Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль инструментов оркестра «дар» в музыкальном развитии детей
Художественные потребности человека могут быть реализованы в музыкальной деятельности. Музыка как один из видов искусства неразрывно связана с творчеством. Важнейшая задача современной педагогики — творческое развитие ребенка: Творчество выступает в роли движущего механизма, который не дает человеку успокоиться, «принуждает» находиться в постоянном поиске. Ребенок поет, играет, танцует, шалит... Эти своеобразные проявления творчества, соответствующие уровню развития ребенка, отображают его определенные потребности, степень освоения окружающего мира. Чем раньше ребенок начинает «творить», тем быстрее у него сформируется способность к самовыражению, а также способность к самостоятельным действиям. Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано с разными аспектами жизнедеятельности организма ребенка. Уже с момента рождения к внутренним ритмам организма ребенка (ритм дыхания, сердцебиение) присоединяются ритмы его взаимодействия с окружающим миром. Плач младенца, его реакция на пение матери, первые движения под музыку, когда он старается подстроиться под ее ритм, есть по сути первоначальные проявления эмоционального восприятия. Раннее формирование чувства ритма создает предпосылки для эмоционального развития ребенка. Ритм деятельности человека согласуется с его природным метрономом — сердцем. В пульсации сердца находит отображение взаимодействие организма с ритмом планеты (периодичность вращения Земли вокруг Солнца, атмосферное давление планеты), ритмом географической среды обитания (страна, город, деревня). Образ каждого народа ассоциируется с определенным ритмопульсом. Это особенно заметно по произведениям традиционного фольклора (танцам, песням, инструментальным наигрышам, поэтическому творчеству). В культуре первобытных народов различные ритмы выполняли организационную функцию. Удары барабанов призывали к объединению, выкрики способствовали более успешной совместной работе. Ритуальные танцы, первоосновой которых был ритм, оказывали и на танцующих, и на зрителей сильное эмоциональное воздействие. В последующие времена ритм не утратил своего значения в жизнедеятельности человека.
Любое музыкальное произведение вводит человека в определенный ритмомир, «заставляет эмоционально переживать — принимать или отторгать услышанное. Эмоционально воздействуя на ребенка, музыка «остается» в его памяти в виде выразительных образов, которые формируют предпосылки эстетического развития. Элементарное музыкальное воспитание по системе австрийского педагога и композитора Карла Орфа в своей основе строится на ритме — активном участии детей в музицировании, импровизациях на примитивных ударных «ритмических» инструментах. Однако воздействие ритма на организм человека может быть и негативным. В некоторых стилевых направлениях современной музыки (рэп, техно-поп, рэйв, регги) ритмическое начало выступает в качестве сильнейшего раздражителя, что помогает музыкантам добиваться быстрой обратной связи с публикой. Группы, играющие в стиле хэвиметалл или трэш, к акцентной (часто навязчиво остинатной) ритмике добавляют еще максимально громкое звучание инструментов, что нередко приводит слушателей в состояние аффекта, стресса, иногда даже провоцирует их на деструктивные действия. В настоящее время во многих школах Западной Европы педагоги стараются отказываться от тотального использования синтезаторов на музыкальных занятиях. Синтезатор, каким бы "совершенным он ни был, никогда не заменит «живого» общения с музыкой посредством акустических инструментов. В электронной музыке не хватает тех почти неуловимых нюансов, которые рождают радость творчества. Синтезатор может значительно расширить технические возможности музыканта, но передать не во всей полноте индивидуальную исполнительную трактовку произведения.
134 135 Ритм выступает как одно из средств развития творческих способностей детей в процессе их музицирования на народных инструментах. Тембровое многообразие инструментов оркестра «ДАР» позволяет поддерживать устойчивый интерес к исполнительству и создает предпосылки к творческой самореализации детей — сочинению аранжировок и оригинальных произведений для народных инструментов, импровизации, в том числе ритмической.
