Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация истории Руси и России.
Исторически Россия оказалась на перекрёстке двух мировых культур, религий, миропониманий - Востока и Запада, вбирая в себя влияние того и другого, одновременно перерабатывая в себе традиции, культуры, религии множества народов, входивших в её состав. История России является частью мировой истории и не может рассматриваться вне её контекста. Однако Россия несёт в себе и много специфического, что выделяет её из всех существующих ныне стран и цивилизаций. Говоря об условиях, в которых складывалась особая Российская цивилизация, важно отметить, что существуют различные концепции и типы её исторического развития: однолинейная (С. Соловьёв), многолинейная (Н. Данилевский) и смешанная концепции исторического процесса (П. Милюков). Согласно цивилизационному подходу Россия - это Славяно-православная цивилизация, в основу становления которой была положена евразийская альтернатива, одержавшая верх при создании Российского государства в историческом споре с прозападной альтернативой в лице Литовской Руси. Иные точки зрения рассматривают Россию либо как составной элемент цивилизации Запада (Россия, хотя и с некоторым опозданием развивается в Западноевропейском русле), либо относят её к странам с Восточным типом цивилизации (Россия всегда была разновидностью восточной деспотии, поэтому все попытки приобщить её к Западу не могут иметь успеха). Отечественная историография XVIII - XIX вв. В исторической науке существует несколько вариантов периодизации отечественной истории, что вызвано прежде всего различием методологических ориентаций и выбором в их рамках критериев периодизации. Первым вариантом периодизации стала «государственная схема» истории России, предложенная в первой половине XVIII в. основателем дворянской исторической науки В. Татищевым в его «Истории Российской с древнейших времён», ставшей первым обобщающим трудом по Отечественной истории. Исходя из политического идеала сильной монархической власти, Татищев в российской истории выделил 4 этапа: от «совершенного единовластия» (от Рюрика до Мстислава, 862 - 1132 гг.), через «аристократию удельного периода» (1132 - 1462 гг.) к «восстановлению монархии при Иоанне Великом III» (1462 - 1505 гг.) и укреплению её при Петре I в начале XVIII столетия.
Н. Карамзин в начале XIX века изложил «Историю государства Российского» исвои философско-исторические взгляды представил в «утешительной системе», суть которой заключалась в утверждении, что история человечества есть история всемирно го прогресса как духовного его совершенствования, а историю делают великие люди. Считая, что жизнь этих людей и есть история народов, Карамзин отождествлял историю России с историей самодержавия: «история народа принадлежит царю». Идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием», Карамзин положил в основу периодизации Отечественной истории. В ней он выделил шесть периодов: 1) «введение монархической власти» от «призвания князей варяжских» до Святополка Владимировича (862 - 1015); 2) «угасание самодержавия» - от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015 - 1238); 3) «гибель» Русского государства и постепенное «государственное возрождение» России - от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238 - 1462); 4) «утверждение самодержавия» - от Ивана III до Ивана IV (1462 - 1533); 5) восстановление «единовластия царского» и превращение самодержавия в тиранию - от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533 - 1598); 6) «Смутное время» - от Б. Годунова до Михаила Романова (1598 - 1613). Во второй половине XIX века с позиций теории «органического развития» периодизацию российской истории дал С. Соловьёв. В фундаментальном труде «История России с древнейших времен» он попытался выявить «внутреннюю связь» исторических событий в России, определить закономерности исторического процесса, обусловленного «природой страны», «природой племени» и «ходом внешних событий». Соловьёв не сводил историю России ни к истории государства, ни к истории самодержавия. Признавая огромную роль и государства, и личности в истории, Соловьёв рассматривал вместе с тем государство как «необходимую форму для народа», а правительство - как «произведение исторической жизни известного народа». Великий человек также является, по мнению историка, «сыном своего времени, своего народа». Придерживаясь принципа «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений», Соловьёв лишь обозначил органически связанные между собой этапы российской истории:
1) переход от родового начала через вотчинные отношения к государственному быту (с древнейших времён до начала XVII в.); 2) подготовка к новому порядку вещей и эпоха Петра Великого, эпоха преобразований (XVII - середина XVIII вв.); 3) завершение эпохи преобразований (вторая половина XVIII - вторая половина XIX вв.). Крупнейшим историком конца XIX в. был В. Ключевский, который, придерживаясь позитивистской «теории факторов», выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателями исторического прогресса Ключевский считал «умственный труд и нравствен ный подвиг». В истории России Ключевский большое значение придавал процессу колонизации (природный фак тор), торговле (экономический фактор) и признавал огромную роль государства в развитии России (политический фак тор). В «Курсе русской истории» Ключевский дал её периодизацию, положив в основу географический, хозяйственный и социальный критерии. В Отечественной истории онвыделил четыре периода: 1) Русь Днепровская, городовая, торговая (VIII - XIII вв.); 2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII - середина XV вв.); 3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV - начало XVII вв.); 4) Всероссийский, императорский, дворянский период крепостного хозяйства - земледельческого и фабрично-заводского (XVII - середина XIX вв.)
