Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистические идеалы биоэтики
Идеалы гуманизма (лат. humanus — человечный) ныне пронизывают все направления в международном сотрудничестве. В Уставе ЮНЕСКО сказано, что необходимо внедрять в общественное сознание «демократические принципы уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей». В нем обращается внимание и на то, что «для поддержания человеческой чести и достоинства необходимо самое широкое распространение культуры и образования среди практически всех людей на основе справедливости, свободы и мира». При этом подчеркивается: «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». В этой связи перед всем прогрессивным человечеством встала задача поиска путей средств и методов избавления людей от целого ряда нравственно-этических стереотипов в философии, естествознании, медицинской науке и практике. На памяти идеологический и нравственный антагонизм людей XX века, приведший к величайшим социальным потрясениям, духовным кризисам, бурным переменам в жизни людей. И поныне возникают то в одной, то в другой точке земного шара напряженнейшие драматические ситуации. Социально-философский анализ острых проблем непростой судьбы человечества для многих политиков, ученых, медиков стал в известном смысле откровением о возможном «самоубийстве» человечества. Наряду с этим встал вопрос и о философско-эти-ческой переоценке достижений в науке и технике, новейших технологий в биомедицине, которые на первый взгляд кажутся прогрессивными. Философски мыслящие специалисты-медики опасаются, как бы новые биомедицинские и генно-инженерные технологии, будучи в плену неуемного рационализма ученых, нечаянно не приблизили катастрофу земной биосферы, а вместе с ней и человеческого разума. Цель внедрения гуманных мотивов биоэтики в научную медицину состоит в том, чтобы «пробуждать» у ученых совесть специалиста, которая сдерживала бы их от опрометчивых опытов по созданию новых видов растений, животных методами генной инженерии, но, прежде всего, людей методом клонирования. Закрепление в современном общественном сознании гуманистических идеалов биоэтики позволит разрешить комплекс сложнейших проблем, возникших, кстати, «по воле» самих же ученых, технологов, а также политиков, социологов, экономистов. Они своими, не всегда чистыми в нравственном отношении, деяниями поставили человеческую цивилизацию на край пропасти и более того — возможного самоуничтожения человечества. Признавая исключительную приоритетность человека, его созидательных, рационально-гуманистических ценностей, в том числе и в области научной медицины, важно понять сущность философско-этического самосознания ученых-медиков, да и всех практических врачей.
Современный специалист-медик должен помнить и умело объективировать гуманистические идеалы, присущие биоэтике, в своей научной творческой деятельности. Философский гуманизм как этика человеколюбия органично сопряжен с гражданской ответственностью медиков, которая всегда была неразрывно связана с общественной моралью. Но не устарели и поныне философские вопросы: как человеку стать Человеком? и почему его надо любить? Эти вопросы не дают покоя философам, этикам, а в последнее время и медикам. Причем на каждом новом этапе научно-технического прогресса они пытаются найти и предложить людям универсальный метод улучшения человека. Философско-этическое осмысление медиками этих наисложнейших проблем остается труднейшей задачей и в теоретической, и в практической медицине. Гуманистические мотивы биоэтики несколько приблизили решение этой задачи в духовно-нравственной атмосфере медицины. Практическое внедрение гуманистических идеалов в медицинскую науку и практику не может быть отложено ныне на отдаленную перспективу. Причем, гуманистические идеалы и принципы, такие как уважение к правам и достоинству личности, к ее свободе, невозможно привнести в медицину как бы извне. Они по определению — суть медицинского менталитета. Сам процесс становления медицинского менталитета ведет к росту или вызреванию гуманно-нравственных начал у широкой общественности. Философия гуманизма необычай но остро проявляет себя в отечественной медицине: науке и практике. Она тесно связала свою судьбу с решением гуманитарной задачи укрепления здоровья и упреждения преждевременной смерти людей. Медики ставят вопрос о том, чтобы биология как наука о жизни была бы дополнена исследованием биологии смерти. Здесь есть немало социально-гуманистических дилемм, выходящих далеко за пределы традиционных морально-этических воззрений.