Например, при разучивании с детьми русской народной песни «Дождик» для кугикл и балалайки Таня В. (6 лет) предложила ввести в ансамбль валдайский колокольчик, чтобы показать капельки дождя.
На музыкальных занятиях детям предлагается целый комплекс упражнений для развития чувства ритма. Сначала они приобретают простейшие навыки — повторяют (хлопками, ударами ногой по полу, щелчками пальцев) ритмический рисунок, заданный педагогом. Четко выполнить это упражнение им поможет один из методов относительной сольмизации — скандирование ритмослогов, соответствующих разным длительностям: В дальнейшем рекомендуется скандировать слова, которые имеют отношение к изучаемым инструментам. Например, знакомя детей с пастушьей барабанной, педагог говорит, что в случае опасности для стада пастухи выстукивали сигнал тревоги:
Когда опасность миновала, пастухи выстукивали:
При разучивании приема игры на трех ложках («Комар и лягушка») можно скандировать:
В этом приеме сочетаются глиссандирующие удары одной ложкой («комар»), зажатой в правой руке, по двум ложкам («лягушка»), зажатым в левой руке (см. с. 65), и кваканье «лягушки» (кисть левой руки резко сжимает зажатые между пальцами ложки — получается удар). Когда «комар» делает глиссандирующие удары по «лягушке», он приветствует ее: «Здравствуй!» «Лягушка» отвечает на приветствие: «Ква, ква» (ложки в левой руке делают два удара). Ребенок проговаривает эти слова одновременно с движениями рук, что помогает ему быстро приобрести необходимые навыки. Затем детям предлагаются более сложные ритмические задания, в которых учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка. Развитие чувства ритма помогает детям организовать не только свою музыкальную деятельность, но и любую другую, рациональнее использовать свое время. Всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые занимались по программе «Музыкальная народная культура», очень нравится сочинять различные ритмические последовательности. Это подтвердили результаты анкетирования, которое было проведено в конце первого полугодия. Играя на ударном музыкальном инструменте, ребенок не только музыкально развивается, но и трудится — прикладывает определенного рода усилия. Атмосфера активного взаимодействия с музыкой сводится не к пассивному созерцательству, а к формированию, по словам Б. В. Асафьева, музыкально-творческого инстинкта. Ритмические задания, импровизация на народных ударных инструментах создают для этого все необходимые предпосылки. Музыкальная деятельность детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, способствует их творческой активности. В этом возрасте ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира.
136 137
Музыка воспринимается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к деятельности. С помощью языка музыки ребенок быстрее устанавливает контакт с окружающим миром и в то же время формирует свой собственный мир переживаний и образов.
Направленно воздействуя на ребенка, педагог должен учитывать его природные свойства. Согласно классификации СТ. Шацкого, таких свойств пять: сильно развитый инстинкт общительности, возбуждаемое любопытством исследовательское отношение к окружающему миру, потребность в созидании, инстинкт детского творчества, выраженный в развитии фантазии и воображения, а также инстинкт подражательности, влияющий на формирование детского характера1. Музыкальное воспитание детей должно быть комплексным — вместе с игрой на народных инструментах включать пение, движение под музыку, танец, сценическое действие. Рекомендуется также «рисовать» музыку — изображать при помощи красок и карандашей возникшие музыкальные впечатления. Форма занятия должна быть увлекательной. Например, автор пособия рассказывал детям 5 лет сказку о мажоре и миноре под аккомпанемент различных народных инструментов (балалайка, свирель, ложки, колокольчик и др.). Было дано задание нарисовать то, о чем дети услышали. На следующее занятие каждый ребенок пришел со своим рисунком и прокомментировал его. На рисунках были и солнечная полянка, на которой веселится мажор, и хмурая туча (минор), из которой дождь льет без перерыва на темный лес. Подобные задания не только развивают воображение детей, но и помогают им познавать окружающий мир, вырабатывать свое отношение к нему. Можно предложить детям другой вариант задания: рассказать о том, что они представляют, когда слушают ту или иную музыку. На свирели была исполнена русская народная песня «В сыром бору тропина». ' Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / Под ред. Н.П. Кузина и др. — М., 1980. — Т. 1. — С. 123.
