Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработка технологической стороны занятия
Предварительную разработку основных деталей к предстоящей деятельности обучающих и обучающихся и прогнозирование её результатов называют педагогическим проектированием. Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса называют «технологией учебного процесса», т. е. это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. Процесс разработки конкретной педагогической технологии называют процессом педагогического проектирования, выражающимся в следующей последовательности: – выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами; – выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель; – выбор или разработка технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель. В процессе разработки педагогической технологии важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на развитие соответствующих компетенций, на овладение знаниями, умениями и навыками, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний. Основными формами организации учебного процесса являются: лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, самостоятельная работа студента, конференция, консультация (это формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку); практическое занятие, курсовые работы, все виды практик, деловая игра, научно-исследовательская работа студента, выпускная квалификационная работа (это формы, направленные преимущественно на практическую подготовку). После выбора формы обучения следует определиться, применение каких методов обучения оптимально для каждого конкретного занятия. По характеру познавательной деятельности обучающихся выделяют пять групп методов: – объяснительно-иллюстративные, суть которых состоит в организации усвоения информации студентами: преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а студенты воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию; – репродуктивные методы: состоят в организации деятельности по воспроизведению и применению усвоенных знаний (решение типовых задач, выполнение лабораторных работ по инструкции и т. д.);
– метод проблемного изложения заключается в том, что преподаватель не просто излагает материал, а ставит проблему, раскрывает систему доказательств, показывает способ разрешения проблемы, а студенты становятся свидетелями научного поиска (этот метод должен быть ведущим в лекционном преподавании); – частично-поисковые методы: их цель – приблизить студентов к самостоятельному решению проблем с помощью выполнения отдельных этапов задания, поставленного преподавателем; – исследовательские методы; предполагают сближение методов учебной работы с методами научного исследования, когда студенты полностью и самостоятельно проводят исследование неизвестной для них проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и творческий характер деятельности. Разработка плана-конспекта занятия В целом, следует отметить, что проведение аудиторных занятий представляет собой наиболее значимую составляющую преподавательской деятельности. В ходе любого аудиторного занятия преподаватель должен установить контакт с аудиторией и обосновать важность изучаемой темы. Установить контакт с аудиторией можно через постановку проблемного вопроса, создание игровой ситуации и т. п. Чтобы убедить аудиторию в важности изучаемой темы, преподавателю следует ответить на три вопроса: в чем сущность рассматриваемой проблемы со всеми ее противоречиями? где студенты встретятся с ней? что даст ее изучение? На этапе сообщения учебной информации работа преподавателя должна быть направлена на доказательное объяснение учебного материала, активизацию познавательной деятельности студентов, управление процессом сообщения, восприятия и закрепления учебного материала. В процессе проведения занятия важно уметь удерживать внимание и интерес обучающихся. Для этого уместно использовать следующие приемы: – прямое включение (вовлечение) аудитории в суть рассматриваемой проблемы (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций);
– «эффект неожиданности» – использование неожиданной и неизвестной студентам информации, имеющей отношение к рассматриваемой теме; – «провокация» – на короткий отрезок времени можно вызвать у аудитории реакцию несогласия с излагаемой информацией; – гипербола – с помощью преувеличения можно заострить внимание аудитории на рассматриваемом предмете; – прогнозирование – на основе реального фактического материала делается попытка прогнозирования развития явлений, тенденций, процессов, ситуаций; сопоставление различных точек зрения по рассматриваемому вопросу; – использование историко-логического подхода к анализу рассматриваемой проблемы; – сравнение; – применение разнообразных средств наглядности; – использование интересных фактов, контрольных вопросов и т. д.