Особенно сложными и противоречивыми в этом отношении становятся проблемы, связанные с новыми методами диагностики и лечения «болезней века». Врач становится героем и виновником в борьбе за здоровье и жизнь людей. Никто не сможет сравниться с врачом, который берет на себя всю полноту ответственности за всевозможные последствия его действий. Лечащий врач имеет дело и с личностью больного, и с его семьей, и с разными группами населения. Все врачи, работающие в больницах, поликлиниках, амбулаториях, имеющие семейную или частную практику, должны хорошо знать политико-экономические условия, морально-этическое и экологическое состояния местожительства пациентов. Врачи сегодня должны уметь мыслить масштабно: не только клинически, а и философско-этически, тонкопсихологически. Кроме того, они должны владеть информацией о состоянии страны, общественного мнения и настроения людей. Медики в их повседневной деятельности, обречены идти на мужественный гражданский поступок, а порой даже на подвиг. Гуманизация исследовательской деятельности в медицине, преобразование ее духовно-интеллектуального и морально-этического начал пролегает через воскрешение философии прошлого, через соединение принципов рационального мышления с морально-этической практикой. Исходя из социально-нравственного понимания задач изменения природы человека и человечества, современная идеология гуманизма называет приоритетными принципы: справедливости и альтруизма, бережливости и щедрости, милосердия и сострадания, стремления к новому при уважительном отношении к настоящему и прошлому. Однако XX век оставил после себя не только огромные научно-технические достижения, но и немалое количество духовных потерь, особенно морально-нравственных. И выражение милосердия к слабым людям, к сожалению, входит в их число. Даже медицина, которая исторически выросла из сострадания, из стремления компетентно помогать страждущему, не стала сегодня исключением. И это несмотря на научные и практические достижения медицины, на успехи в самых разных ее отраслях. В XXI столетии больной не меньше будет нуждаться в человеческом участии, а может быть и больше. В вечном поиске новых, более эффективных путей и средств лечения больных врачи всегда стремились соблюдать нравственно-гуманистическую ориентацию на различных этапах исследовательского процесса: от осознания и постановки проблемы до практического ее решения. Стремительный прогресс в области изучения генома человека поставил и перед исследователями, и перед практическими врачами множество проблем чисто философско-этического порядка, касающихся как допустимости применения в отношении человека тех или иных биомедицинских технологий, так и границ той возможной информации, которая обязательно должна или только может быть сообщена пациенту, его родным. Это, кстати, уже частично и происходит сегодня в рамках выработки единых биоэтических принципов, которые приобретают с каждым днем все более широкое международное признание.
Научный прогресс в медицинской технологии и технике, практике лечения людей ныне невозможен без проведения многочисленных исследований с участием животных и человека. Но при этом у общественности возникло осознание глобальной опасности для земного бытия человека из-за радикального научно-технологического «передела» живого. В связи со стремлением ряда ученых преобразовать жизнь растений и животных, а в будущем и человека у широкой общественности возникло негативное отношение к тем перспективам, которые «рисуют» новые технологи в деле «улучшения и совершенствования живого на Земле». На повестку дня вновь выдвинулась извечная философская проблема выбора пути человеком, ведущего его либо к добру, либо к злу. Разрешить же эту жизненную ситуацию можно только через «синтез» человеческого разума и морали. Человек в своей жизнедеятельности обречен постоянно выбирать между добром и злом. Осознав, что любое его слово и дело могут обернуться против него самого, что вообще мир наполнен борьбой светлых и темных сил, специалист, будучи совестливым человеком, вырабатывает в себе чувство личной ответственности. Отсюда становится ясно, что свобода ответственного выбора специалиста с необходимостью предполагает соотношение разума и нравственности. Г. Гегель (1770—1831) пророчески размышлял: «Если я хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю я не самого себя, а суть. Разумное — это большая дорога, по которой проходит каждый, но на которой никто не выдается». Современные философы, ученые и медики рассматривают разум и нравственность человека как целостный социально-культурный феномен. Его здоровье они во многом связывают с характером социальной и психической деятельностью человека. Здоровье — это способность организма адаптироваться или приспосабливаться к любым изменениям в природе или обществе. Это умение личности сохранять при этом благостное самочувствие, настрой на саморазвитие, самосовершенствование. Болезнь ведет к угасанию, увяданию организма или даже его смерти. Ныне, как никогда прежде, весьма негативно меняются на планете условия обитания всех организмов. Поэтому особо актуализировался вопрос о сохранении и даже спасении жизни.
Современный ученый не сможет при проведении опытов с организмом находиться вне воздействия общественной морали. А когда речь идет об исследовании на человеке, его жизни, то ограничиваться только познавательной функцией науки просто недопустимо. Ученые и философы говорят о назревшей необходимости запрета ряда направлений исследований, об ограничении свободы экспериментирования. Ведь действительно, в сфере биомедицинских и иных научных исследований, проводимых на человеке (психологических, физических, антропологических и пр.), такого рода запреты и ограничения уже получают институциональное оформление и закрепление. Член-корреспондент РАН Б.Г. Юдин убежден, что ныне «становится нормой обязательная этическая экспертиза проектов таких исследований». В частности, каждому ученому, каждому медику, которые планируют биомедицинские исследования, необходимо принять во внимание всю основательность его теоретической обоснованности, методологическую корректность, техническую реализуемость и этическую приемлемость. Тем самым, цели и ценности, которые обусловлены взаимосвязями между наукой, медициной и обществом, уже не остаются чем-то внешним по отношению к безопасности человека, которая ныне превращается в специфическую область биоэтики, осмысливающей нравственные ценности жизни вообще и человеческой, в особенности. Нельзя считать случайным то, что ее возникновение и развитие связаны с изменениями в сфере биомедицины, медицинской науки, практического здравоохранения. Они получают сегодня очень широкое распространение в связи с достижениями в генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии и т.д. Генно-инженерные технологии, связанные с возможным применением революционных достижений биомедицинской науки в радикальном изменении клинической практики, вовсе не гарантируют благоприятный исход лечения тяжелобольных. Да и современная биология, исследуя весьма тонкие механизмы наследственности, и физиология, глубоко проникая в структуру мозга, могут оказывать эффективное воздействие на изменение человеческого организма. Это все указывает на возможное радикальное воздействие современной медицинской науки и передовых медицинских технологий на изменение природных свойств человека. В связи с этим чрезвычайно заостряется проблема демаркации между научной истиной и нравственностью в медицине.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.186 (0.012 с.) |