Коля Ю. (5,5 лет) — «Мне показалось, что это грустный осенний вечер». Виталий 3. (7 лет) — «На улице пасмурно. Идет непрерывно маленький дождь, который тихо стучит по крыльцу и стеклам дома. А я сижу и смотрю, как капли медленно скатываются по стеклу». Петя С. (4 года) — «Похоже на "Два кота"» (ранее разученная шуточная песенка). После повторного прослушивания музыки Петя все равно остался при своем мнении. Очевидно, что чем старше ребенок, тем более развернутым и образным становится его рассказ. Важный фактор образовательного процесса — создание механизмов обратной связи между ребенком и педагогом, что способствует формированию благоприятного психологического климата для активного самовыражения и творчества детей.
Ася Д. (4 года) увлеченно музицирует на звоннице и тихо напевает. Несколько минут назад Асю попросили рассказать, какая сейчас на улице погода, не замерзла ли она, когда шла на занятие (был конец декабря). Поэтому в ее песне-фантазии главная героиня — зима. Педагог не должен мешать ребенку музицировать, ограничивать его в выборе средств самовыражения, а внимательно выслушать ребенка, по возможности принимать участие в его занятиях — творческий подход к выполнению задания следует всячески поощрять. Одной из важных форм работы является подбор на слух на мелодических народных инструментах (звоннице, дровах, свистульке, гуслях) различных интервалов и несложных мелодий, - самостоятельное завершение мелодий, начатых педагогом. Эти упражнения развивают у детей музыкальный слух, память. Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать на музы-
138
139
кальных занятиях необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми. Музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации. Слушая звучание инструментов, знакомясь с историей их создания, визуально их, воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в ее «поле», ощущают себя ее звеньями. Дополнительную информацию дают названия инструментов: шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (звучание инструмента имитирует перестук лошадиных копыт), звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть» или «жалить»), рожок (составная часть этого инструмента сделана из рога животного). Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в этот процесс. Автор не раз задавал вопросы детям разного возраста, что для них означают слова: «маракасы», «румба» или «кастаньеты» (музыкальные инструменты, получившие распространение в системе начального музыкального образования). Внятно никто ответить не смог. Обидно. Но еще хуже, когда забывается значение исконно русских слов. Все знают русский народный инструмент гусли, но мало кто догадывается, почему он так называется. Исследователи считают, что основа этого слова происходит от славянского глагола «гусли» (гудеть), «гуслой» также называли струну или натянутую жилу. Или другой русский инструмент — кугиклы. Инструмент изготавливался из пустотелого камыша (куги). Существуют также предположения, что название этого инструмента связано со словами «кувякать» и «кутикалка» (ребенок). Русские народные инструменты способствуют развитию сенсорных способностей детей.