При подготовке к занятиям и непосредственно в ходе самого занятия следует уделять особое внимание искусству устной речи. Чтобы студенты легко, удобно и результативно воспринимали сказанное преподавателем, следует учитывать ряд факторов:
Темп речи. Собственный темп речи человека соответствует его темпераменту и обычно не требует того, чтобы принципиально его менять. В то же время на занятиях следует стараться говорить скорее медленно, чем быстро, так как быстрый темп производит впечатление торопливости и затрудняет понимание. Если речь идет о важных сведениях или нужно что-то подчеркнуть, говорить стоит медленнее. Сила звука. Сила звука должна соответствовать условиям помещения. Тихое звучание побуждает слушателя к повышенной концентрации внимания, но слишком тихая речь затрудняет понимание. Темп и силу звука используют для акцентирования внимания. Паузы. Во время произнесения речи преподаватель должен думать о том, что скажет в следующий момент. Паузы облегчают эту задачу. Во время пауз слушатели могут переработать сообщенную им информацию. С помощью пауз можно расставить акценты, подчеркнуть важную информацию. Умение делать паузы является также условием для правильного дыхания. Ударения. С помощью различного ударения на отдельные слова можно изменить смысл высказывания. Не стоит недоучитывать значение мимики, взглядов, жестов и внешнего вида. Мимика. Под мимикой понимают выразительное движение мышц лица. На занятиях выражение лица студентов сигнализирует о степени их внимания и готовности к действиям. Через выражение лица студентов преподаватель получает частично информацию о том, поняли ли они учебный материал или какие-то задания. Наоборот, выражение лица преподавателя сигнализирует студентам о том, как он оценивает их результат, одобряет или нет их поведение. Взгляд. Контакт глазами (вместе с выражением лица) играет важную роль в процессе коммуникации, так как также служит необходимой обратной связью между партнерами, обмен взглядами регулирует коммуникацию. Жесты. Движения руками служат прежде всего для иллюстрации и сопровождения речевых высказываний, они также могут показывать эмоциональное состояние говорящего. Жестикуляция является хорошим средством оптического подкрепления речи. Однако стереотипные жесты мало что дают для ее восприятия, так же, как и жесты, не соответствующие своей цели. Выступающий должен учитывать общее впечатление, производимое положением тела (например, «стойка слона» или «эффект белого медведя» – длительное покачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону).
Внешний вид. Внешний вид определяет то впечатление, которое с первого взгляда может стать решающим для того, состоится ли вообще коммуникация или нет. Через внешний вид обычно проявляется социальный статус людей, их свойства характера и эмоциональное состояние. Анализ аудиторного занятия Психолого-педагогический анализ занятия – это процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления занятия, выяснение через это путей и причин формирования именно такого конечного результата занятия и соответствия последнего его триединой (образовательной, развивающей, воспитательной) цели. Умение осуществлять психолого-педагогический анализ выступает обязательным и неотъемлемым элементом профессиональной культуры педагога и является важнейшим средством стимулирования и творчества преподавателя в процессе самообразования, эффективным способом индивидуальной методической работы и именно оно лежит в основе обобщения и в определенной степени распространения передового и инновационного педагогического опыта. В зависимости от места психолого-педагогического анализа занятия в профессиональной деятельности преподавателя выделяют текущий, предварительный и итоговый виды анализа. Текущий анализ аудиторного занятия состоит в умении преподавателя по ходу занятия анализировать конкретную обстановку и принимать правильные педагогические решения одновременно с ведением занятия. Способность к текущему анализу занятия является проявлением высшего уровня профессиональной рефлексии. Для достижения этого уровня требуется регулярно проводить предварительный анализ (во время подготовки к занятию) и итоговый анализ уже проведенного занятия. Предварительный анализ происходит на этапе подготовки к занятию при подборе учебного материала, адекватного целям занятия. Он позволяет преподавателю прогнозировать деятельность студентов во время предполагаемого занятия и их поведение на основных этапах занятия, а также их реакцию на учебный материал. Итоговый анализ заключается в сопоставлении плана занятия с его реализацией. Он помогает выявить не только достоинства и недостатки занятия, но и осознать те факты, влияние которых не было учтено при подготовке к нему.
