точность вербальной репродукции обеспечивается обучением вербального запоминания и краткостью сообщения, в котором должно быть заключено главное и существенное из всего репродуцируемого материала. «Это такая краткость, которая в то же время дает обобщение максимально существенное и вместе с тем стремится обеспечить правильность воспоминания»[304]. Подобная репродукция требует работы мышления, и со-
129 циальные требования, следовательно, обусловливают взаимодействие памяти с мышлением. Такая память и является наиболее совершенной, типично человеческой. Социальный характер памяти выступает и в социально определенных интересах индивида и в общественных к нему требованиях. Блонский формулирует два вывода: «1) содержание памяти социально обусловливается как интересами той социальной группы, класса и т.д., к которой психологически принадлежит данный субъект, так и доминирующими общественными требованиями; 2) различные социальные группы и различные исторические эпохи имеют свои особые шаблоны запоминать и вспоминать»[305]. Социальная жизнь определяет содержание памяти, способы запоминания и воспроизведения, сближает память и мышление. Он полагает, что с ростом культурного уровня народов обогащается и содержание памяти, хотя низкому уровню памяти присущи яркие индивидуальные образы. Психологической причиной бедности памяти является то обстоятельство, что над ней не возвышается еще следующая ступень развития – крепнущая связь памяти с мышлением. Психологическая причина в свою очередь определяется социальной основой – низким уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений на разных ступенях общественной истории. Мышление Блонский рассматривал как следующую за памятью ступень психического развития. Диалектика связи памяти и мышления такова, что мышление, возникая на определенном уровне развития памяти, зависит от нее, а потом оно все более подчиняет память себе и обусловливает ее работу. Поворотным моментом истории человеческой памяти Блонский считал появление речи: «С речи начинает свою историю вообще память человека как существа, отличного от животного»[306]. И через речь происходит переход от памяти к мышлению. Речь он связывал с действиями человека; генетический ее корень видел в практической деятельности людей. Тот же генетический корень – действие – имеет и мышление человека, отмечал Блонский, и в этом он расходился с Выготским, который отстаивал идею разных генетических корней мышления и речи. Применяя все тот же генетический метод, Блонский на основании истории языка и развития речи ребенка строит генетическую теорию развития мышления, принимая за основу утверждение об отражении мышлением действительности. В историческом начале мышления он ставил понятия, отражающие предметный мир. Первоначальную функцию языка он усматривал в обозначении словом предметов или явлений, причем это обозначение мало дифференцированно, случайно, связано с обра- 130 зами и зависит от восприятия. На следующей стадии понятия отражают сходное, тождественное, неизменное. Позднее развиваются противоположные и относительные понятия. Одним из первых шагов мышления является постановка проблемы и вытекающее отсюда действие, реальное или только мысленное, которое может заменить в течении мысли настоящее действие.
П.П. Блонский классифицировал возрастные ступени развития мышления школьника в соответствии с биологическими закономерностями возрастного созревания, приурочивая формы мышления к определенному возрасту ребенка. Возрастные ступени мышления он рассматривал независимо от познавательного содержания мышления и вне зависимости от тех знаний, которыми ребенок овладевает во время обучения. В этом вопросе Блонский оказался скованным своими прежними взглядами на саморазвитие природных свойств ребенка. Старым взглядам, однако, противоречили данные его экспериментов, которые обнаруживали, что способы решения задачи определяются не только возрастом и развитием испытуемого, но и степенью ее трудности, а также опытом испытуемого в решении подобных задач. Такая зависимость наблюдалась в большинстве опытов. Блонский отмечал ее, но ведущим считал природное развитие мышления, отрывая его от обучения и содержания познаваемого объекта. Блонский подчеркивал зависимость развития мышления от деятельности школьника. И очень важен был его вывод о том, что деятельность человека составляет первую основу мышления, что мышление учащихся надо рассматривать в связи с их конкретной учебной деятельностью.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.56 (0.013 с.) |