Приведем в качестве примера несколько заданий на развитие сенсорных способностей. Задание 1: по звуку определить название народного инструмента. Дети подбирают слова, характеризующие звучание нового для них музыкального инструмента. Например, шаркунок: греметь, стучать, шуршать... Нет, но уже -тепло. Шаркать — шаркунок! Подключив свое 140 образное и логическое мышление, ребенок отлично справляется с этим заданием. Таким же образом можно определить названия следующих инструментов: • хлопушка (бич) — громкий, резкий звук, похожий на хлопок или свист кнута (бича) у пастуха; • колотушка — как будто кто-то колотит; • шаркунок с колотушкой — шаркает и колотит; • трещотка — трещит, «трескает»; • жалейка — жалеет, жалите • свистулька — свистит и др. Кроме того, дети самостоятельно могут установить, что звучание инструмента зависит от формы его корпуса, размера, материала, из которого он сделан. Задание 2: по форме корпуса определить название народного инструмента. Коробочка — ударный инструменте помощью образного мышления и накопленного жизненного опыта дети пытаются найти для нее имя. Получается не сразу. В конце концов логическая линия выстраивается: дом, сундук, сундучок, короб... коробочка! Задание 3: по форме корпуса и звуку определить название музыкального инструмента (круговая трещотка, трещотка-шарманка, сторожевая колотушка и др.). Это более сложное задание — объединяет слуховой и зрительный образно-ассоциативные ряды представлений. Задание 4; «Что (кого) вам напоминает голос музыкального инструмента». Цель задания — развитие тембрового слуха и образного мышления. В звучании рубели при использовании различных приемов игры на ней дети услышали голоса кузнечика, лягушки, утки, сороки-белобоки, пилы в лесу, шагов по глубокому снегу в мороз (глиссандирующие удары по ребристой стороне инструмента), цоканье копыт лошадки, перестук дятла, ход часов (удары по обратной стороне инструмента). Или вот что дети услышали в звучании валдайского колокольчика: коровий колокольчик, бубенчики у лошадки, капельки дождя... В голосе трещотки с колокольчиками дети узнали стук копыт лошадки, марширующих солдат, пробегающую по лесу лисичку. 141 Эффективны задания на сравнение двух одноименных инструментов разного размера. Ребенок самостоятельно приходит к выводу, что чем меньше инструмент, тем выше он звучит, или чем больше резонаторное отверстие, тем инструмент звучит ниже и т. д.. Сравнивая музыкальные инструменты, дети учатся выделять и распознавать их отдельные свойства, логически мыслить. На более поздних этапах обучения они уже могут классифицировать музыкальные инструменты — группировать их по определенным признакам. Исполнительство на народных музыкальных инструментах рассматривается как модель проявления и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкальную деятельность. Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно-эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент, таким образом, помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки. Около половины опрошенных детей, занимающихся по программе, разработанной автором пособия, на вопрос: «Какая вам нравится музыка?» — дали конкретные ответы: спокойная, веселая, нежная, звонкая, ритмичная... Причем ответ каждого ребенка отображал в той или иной мере свойства его характера, показывал, в какой музыкальной атмосфере он чувствует себя комфортно. Так, Анна Б. (7 лет), уравновешенная и всесторонне развитая девочка, предпочитает слушать спокойную музыку. Лена Е. (7 лет), коммуникабельный и жизнерадостный ребенок, любит «веселую и добрую музыку». Ваня Ф. (7 лет), несобранный ребенок, быстро переключающийся с одного вида деятельности на другой, на этот вопрос ответил так: «Когда какая, одновременно трагическая и веселая». С помощью музыкального инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать. В быту народа, в различных культовых обрядах музыкальные инструменты часто применялись как эмоционально воздействующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли «злые силы» и стремились призвать «добрые». Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства. Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта — все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству. 142 СОЗДАНИЕ АРАНЖИРОВОК И ОРИГИНАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Музицирование на народных музыкальных инструментах не сводится только к приобретению чисто технических навыков. Этот многосторонний процесс включает также анализ звуковой палитры разных музыкальных инструментов, определение их характерных особенностей, создание аранжировок и оригинальных музыкальных произведений. Один из этапов на пути к самостоятельному сочинению музыки детьми — создание аранжировок музыкальных произведений. Как правило, после разучивания мелодического материала дети работают над партитурой-аранжировкой. Она насыщается мелодическими, ритмическими и тембровыми красками, широкую палитру которых предоставляют русские народные музыкальные инструменты. Дети самостоятельно подбирают для данной мелодии наиболее подходящий инструментарий и тип инструментального сопровождения. Ритмические и мелодические добавления к первоначальному варианту по сути образуют коллективную импровизацию. В качестве примера приведем фрагменты детской аранжировки русской народной песни «Как под горкой, под горой».
Вариант 1. Ритмическая импровизация
144
145
Для приобретения навыка импровизации можно порекомендовать следующий прием работы с музыкальным материалом. Группа детей исполняет песню (разученную ранее или незнакомую). После пропевания 1-й фразы с инструментальной импровизацией на нее вступает 1-й ребенок, после пропевания 2-й фразы импровизирует 2-й ребенок и т. д. Дети сами подбирают подходящие для песни музыкальные инструменты.
