Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И ее реализация в правовых нормах
Статья посвящена научному исследованию понятия государственной конкурентной политики, ее целей и конкретных мер, включая развитие и защиту конкуренции, реализацию в нормах права.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная политика, развитие конкуренции, защита конкуренции, национальный план.
Понятие "конкурентная политика" все чаще используется в ряде документов, принимаемых государственными органами. Так, в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Минэкономразвития России <22>, также содержится соответствующий раздел "Конкурентная политика", в котором указывается, что "политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий, с одной стороны, и уровень жизни граждан - с другой", перечислены основные направления государственной политики в сфере развития конкуренции. -------------------------------- <22> Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Разработан Минэкономразвития России. URL: http://www.economy.gov.ru.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р, также упоминается о конкурентной политике в сочетании с политикой в сфере борьбы с коррупцией" <23>, в котором предусматривается ряд мер, в частности минимизация возможностей для несправедливой конкуренции через использование административного ресурса, предотвращение и пресечение антиконкурентных действий доминирующих на рынках хозяйствующих субъектов, формирование благоприятного предпринимательского климата, включая деятельность правоохранительных и контрольных органов, судебной системы, конкурентоспособность российской юрисдикции, общее правовое регулирование создания и ведения бизнеса. -------------------------------- <23> Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 1. Ст. 216.
Нередко конкурентная политика отождествляется с антимонопольной политикой. В частности, в нормативных актах Евразийского экономического союза используется термин "конкурентная (антимонопольная) политика". Согласно п. 4 ст. 74 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2017 <24>, государства-члены проводят согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств-членов. Отождествление конкурентной и антимонопольной политики встречается и в юридической литературе <25>. О необходимости разграничения данных понятий указывалось в экономической литературе. По мнению А.Е. Шаститко, Н.С. Павловой, "конкурентная политика - понятие более широкое, чем политика антимонопольная. Если антимонопольную политику можно определить как совокупность действий, которые направлены на защиту конкуренции и связаны с установлением и поддержанием правил, запрещающих определенные виды соглашений и поведения участников рынков, то конкурентная политика, наряду с задачей защиты конкуренции, преследует цель ее развития и включает меры, направленные на формирование новых рынков...". Сходной позиции придерживаются другие экономисты, отмечая, что меры государственной конкурентной политики достаточно разнообразны и подразделяются на стимулирующие меры (меры по созданию и развитию конкуренции), ограничительные меры и меры по защите конкуренции <26>; <27>.
-------------------------------- <24> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org. <25> См.: Писенко К.А. Понятие государственной антимонопольной политики в контексте проблематики административно-правового обеспечения баланса интересов // Конкурентное право. 2018. N 1. С. 16 - 20. <26> Шаститко А.Е., Павлова Н.С. О сбалансированности инструментов конкурентной политики // Бюллетень конкурентной политики. 2012. Выпуск 7. С. 4. <27> См.: Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: Монография: В 2 т. М.: Научный эксперт, 2008. Т. 1. С. 15.
Такое направление конкурентной политики, как развитие конкуренции, имеет важнейшую роль. Активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации объявлено приоритетным направлением деятельности государства на всех уровнях: от высших органов законодательной и исполнительной власти до законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Важнейшими нормативными актами, направленными на обеспечение государственной политики по развитию конкуренции, следует выделить следующие: - Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с которым был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы <28>; -------------------------------- <28> Собрание законодательства РФ. 2017. N 52 (часть I). Ст. 8111.
- распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы" <29>; -------------------------------- <29> Собрание законодательства РФ. 2018. N 36. Ст. 5655. Действует в ред. от 20.11.2018.
- распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации" <30>; -------------------------------- <30> Собрание законодательства РФ. 2015. N 37. Ст. 5176.
- Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг., утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 <31>. -------------------------------- <31> URL: http://www.fas.gov.ru.
Важную роль в формировании государственной конкурентной политики имеет создание юридических условий существования и развития конкурентных отношений, создание государством норм и институтов права, базирующихся на следующих основных принципах: свободном развитии предпринимательства, формальном равенстве участников имущественных отношений, всемерной охране частной собственности, свободе договора, обеспечении защиты нарушенных прав, в признании за субъектами предпринимательства возможности осуществлять конкурентные действия (право на конкуренцию) и иных способов государственной поддержки конкуренции. На этих принципах основана система гражданского и предпринимательского права. В Российской Федерации данные принципы нашли свое законодательное закрепление в положениях целого ряда законодательных актов. Особое место среди них занимает Конституция РФ. В частности, п. 1 ст. 8 Конституции РФ устанавливает гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности. Для создания и развития предпринимательства и конкуренции признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная и частная формы собственности (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 35 Конституции). На создание и функционирование конкурентной среды направлены также другие нормы Конституции РФ, в особенности устанавливающие право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 34), а также защиту прав собственника (п. 4 ст. 35).
