Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Согласно современным научным представлениям, фонетико-фонематическое недоразвитие речи относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Патогенез ФФНР имеет в своей основе нарушение взаимодействия между речедвигательным и речеслуховым анализаторами. Исследователями ФФНР отмечается, что общая последовательность появления звуков в речи детей, имеющих указанную речевую патологию, в основном не отличается от той, которая наблюдается при нормальном ходе речевого развития. Остается незаконченным процесс становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь, глухих и звонких, твердых и мягких, шипящих и свистящих звуков), вызывает нарушение произношения слов сложной слоговой структуры и слов со стечением согласных, а также оказывает отрицательное влияние на степень готовности к звуковому анализу [29]. Дикция подавляющего большинства детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи смазана и непонятна из-за отсутствия или искажения большого количества звуков. Исключение составляют только дошкольники с функциональной дислалией и дисфонией, которые имеют нарушение или нескольких звуков, или определенной группы звуков. Темп, как индивидуальная характеристика, чаще всего обусловлена ситуацией общения. У детей с корковой дизартрией, вследствие трудностей переключения с одного артикуляционного уклада на другой, темп речи замедленный, с тахилалией и дисфонией – ускоренный. У других детей темп речи преимущественно нормальный. Нарушение ритма присуще детям с дизартрией. Во время музыкальных занятий фиксируются одиночные случаи аритмии, когда дошкольники в предыдущем движении из-за неустойчивости внимания, продолжают движение в заданном ранее темпе [18]. Лингвисты отмечают связь меж интонацией и смыслом рассматривают ее как один из важнейших факторов коммуникации. Было установлено зависимость меж по состоянию сформированности мимической моторики выразительностью речи. Даже детям с функциональной дислалией и тахилалией, которые имеют выраженных нарушений артикуляционной моторики, интонацией такие эмоции как удивление или радость. Дошкольники же с ринолалией и дизартрией имеют стабильно нарушенную мимическую моторику и чаще всего их вещание монотонное и эмоционально обеднено.
Акустически паузация выражается в падении интенсивности голоса до нуля, а физиологически – перерывом в работе артикуляционных органов. В общем дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи паузы между словами и отдельными предложениями делают адекватно. Исключение составляют только дети с тахилалией и спастической формой псевдобульбарной дизартрии, в которых расстановка пауз нарушена [16]. Ударение выражается в интенсивности звучания отдельных слогов. От ударения часто зависит значение слова брать (необозначенная форма глагола) и браться (форма множественного числа существительного), а также его грамматическая форма (совы – форма именительного падежа множественного числа) и совы (форма родительного падежа единственного числа). Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи часто ставят неправильное ударение в словах, особенно в случаях наличия подвижного ударения при словоизменении слов (слон-слона (вместо слона, слона). Итак, анатомо-физиологические дефекты, нарушена иннервация речевого аппарата, наряду с недостаточной сформированностью мимической моторики, приводят к затруднениям выражения интонационно-просодических компонентов речи, что делает его монотонным и бесцветным [1]. Интонационно-выразительная окраска речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи снижена. Во многих исследованиях интонационной стороны речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи речь оценивается как эмоционально невыразительная, монотонная. Внятность речи заметно снижается при увеличении речевой нагрузки [3]. На основе анализа теоретических данных о интонации речи, были выявлены некоторые особенности интонационной выразительности у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Страдает в первую очередь восприятие интонационных структур, а также способность владеть своим голосом. Нарушаются: темп, ритм, мелодика, акцентуация. Наиболее часто нарушается мелодика. В работах Е.С. Алмазовой, М.Ф. Фомичевой, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой отмечается, что тембр голоса может быль высоким, либо низким. Чаще низкий. У детей с преобладанием процесса торможения тембр низкий, голос тихий или приглушенный, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения тембр высокий, голос громкий [1; 21]. Темп – замедленный (удлинение слога за счет растягивания гласного) или ускоренный (гласные могут полностью исчезнуть). Ритм речи − нерегулярный, изменчивый. Ударение в словах расставляется неправильно [25]. Ударение − дети не могут акцентированно произносить определенное слово в предложении [25]. Не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных) [25]. В настоящее время существует не так много исследований по проблеме интонационной выразительности речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Существует необходимость уточнения и расширения знаний об особенностях интонационной выразительности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Таким образом, ученые выявили такие особенности интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: тембр голоса чаще низкий; темп – замедленный или ускоренный; ритм речи − нерегулярный, изменчивый, ударение в словах расставляется неправильно, не могут акцентированно произносить определенное слово в предложении; не удаются модуляции по высоте и силе голоса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.25.81 (0.009 с.) |