146 147
Особой формой коммуникации детей является музицирование в кругу. Находясь в замкнутом пространстве, дети активно взаимодействуют, самовыражаются и занимаются сотворчеством. В кругу возникает удивительное чувство единения и эмоционального подъема, ощущение понимания с полуслова, полувзгляда. На занятиях дети часто пытаются найти новые приемы зву-коизвлечения на инструментах, спонтанно импровизируют на тему того или иного музыкального произведения. Так, Вова В. (6 лет) самостоятельно сыграл на жалейке frullato, хотя этот прием ему никто не показывал. Он же, исполняя на жалейке русскую народную прибаутку «Воробьиха-барыня», стал неожиданно импровизировать на ее тему.
в качестве примера фрагмент сочиненного произведения, исполненного на двух жалейках:
Музицирование в кругу и импровизация являются традиционными формами бесписьменной передачи музыкальной информации народными исполнителями. На музыкальных занятиях также устраивается «живая» импровизация, когда два-три исполнителя импровизируют на заданную тему, дополняя и развивая собственные творческие находки. Исходная тема может быть придумана самими детьми, что только увеличивает ценность создаваемого в процессе импровизации произведения и стимулирует детскую активность. Участникам детского ансамбля рожечников было предложено сочинить фантазию-наигрыш «Утро в деревне». Приводим Создание аранжировок и оригинальных произведений активизирует творческую деятельность детей, помогает найти ребенку путь к познанию самого себя. Ребенок творит, он создает нечто новое, никому неизвестное. Он прислушивается к окружающим его звукам, изобретает свои ритмы, мелодии. Ребенок чувствует себя Робинзоном на пока неизвестном ему Острове Музыки. Детям нравится сочинять не только инструментальные наигрыши, но и песни, т. е. стихи и музыку. Процесс сочинения текста может происходить по-разному. Например, возникают одна-две строчки, которые являются отправными для содержания стихотворения. Или сначала обдумывается и предлагается сюжет стихотворения. После этого подбираются и выверяются необходимые определения, метафоры, рифмы. Когда текст стихотворения в целом готов, при необходимости в него вносятся дополнения и коррективы. Готовый текст педагог вместе с детьми проговаривают вслух. Затем наступает этап сочинения музыки. Каждому ребенку необходимо предоставить условия для импровизации и экспери-
148 149 ментирования. Задача педагога заключается в незаметной поддержке и помощи сочинителю, в совместном поиске в сочиненном музыкальном материале рационального зерна, в его тактичном адаптировании в соответствии с общепринятыми музыкальными канонами. Дети сами определяют понравившийся им вариант (на начальном этапе обычно создается мелодия или мелодия с несложной гармонизацией). Следующий этап — это создание аранжировки, или инструментовки, В соответствии со своими музыкальными представлениями и накопленным опытом дети аранжируют мелодию. Часто сочинение музыки сопровождается движением — рождается музыкально-танцевальная композиция. Фантазия детей сама находит наиболее подходящие формы для воплощения, в том числе и через различные виды искусства. Ученики 1-го класса образовательного учреждения «Берегиня» (Санкт-Петербург) предложили сделать учителям подарок к Дню учителя. Дети решили сочинить песню. За основу была взята форма частушки. Дети были так воодушевлены своим замыслом, что за два занятия коллективно написали текст и в оставшиеся до праздника три занятия вместе с педагогом придумали инструментовку (для детского ансамбля народных инструментов) и сценическую постановку этой песни. Выступление детей прошло на большом эмоциональном подъеме и было тепло встречено зрителями. Приведем текст частушек и фрагмент партитуры. 1. Мы не знали, не гадали, 4. В эту пятницу ходили И осенним добрым днем Мы музеи посетили Вам частушки пропоем. Раз, наверно, сорок пять. 2. «Берегиня» научила 5. На английском я сидел Умножать четыре на три, А потом в окошко глянул — Двадцать пять на двадцать пять. Там собака пролетала. 3. А когда нас обучали 6. «Берегиня» научила На компьютерах играть, Песни петь и танцевать. Мы на кнопки нажимали, Все хорошее запомним, Но старались не сломать. Чтоб нигде не забывать.
