Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имам — это думающая голова общества
Человеческое общество ощущает острую нужду в человеке, который бы направлял в едином направлении мысленную деятельность своего народа. Однажды имам ас-Садик-мир ему!-спросил своего ученика Хишама бин ал-Хакама: "О Хишам, не расскажешь ли мне как ты поступил с Амром бин Убайдом и о чем ты его спросил?" Хишам вначале постеснялся говорить перед имамом, но потом начал рассказ о том, как однажды оказался среди слушателей Амра бин Убайда в мечети в Басре и обратился к нему с вопросами. После того, как Амр ответил на его вопросы о том, есть ли у него глаз, нос, рот, уши и что он с ними делает, Хишам спросил у него:
- А есть ли у тебя сердце и что ты с ним делаешь? Амр ответил: - Да, я отмечаю им все, что поступает на органы чувств.
- Не излишно ли сердце, - спросил Хишам, -когда есть эти органы? Тот ответил: - Нет. - Как же так, - спросил Хишам, - они же нормальные и здоровые? - Сын мой, - ответил Амр, - если органы чувств сомневаются в том, что они обоняли, видели, вкусили и услышали, то они передают это сердцу, а оно определяет достоверное знание и вытесняет сомнение. Хишам сказал: "То есть Аллах установил сердце для контроля над сомнениями органов чувств?" Да, - сказал Амр. Хишам сказал: - то есть сердце необходимо, иначе органы чувств не приобретут уверенность? Амр ответил утвердительно. Хишам сказал: "О отец Марва-на! Аллах - велик. Он и славен! - не оставил твои органы чувств без того, чтобы не назначить для них имама, определяющего им достоверное значение, с помощью которого они приобретают уверенность в том, что они сомневаются. Как же он оставляет всех этих людей в их растерянности без того, чтобы назначить им имама, к которому они обратились бы со своими сомнениями, если Он назначает тебе имама над твоими органами чувств, к которому ты обращаешься со своей растерянностью и сомнениями?" Амр замолчал и ничего не сказал. А когда он догадался, что его собеседником является Хишам бин ал-Хакам, оказал ему почести.
Когда Хишам закончил свой рассказ, имам ас-Садик - мир ему! - улыбнулся и спросил у него:
О Хишам, кто же научил тебя этому? Хишам сказал: - Я перенял это у тебя и сочинил. Имам сказал: - Клянусь Аллахом, это написано в свитках Ибрахима и Мусы.[1]
Поистине, имамы -да пребудет мир над ними! -чувствовали и несли ответственность за защиту религии и шариата от отклонений, были щедрым источником вечных коранических действительностей. Они своими словами и действиями вели людей по правильному пути и оставили после себя богатое сокровище исламского наследия. Имам Али - да пребудет мир над ним! - играл важную роль в контроле за воспитанием, за деятельностью судебных и правовых органов в период после Пророка, сократил несостоятельные судебные законоположения, руководил их исполнением, заложил основы истинно исламским нормам и положениям в юриспруденции. Они олицетворяли в тот ранний период духовное и умственное превосходство религии ислама, организовывали диспуты с представителями обладателей книги, давали отпор многим измышлениям против ислама. Так, существование имамов, да пребудет мир над ними! -означало наличие важного источника культурного развития, способствовавшего распространению идейного наследия ислама.
Толкование исламского законоположения, разъяснение постановлений и решений ислама и контроль за внедрением универсальных положений ислама в практической жизни человека - одно из важнейших направлений деятельности людей дома Пророка - да благословит его Аллах и род его! По утверждению мухаддисов, Пророк в разных местах и в разное время, привлекал внимание людей к той глубинной связи, которая существует между Кораном и его семьей, а этим своим коротким, но очень содержательным по смыслу высказыванием он изложил сущность программы действий мусульман на будущее. Хотя из-за разности источников предание и отличается по своей форме в общих чертах и подробностях, по содержанию все его варианты однозначно указывают на один и тот же смысл - на существование глубинной и бесспорной, крепкой и достигшей высшего предела связи между Кораном и людьми дома Пророка - да благословит его Аллах и род его! Среди достоверных преданий людей сунны только лишь восемьдесят хадисов, переданных первым халифом,[2] пятьдесят хадисов, переданных вторым халифом.[3] В книге "Сахих" Муслима отмечены пять хадисов, переданных Усманом, а в книге "Сахих" ал-Бухари - девять преданий.[4] В то время как только в книгах Гурар ал-хукм и Дурар ал-калим указано на одиннадцать тысяч хадисов, переданных Повелителем правоверных Али - да пребудет мир над ним. Если сравнить предания, рассказанные людьми сунны с ахбарами, которые передали сообразно с различными обстоятельствами чистейшие имамы, то можно понять, насколько серьезно и широко вели люди дома Пророка борьбу за веру и какие великие услуги они оказали развитию исламских знаний во многих сферах религии. Все мусульманские ученые перенимали у них знания, учились у них, добровольно признавая их авторитет как блюстителей религиозного закона, обладающих знанием сокровенных сторон религии. Му'тазилиты, сторонники единобожия, божественной справедливости и умозрительного рассуждения, у которых люди учились этой дисциплине, являются учениками и сторонниками Али, ибо их глава - Васил бин Ата является учеником Абу Хишама Абдуллах бин Мухаммада бин ал-Ханафиййи, Абу Хашим - ученик своего отца, а его отец - ученик Али бин Абу Талиба, да пребудет над ним мир!