Конституционные принципы существования и развития конкуренции получили свое развитие в ст. 1 Гражданского кодекса РФ (основные начала гражданского законодательства) и других традиционных нормах и институтах гражданского права. В частности, принципы свободного развития предпринимательства, равноправия хозяйствующих субъектов, охраны частной собственности находят свое развитие в положениях ГК, устанавливающих порядок организации и деятельности субъектов предпринимательства, о праве собственности, обязательствах и т.д. Принцип свободы договора, установленный в ст. 421 Гражданского кодекса РФ, реализуется в других нормах Кодекса (о сделках и договорах, их исключении и ответственности за нарушение их условий и т.д.). При формировании и проведении государственной конкурентной политики важно определить ее цели, и, соответственно, цели законодательства в данной области. По мнению А.Г. Сушкевича, "пожалуй, только праву конкуренции США свойственна полная концентрация на достижении единственной цели - свободы конкуренции и противодействия созданию монополий. В иных национальных системах права защита конкуренции, как правило, не является единственным и наивысшим приоритетом". В этой связи автор упоминает о двоякой природе такого явления, как конкуренция: "конкуренции в качестве цели" и "конкуренции в качестве средства" <32>. Также в науке обращается внимание на то, что в европейском праве даже появилось выражение "конкуренция как способ" (concurrence-moyen) <33>. -------------------------------- <32> Сушкевич А.Г. Исследование товарного рынка и формальное применение запретов как элементы российского антимонопольного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 2. С. 11 - 17. <33> См.: Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. М., 2014. С. 24.
В.Г. Истомин полагает, что конкуренция выступает средством достижения более важных целей - развития предпринимательской деятельности, экономики в целом, защиты прав и интересов предпринимателей и потребителей, достижения баланса частных и публичных интересов <34>. -------------------------------- <34> См.: Истомин В.Г. К вопросу об основных направлениях правового регулирования конкуренции и месте конкурентного права в российской правовой системе // Конкурентное право. 2015. N 4. С. 9 - 14.
В п. 2 Указа Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" определены цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, а именно: а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен; б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции; в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности. Повышение удовлетворенности потребителей названо в качестве первоочередной цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, поскольку конкуренция ведется за потребительский спрос. По мнению А.Ю. Юданова, конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка <35>. Цель состязания субъектов предпринимательства в конечном счете достигается лишь в том случае, если результаты их деятельности (товары, работы, услуги) будут одобрены и приобретены другими субъектами, непосредственно не участвующими в соперничестве, т.е. потребителями (покупателями, заказчиками), выступающими в качестве как бы третьей стороны в конкурентной борьбе. Иначе конкуренция как таковая была бы бессмысленной. На это также указывал профессор Г.Ф. Шершеневич: "Общественная идея конкуренции состоит в том, что обеспечение личного существования со стороны каждого хозяйства ведет к наилучшему обеспечению интересов общества... Среди торговых представителей открывается ожесточенная борьба перед потребителями... Каждое предприятие стремится привлечь к себе и отвлечь от другого возможно большее число потребителей..." <36>. -------------------------------- <35> Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1998. С. 12. <36> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. С. 109.
Конкуренция в предпринимательской деятельности выступает в качестве побудительной силы, направляющей деятельность производителей и поставщиков (продавцов) на удовлетворение потребностей потребителей. "При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуги" <37>. Аналогичное определение содержится и в зарубежной правовой литературе. Конкуренция характеризуется как "усилия двух или более сторон, действующих независимо друг от друга, с тем чтобы завладеть клиентурой третьей стороны путем предложения товаров на более выгодных условиях" <38>.
-------------------------------- <37> Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. I. С. 95. <38> Chevalier F. Unfair Competition // Industrial Property in Asia and the Pasific. 1988. N 22. P. 41.
При постановке целей и задач государственной конкурентной политики важен прогноз ожидаемого результата. В частности, в распоряжении Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р указаны ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях (сферах) экономики (видов деятельности: увеличение удельного веса организаций социального обслуживания, основанных на негосударственной или немуниципальной формах собственности, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе, снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений, обеспечение формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи и другие <39>. -------------------------------- <39> Всего 28 пунктов согласно распоряжению Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р.
Таким образом, государственная конкурентная политика является неотъемлемой частью экономической политики государства и состоит в системе мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту добросовестной конкуренции. Реализация мер государственной конкурентной политики может быть эффективно осуществлена в системной взаимосвязи с реализацией других направлений государственной экономической политики и ее отдельных составляющих: промышленной, инвестиционной, инновационной, бюджетно-налоговой, таможенной, ценовой, политики поддержки малого и среднего предпринимательства и др.
Список литературы
1. Истомин В.Г. К вопросу об основных направлениях правового регулирования конкуренции и месте конкурентного права в российской правовой системе // Конкурентное право. 2015. N 4. С. 9 - 14. 2. Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский А.Г. Сушкевич. 2-е изд. М., 2014. 3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. I. 4. Писенко К.А. Понятие государственной антимонопольной политики в контексте проблематики административно-правового обеспечения баланса интересов // Конкурентное право. 2018. N 1. С. 16 - 20. 5. Сушкевич А.Г. Исследование товарного рынка и формальное применение запретов как элементы российского антимонопольного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 2. С. 11 - 17. 6. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. О сбалансированности инструментов конкурентной политики // Бюллетень конкурентной политики. 2012. Выпуск 7. 7. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. 8. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1998. С. 12. 9. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: Монография: В 2 т. М.: Научный эксперт, 2008. Т. 1. 10. Chevalier F. Unfair Competition // Industrial Property in Asia and the Pasific. 1988. N 22.
П.В. САМОЛЫСОВ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.22 (0.042 с.) |