Составление письменного анализа занятия требует от магистранта соединения результатов текущего и итогового анализа. Основная цель этой работы – развитие собственной наблюдательности и рефлексии. Необходимо, чтобы магистрант научился руководствоваться в своей работе, в оценке ее успешности или неуспешности, в выборе необходимых корректировок не только эмоциональным переживанием успешности или неуспешности, но и пониманием того, что и почему достигает цели, а какие усилия оказываются неэффективными. Никакая цель не будет достигнута, если преподавателю не удалось вовлечь студентов в совместную деятельность, поскольку аудиторное занятие – это прежде всего совместная деятельность студента и преподавателя. Анализ основных элементов аудиторного занятия проводится в соответствии со структурой занятия и основными критериями. Анализ целеполагания: – полнота и комплексность определения целей занятия; – правильность и обособленность определения образовательных, воспитательных, развивающих задач занятия, их связь с заданиями темы; – формулировка и доведение целей до обучаемых; – оценка реальности выполнения задач на данном занятии; – оценки дифференцирования задач работы в зависимости от уровня подготовленности студентов. Анализ структуры занятия: – характеристика типа занятия (его обоснование); – обоснование места данного занятия в системе занятий темы; – логическая последовательность и взаимозависимость структурных компонентов занятия (восприятие, осознание, применение, обобщение и систематизация усвоенного); – целесообразность и оптимальность распределения времени между компонентами занятия; – дидактическая завершенность каждого структурного этапа занятия. Анализ содержания учебного материала: – соответствие содержания занятия ФГОСу, программе, целям занятия; – научный уровень излагаемого на занятии материала; – генерализация содержания на основных идеях занятия (концентрация внимания на основных фактах, понятиях, закономерностях, законах в содержании материала); – полнота, достоверность, доступность усваиваемого учебного материала; – логика развертывания содержания учебного материала, связи между блоками содержания учебного материала; – развивающее влияние учебного материала; – воспитательная направленность содержания занятия. Анализ деятельности преподавателя на занятии: – виды и характер деятельности преподавателя на занятии (организационный, развивающий, информационный, аналитический и др.); – содержательность, доступность, логичность изложения преподавателем учебного материала на занятии; информационная емкость занятия; – соотношение заданий репродуктивного и творческого характера, адресуемых обучаемым; характер деятельности обучаемых, организуемой преподавателем;
– уровень требовательности преподавателя, психологический контакт со студентами, характер общения и сотрудничества; – анализ развивающей деятельности преподавателя (стимулирование познавательной деятельности студентов, формирование профессиональных компетенций, развитие индивидуальных способностей); – речь преподавателя на занятии (словарный запас, точность и языковая правильность, выразительность и образность, работа по семантике новых терминов и понятий, дикция, эмоциональная окрашенность речи); – педагогическая целесообразность использования инновационных технологий обучения; – рефлексивная деятельность преподавателя. Анализ методов и методических приемов обучения: – обоснованность и правильность выбора метода и методических приемов (их соответствие содержанию, целям занятия, уровню сформированности учебной деятельности студентов); – разнообразие методов, используемых преподавателем на занятии, их комплексность, эффективность; – методы и формы закрепления знаний и умений студентов (первичное, понятийное, итоговое закрепление), их эффективность; методы контроля знаний и умений студентов; уровня сформированности профессиональных компетенций, их корректировка; методическая целесообразность применяемых методов и форм контроля (устный, письменный, практический, индивидуальный, групповой, фронтальный, тестовый, зачеты). Анализ деятельности студентов на занятии: – общая оценка деятельности обучаемых на занятии; их активность, интерес, внимание, результативность на разных этапах образовательного процесса; – целесообразность и эффективность применяемых видов деятельности; – самостоятельная познавательная деятельность студентов на занятии, характеристика ее эффективности; – проявление на занятии общенаучных, специальных и интеллектуальных умений и навыков, их результативность; – эффективность используемых форм деятельности студентов (индивидуальных, групповых, фронтальных). Анализ занятия завершается научно обоснованными выводами и рекомендациями, которые должны быть результатом научно обоснованного анализа, аргументированы, доказательны, конкретны и убедительны.
Приложение № 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.120 (0.03 с.) |