Аш'ариты - приверженцы Абу-л-Хасана Али бин Исма'ила бин Абу Бишра ал-Аш'ари, являвшегося учеником Абу Али ал-Хаббаи, который был одним из старейшин му'тазилитов. Учение аш'аритов также возводится в конечном итоге к Али бин Абу Талибу (мир ему) наставнику и учителю му'тазилитов. Что касается имамитов и зайдитов, то и они явно относятся к Али.
Большая заслуга в становлении фикха - мусульманской юриспруденции принадлежит Али; каждый мусульманский юрист и законовед ссылается на его правотворчество. А что касается последователей Абу Ханифы, таких как Абу Йусуф, Мухам-мад бин ал-Хасан и других, то они также учились у Абу Ханифы. А аш-Шафи'и учился у Мухамма-да бин ал-Хасана, а его учение восходит к школе Абу Ханифы. Ахмад бин Ханбал учился у аш-Шафи'и, чье учение восходит также к Абу Хани-фе, который учился у Джа'фара бин Мухаммада, а тот - у своего отца, учение которого возводится к Али. Что касается Малика бин Анаса, то он учился у Раби'и ap-Pa'и, который учился у Икримы, ученика Абдаллаха ибн Аббаса, который учился у Али - мир ему! Что касается шиитского религиозно - правового толка, то он явно возводится к нему.
Умар бин ал-Хаттаб и Абдаллах бин ал-Аббас, которые были знатоками богословско-правовых норм среди сподвижников Посланника Аллаха, оба они перенимали знания у Али. Что касается Ибн Аббаса, то это явно, а в отношении Умара каждый знает, что тот обращался к нему во всех сложных вопросах и неоднократно говорил, что если не Али, то пропал бы Умар. Он также говорил: Никто не решиться выносить решение в присутствии Али.
У него перенимали и учились науке о понимании и толковании Корана. Если обратиться к комментариям к Корану, то можно убедиться в этом, ибо большая их часть передается со слов Али и Абдуллаха бин Аббаса. Люди знали об отношении Ибн Аббаса к Али, о его неотступном следовании ему, о его тяготении и симпатии к нему, о том, что он является его учеником. Его спрашивали:
"Каково отношение твоих знаний, к знаниям твоего двоюродного брата?" Он отвечал: "Оно подобно капле по сравнению с морем".
У Али перенимали и учились грамматике арабского языка и все знают, что он был основателем этой науки и диктовал Абу-л-Асваду ад-Дуали основные принципы этой науки.[5] Эта традиция распространялась и на других имамов из числа людей дома Али бин Абу Талиба - мир ему! Имам ас-Садик - мир ему! - воспитал целое поколение знатоков в различных областях науки. Среди них были философы и богословы как Муфаддал бин Умар, Му'мин ат-Так, Хишам бин Салим, математики и химики как Джабир бин Хаййан, законоведы и комментаторы Корана как Зирара, Мухаммад бин Муслим, Джамил бин Даррадж, Хамран бин А'йун, Абу Басир и Абдуллах бин Синан. У имама Джа'фара ас-Садика учились такие выдающиеся люди как Малик бин Анас, Шу'ба бин Хаджжадж, Суфйан ас-Саури, Ибн Джу-райдж, Абдуллах бин Амр, Рух бин ал-Касим, Суфйан бин Уйайна, Сулейман бин Билал, Ис-ма'ил бин Джа'фар, Хатам бин Исма'ил, Абд ал-Азиз бин ал-Мухтар, Вахб бин Халид, Ибрахим бин Таххан и другие.
Чистейшие имамы из людей дома в течение всей своей благородной жизни возглавляли оппозиционное движение и политическую конфронтацию. Жизнь многих имамов была прекращена на поле брани, или в результате предательского покушения и никто из них не умер естественной смертью. Каждый из них имел сугубо свой стиль политической борьбы и свою тактику в отношении отклонений своего времени. Преподнесение имамом себя самого в качестве идеального примера, который составляет явное противоречие моральному облику халифа, действительно находившегося у власти, вынуждает общину сопоставить их и осудить одного из них. Такая конфронтация может проявиться в виде открытого осуждения существующего режима путем обращения к народу с политической речью, а может проявиться в совершенно другой форме - в форме воздействия имама на определенные ветви власти с целью устранения случаев отклонения и злоупотребления в их работе и поиска здоровых сил дабы добиться ближайших целей и осуществить в силу возможностей интересы общины. Не трудно заметить роль имама Али бин Абу Талиба и внука пророка имама ал-Хасана бин Али в руководстве духовной жизнью и направлении ее в течение, соответствующего духу ислама; их форма правления была более чем богатой и во многом может быть образцом политической мудрости.
Имамы из людей дома, которые были потомками Пророка, да пребудет мир над ними в личной жизни олицетворяли истинную действительность ислама и тем самым стали живыми образцами вдохновения на истинный ислам, который доставил к людям последний пророк. Они были прекрасным примером для подражания со стороны верующих: порой, просто их существование составляло угрозу для существующего режима, ибо они со своим образом жизни показывали мерзости правителей.
[1] Усул-ал-Кафи. 2/169-170.
[2] Муснад. 2/14.
[3] Адва' 'ала-с-сунна. с.204.
[4] Там же. с.204.
[5] Шарх Нахдж ал-балага ли-Ибн ал-Хадид. 1/6. Амали-с-Садук. С.376.
ЛЕКЦИЯ 38
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.153.185 (0.012 с.) |