Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безопасность жизнедеятельности. Проректор по учебной и методической работеСтр 1 из 4Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и методической работе ____________/ В.Г. Шубаева «____» ______________20____г.
Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа дисциплины
Составитель(и): ___________/ д.т.н., профессор Лепеш Г.В. ___________/ к.ф.-м.н., доцент Угольникова О.Д. ___________/ старший преподаватель Потемкина Т.В.
Санкт-Петербург 2020
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ рабочей программы дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
образовательной программы направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, направленность: Менеджмент в индустрии питания (бакалавриат)
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ... 6 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 6 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 6 4. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ... 7 5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 7 6. ЗАНЯТИЯ СЕМИНАРСКОГО ТИПА.. 12 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 13 7.1. Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины 13 7.2. Организация самостоятельной работы... 14 8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 15 9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 18 9.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 18 9.2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.. 19 10. ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.. 20 11. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 21
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: формирование профессиональной культуры безопасности, т.е. готовности и способности личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Задачи: - формирование у обучающихся представления о содержании понятий «опасности» и «безопасности»; - формирование знания о принципах и методах защиты человека и среды обитания от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; - освоение практических навыков принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведения мероприятий по ликвидации их последствий, умения оказывать первую помощь.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина Б1.Б «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части дисциплинам Блока 1, и является обязательной для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Форма промежуточной аттестации: зачет - 1 семестр. Распределение фонда времени по темам дисциплины по очной форме обучения представлено в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Распределение фонда времени по темам дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Основные понятия, аксиомы и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Основные понятия и определения. Жизнедеятельность и ее безопасность. Обмен веществом, энергией, информацией между человеком и средой его обитания; интенсивность этих обменных потоков. Триада «опасность – причины – ущерб». Источники опасностей и объекты их воздействия. Эволюция среды обитания и сохранение жизни; положительные и отрицательные аспекты научно-технического прогресса. Аксиомы «Безопасности жизнедеятельности» (БЖД). Цели и задачи БЖД, ее место в современном мире.
ЗАНЯТИЯ СЕМИНАРСКОГО ТИПА
Таблица 6.1 – Практические занятия/ Семинарские занятия / Лабораторные работы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются разнообразные образовательные технологии как традиционные, так и с применением активных и интерактивных методов обучения. Активные и интерактивные методы обучения: - традиционная лекция (тема №1, №2, №3, №4). - проблемная лекция (тема №5-17) - практические занятия (тема №3, №4, №5, №8, №15, №16) - анализ конкретных ситуаций (тема №2, №12) - презентация (тема №9, №11, №14, №17) - лабораторные работы (тема №6, №7, №10) Использование активных и интерактивных методов обучения позволяет обучающимся лучше усваивать материал, повышает вовлеченность в образовательный процесс. Традиционная лекция незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. В рамках традиционной лекции рассматриваются: - по теме 1 – основные понятия и определения, источники опасностей и объекты их воздействия, аксиомы БЖД, цели и задачи БЖД, - по теме 2 – классификация опасностей, классификация источников опасностей, классификация причин, классификация ущерба, - по теме 3 – понятие риска, риск события, риск поражения, риск ущерба, виды риска, методы оценки риска, - по теме 4 – принципы обеспечения безопасности, методы обеспечения безопасности, средства обеспечения безопасности. Проблемная лекция характеризуется проблемным изложением материала: преподаватель ставит вопрос или формулирует проблемную задачу и с помощью студентов находит ответ на вопрос. В состав методического обеспечения проблемной лекции входит перечень «проблемных вопросов». - Тема 5 – Системный подход при анализе и управлении безопасностью, построение «дерева событий», «дерева опасностей и причин», «дерева отказов», методы анализа, сущность управления безопасностью. - Тема 6 – Основные формы жизнедеятельности, условия труда, работоспособность, основные положения эргономики, опасные и вредные производственные факторы, производственный травматизм, охрана труда, инструктажи, нормативно-правовое регулирование в сфере охраны труда. - Тема 7 – Физические и психофизиологические вредные и опасные производственные факторы. - Тема 8 – Организация проведения специальной оценки условий труда. Техника безопасности и производственная санитария. - Тема 9 – Понятия, источники и причины проявления биологических опасностей, защитные мероприятия, понятие, причины и классификация социальных опасностей, профилактика и борьба с социальными опасностями. - Тема 10 – Механические активные (кинетические) и пассивные (потенциальные) опасности: движущиеся тела (транспортные средства, станочное и иное оборудование), высота, наклонные и скользкие поверхности и др, обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающих емкости с аномальными значениями основных параметров состояния среды, опасности, связанные с механическими колебаниями: вибрация, шум, инфра- и ультразвук, опасности, связанные с электромагнитными излучениями: электромагнитные поля радиочастот, видимый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения; лазерная техника, электрический ток как негативный фактор. - Тема 11 – Загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы. - Тема 12 – Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) и ее признаки. - Тема 13 – Радиоактивные вещества и ионизирующие излучения. Вредные и ядовитые вещества, аварийно химически опасные вещества, боевые отравляющие вещества. Горение и пожар. Взрывы. - Тема 14 – Понятие и основные причины, поражающие факторы и параметры природных опасностей. - Тема 15 – НПА в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Опасные производственные объекты: их регистрация и