Отечественная историография Советской эпохи (1918 - 1990). В советской историографии, начало которой положил М. Покровский, в основу периодизации Отечественной истории был положен формационный подход, в соответствии с которым выделялись следующие этапы: история первобытного общества (до IX в.), период феодализма (зарождение, развитие и упадок феодальной социально-экономической системы, IX - середина XIX в.), период капитализм а (середина XIX в. - 1917 г.) и период социализма (с 1917 г.). В рамках этих формационных периодов Отечественной истории выделялись определённые этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Феодальный период делился на три этапа: ранний феодализм, развитой феодализм, поздний феодализм. Период капитализма распадался на два этапа: домонополистический капитализм и империализм. В советской истории выделялись этапы военного коммунизма, новой экономической политики, строительства основ социализма, полной и окончательной победы социализма, развития социализма на собственной основе. В более подробной интерпретации этапы формационного развития России выглядели следующим образом: Феодализм:1) зарождение феодальных отношений на базе разложения первобытнообщинной формации (VI - VIII вв.); 2) раннефеодальный период (IX - XI вв.); 3) эпоха развитого феодализма (XII - XV вв.); 4) поздний феодализм (XVI - XVII вв.); 5) эпоха упадка феодализма (XVIII в.); 6) кризис феодализма (первая половина XIX в.); 7) трансформация феодализма (1861 - 1917). Капитализм: 1) зарождение капитализма (XVII в.); 2) расцвет мануфактурного производства (XVIII - первая треть XIX в.); 3) стадия промышленного переворота в России (1830е - 18 80е гг.); 4) монополистический капитализм, или империализм (конец XIX - начало XX вв.).
Социализм: 1) становление основ новой системы (октябрь 1917 - май 1918 г.); 2) стадия «военного коммунизма» в годы гражданской войны (1918 - 1921); 3) Новая экономическая политика с многоукладной экономикой (1921 - 1927); 4) построение фундамента социалистической экономики в годы довоенных пятилеток и проверка её на прочность в годы мировой войны и послевоенного восстановления (1928 - 1953); 5) Хрущёвские реформы системы государственного социализма (1953 - 1964); 6) деформации социалистической экономики в эпоху третьей НТР (1960е - 1980е гг.); 7) трансформация системы государственного социализма в годы перестройки и постперестройки (1990е гг.). С точки зрения типа организации общества выделялись следующие этапы: 1) эпоха патриархального равноправия (до VI в.); 2) разложение общинного равенства (VI - VIII вв.); 3) период формирования ведущих сословий (IX - XIII вв.); 4) стадия консолидации сословий (XIV - XVII вв.); 5) время утверждения корпоративно-сословной системы (XVIII в.); 6) стадия разложения сословной организации общества и формирования классовой структуры (XIX - начало XX вв.); 7) конституционное оформление классовой структуры общества нового социалистического образца (с 1918 г.); 8) поляризация общества по линии масса - элита (1970е - 1990-е гг.). По типу организации власти Отечественнаяистория подразделялась на следующие этапы: 1) стадия догосударственной или протогосударственной военной демократии (до IX в.); 2) раннефеодальное государство (IX - начало XII вв.); 3) эпоха феодальной раздробленности (XII - середина XV вв.); 4) образование централизованного государства в форме сословно-представительной монархии (середина XV - середина XVII вв.); 5) самодержавная монархия (середина XVII - начало XX вв.); 6) формально парламентская монархия (1906 - 1917); 7) советская республика (1917 - 1991); 8) постсоветская республика (с 1992 г.). По критерию модернизации исторический процесс подразделялся на период господства традиционных отношений и современных. Традиционное общество (эпохи Древности и Средневековья) основывается на простом воспроизводстве, ремесленных технологиях, общинно-корпоративных ценностях, на почтении к возрасту и авторитету, ориентации на прошлое как образец подлинности с целью его повторения. Мо дернизация - этопроцесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, охватывающий все сферы жизни: экономику, политику, социальные отношения, культуру. В истории перехода российского общества от традиционного к индустриальному выделялись следующие периоды:
1) XVI - XVII вв. - предвестники модернизации в области экономики: начало мануфактурного производства, превращение ремесла в мелкотоварное производство, формирование общенационального рынка, культуры и идеологии (секуляризация культуры, первые общенацио нальные идеологии: «Москва - Третий Рим» и «Богоизбранности Романовых»); 2) XVIII в. - углубление социально-политических предпосылок модернизации: прогресс мануфактурного производства, начало капитализации деревни, расширение функций государства, выход России на мировую арену, секуляризация церковных земель и подчинение Церкви государству, оформление светской культуры; 3) XIX - начало XX вв. - первый виток собственно модернизации, носившей капиталистический характер: осуществление промышленного переворота и первого витка индустриализации, формирование классовой структуры общества, революционизация общественного сознания, юридическое изменение политической системы - появление в России парламента, политических партий, политической оппозиции самодержавию, профсоюзов; 4) 1917 - 1991 - второй виток модернизации, носившей государственно-социалистический характер: превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную (конец 1930 гг.), а затем - в индустриальную державу (к 1960 гг.), кардинальная перестройка политической системы (конституция, республика, отделение Церкви от государства и школы от Церкви), сущностная перестройка общественного сознания, формирование «массовой» культуры. В соответствии с развитием культуры выделялись следующие этапы: 1) дохристианская эпоха (до 988 г.); 2) утверждение христианства и формирование христианско-языческого двоеверия (X - XIII вв.); 3) эпоха национального возрождения (XIV - XV вв.); 4) нарастание явлений секуляризации культуры (XVI - XVII вв.); 5) рождение светской культуры и разделение единой культуры на культуру - веру и собственно светскую культуру (XVIII - на чало XX вв.); 6) советская культура (1917 - 1991); 7) постсоветская, плюралистическая культура (с 1990 гг.).
Отечественная историография современной эпохи (1991 - 2009). В постперестроечный период в связи с переходом к плюралистической интерпретации Отечественной истории произошла переоценка как отдельных её событий, так и целых периодов и этапов. Поэтому наблюдается, с одной стороны, возврат к периодизациям Соловьева, Ключевского, Платонова и других историков досоветского прошлого, а с другой - предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами. Так появились периодизации Отечественной истории с точки зрения альтернативности её исторического развития, рассмотренного в контексте мировой истории. Некоторые историки предлагают выделить в Отечественной истории только два периода: 1) от Древней Руси к императорской Росси» (IX - XVIII вв.), 2) расцвет и закат Российской империи (XIX - XX вв.).
Историки, разделяющие идеи пассионарной концепцииЛ. Гумилёва, выделяют в истории России этапы в соответствии со стадиями жизни славянского и российского суперэтносов. Л. Гумилёв придерживался теории мутагене за, согласно которой каждый новый вид, в том числе и этнос, возникает в результате мутации: внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под воздействием внешних условий в определённом месте и в определённое время. Вследствие мутации под воздействием биохимической энергии живого вещества биосферы возникает такой этнический признак, как пассионарность, образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию («пассионарный толчок»). Уровень пассионарности в этносе не остаётся неизменным, поэтому этнос, возникнув в результате пассионарного толчка, проходит ряд фаз развития: 1) пассионарный подъём (образование нового этноса - около 300 лет); 2) ак-матическую фазу (образование суперэтноса - 300 лет; 3) надлом (резкое снижение пассионарности суперэтноса - 200 лет); 4) инерционную фазу (плавное снижение пассионарности - 300 лет; 5) обскурацию (разрушение этничес ких связей - 200 лет); 6) мемориальную фазу (полное унич тожение этнических реликтов - 200 лет). Продолжительность жизни этноса составляет примерно в 1500 лет. Л. Гумилёв считал, что пассионарный толчок, приведший к образованию собственно русского народа, произошёл на Руси около 1200 г. В течение 1200 -1380 гг. на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возник новый, русский этнос. В 1380 - 1500 гг. начался процесс формирования российского суперэтноса. Фаза пассионарного подъёма завершилась созданием Московского государства и освобождением от монгольской зависимости. Этой фазе хронологически соответствовали обскурационная и мемориальная фазы в истории славянского суперэтноса, сопровождавшиеся распадом Русского государства, его разделом между Золотой Ордой и Литвой и, наконец, разрушением последнего этнического осколка Киевской Руси - Новгорода. В 1500 - 1800 гг. (акматическая фаза) российский суперэтнос распространился в Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, живших от Прибалтики до Тихого океана. После 1800 г. началась фаза надлома, которая сопровождалась огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства (расцвет культуры), утратой единства суперэтнической принадлежности, нарастанием внутренних конфликтов, выливающихся время от времени в гражданские войны. Согласно пассионарной теории Гумилёва в начале XXI века в России началась инерционная фаза, которая характеризуется тем, что, благодаря приобретенным ценностям, суперэтнос живёт «по инерции», вновь происходит взаимное подчинение людей, образование больших государств, создаются и накапливаются материальные блага.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.169.68 (0.018 с.) |