лицензирование. Структура гражданской обороны объекта экономики и задачи гражданских организаций гражданской обороны. Способы и средства защиты в чрезвычайных ситуациях. - Тема 16 – Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ. Очередность, стадийность и последовательность ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Способы оказания первой помощи пострадавшим. - Тема 17 – Понятие устойчивости объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта. Практические задачи предполагают анализ предложенных фактов и данных, выбор необходимых методов решения поставленной задачи, осуществление необходимых расчетов и аргументацию полученного ответа. - Тема 3 – Количественное описание опасностей. Расчет индивидуального и коллективного риска. Расчет риска на рабочем риска, определение риска с использованием трехуровневой шкалы, оценка риска в зависимости от вида профессиональной деятельности. - Тема 4 - Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Оценка надежности, безотказности, долговечности. - Тема 5 – Анализ и управление безопасностью жизнедеятельности. Построение дерева событий, дерева отказов. - Тема 13 – Техногенные чрезвычайные ситуации. Оценка радиационной и химической обстановки. Расчет времени эвакуации. - Тема 15 – Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Оценка зависимости интенсивности ионизирующего излучения от расстояния до источника излучения и оценка эффективности действия защитных экранов. - Тема 16 – Оценка неотложных состояний, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, иммобилизация,, дисмургия. Анализ конкретных ситуаций ‑ техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. - Тема 2 – Классификация опасностей и их источников, причин и ущерба. Таксономия опасностей. - Тема 12 – Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Условия и причины возникновения ЧС на примерах природных и техногенных ЧС в России и мире. Презентация – эффективное проведение занятия предполагает использование всевозможных иллюстративных средств, например, аудио- и видеоматериалов, фрагментов кино или изображения основных тезисов на флип-чарте, демонстрацию слайдов проектором на экране. - Тема 9 – Биологические опасности. Социальные опасности. Представление презентаций по теме, выбранной студентом, например, социальные опасности, связанные с психическим здоровьем, с вредными привычками человека (алкоголизм, табакокурение, употребление курительных смесей, наркотиками). - Тема 11 – Экологическая опасности: понятие, краткая характеристика, возможные последствия (на реальном примере по выбору студента). - Тема 14 – Природные чрезвычайные ситуации. ЧС геологического характера, ЧС гидрологического характера, ЧС метеорологического характера (на отдельных примерах по выбору студента). - Тема 17 – Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях Лабораторная работа - одна из форм организации исследовательской деятельности, такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, закрепляют полученные ранее знания. - Тема 6 – Характеристика основных форм и условий деятельности. Организация трудового процесса (элементы эргономики) и охрана труда. Соотнесение условий деятельности с условиями труда. Лабораторная работа №1 Основные принципы и методы эргономической оценки рабочих мест для выполнения работ сидя и стоя. - Тема 7 – Санитарно-гигиенические и психофизиологические аспекты безопасности. Лабораторная работа №2 Оценка параметров шума, микроклимата, световой среды на рабочем месте. - Тема 10 – Техногенные опасности. Лабораторная работа №3 Изучение электробезопасности трехфазных сетей переменного тока и расчет защитного заземления. Тестирование – это исследовательский метод, позволяющий выявить уровень знаний, умений и навыков обучающегося по изученным ранее темам. - Тема 6 – Тест по теме Вредные и опасные производственные факторы. - Тема 7 – Тест по теме Расследование, оформление, учет и регистрация несчастных случаев на производстве. - Тема 8 – Тест по теме Охрана труда. - Тема 13 – Тест по теме Пожарная безопасность. - Тема 16 – Тест по теме Первая помощь.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Таблица 9.1.1 – Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Таблица 9.1.2 – Перечень современных профессиональных баз данных (СПБД)
Таблица 9.1.3 – Перечень информационных справочных систем (ИСС)
ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при необходимости осуществляется на основе адаптированной рабочей программы с использованием специальных методов обучения и дидактических материалов, составленных с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся (обучающегося). В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Университет обеспечивает: – для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению: размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий; присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); – для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху: надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; – для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные комнаты и другие помещения кафедры, а также пребывание в указанных помещениях. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Фонд оценочных средств для проведения аттестации уровня сформированности компетенций обучающихся по дисциплине оформляется отдельным документом и является приложением к рабочей программе дисциплины.
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и методической работе ____________/ В.Г. Шубаева «____» ______________20____г.
Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа дисциплины
Составитель(и): ___________/ д.т.н., профессор Лепеш Г.В. ___________/ к.ф.-м.н., доцент Угольникова О.Д. ___________/ старший преподаватель Потемкина Т.В.
Санкт-Петербург 2020
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ рабочей программы дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
образовательной программы направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, направленность: Менеджмент в индустрии питания (бакалавриат)
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ... 6 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 6 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 6 4. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ... 7 5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 7 6. ЗАНЯТИЯ СЕМИНАРСКОГО ТИПА.. 12 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 13 7.1. Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины 13 7.2. Организация самостоятельной работы... 14 8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 15 9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 18 9.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 18 9.2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.. 19 10. ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.. 20 11. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 21 АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.236 (0.144 с.) |