7. «Берегиня» — наша школа. Любит нас и ждет всегда, Доброту и радость дарит И заботится она.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!!! К осеннему празднику Маша 3, (8 лет) написала небольшое стихотворение, музыку к которому сочинил педагог. Дети все вместе сделали аранжировку песни. Желтые листья, Желтая осень,
150 151 Желтый листопад: Летят, словно желтый водопад. Тонкий голос Птиц Слышен, словно тонкий... Слышен, словно тонкий волос. Импрессионистское по настроению стихотворение и лирическая, даже с некоторым драматизмом, музыка очень точно передали впечатления ребенка. За неуклюжестью детских фраз и неточностью слов скрыта эмоциональная отзывчивость маленького человека. Ксюша Ч. (7 лет) сочинила к осеннему празднику не только стихи, но и музыку к ним. Получилась осенняя песня в ритме вальса. Когда остальные дети услышали эту песню, то сразу стали танцевать — возникла импровизированная музыкально-танцевальная композиция. Золотая, золотая, Серебристая пора. В наши окна залетая, Звезды светят свысока. Паутинка полетела, Полетела в небеса. Сколько листьев пожелтело, Ах! Какая красота!
такое впечатление, что она сочинила небольшую песню: Я еду в трамвае И за окном Я вижу, Как падает снег на стекло. И радостно мне — Это первый снег! Света исполнила свою песню без сопровождения. Дети предложили маленькому автору инструментовать песню и создать небольшую музыкально-танцевальную композицию про первый снег. Они подобрали движения к песне, созвучные ее настроению. Композиция начинается небольшой увертюрой-размышлением про первый снег: «Вы знаете, что такое первый снег? Он такой белый и пушистый и бывает поздней осенью. А еще снег похож на кроликов, падающих с неба. Они тихо садятся к вам на одежду и, улыбнувшись, исчезают. Первый снег — это так здорово!» Олеся М. (8 лет) к следующему занятию придумала продолжение песни: Зима наступила, и выпал снежок. Пойдем-ка кататься со мною, дружок. И санки, и лыжи берем мы гулять И будем на улице долго играть.
Инструментовка, которая создавалась во время разучивания песни, подчеркнула ее жизнерадостный и веселый характер.
152 153
Одноклассники с удовольствием помогли Свете инструментовать сочиненную песню. В напевной ее части прекрасно прозвучали звончатые гусли и валдайский колокольчик, а в более живой, веселой - группа ударных инструментов. Особенно нравится детям те инструментальные занятия, на которых информация преподносится в увлекательной форме. Изучая духовые народные инструменты — жалейку и рожок, дети познакомились с русской народной сказкой «Семь братьев, семь Симеонов», подготовили ее театрализацию даже придумали продолжение. Когда осваивались кугиклы, детям была рассказана история с печальным концом о несчастной любви юноши к девушке, которую злые волшебники превратили в тростник, из этого тростника юноша сделал музыкальный инструмент — кугиклы. Дети предложили изменить конец этой истории. Каждый ребенок сумел придумать свой вариант счастливого конца. Одной из форм творчества детей является озвучивание на музыкальных инструментах сказок, песен. Придумывая для их сюжетов мелодии и ритмы, подбирая для персонажей звучание определенных инструментов, создавая целостное «музыкальное полотно», ребенок не просто творит, он создает новую действительность, соответствующую его переживаниям и эмоциям, его представлениям о жизненных ситуациях. Например, при разучивании русской народной песни «Долговязый журавель» первоклассники предложили сделать ее инструментальную обработку — подобрать инструменты, соответствующие персонажам песни (инструменты использовались для имитации голосов персонажей, а также для сочинения проигрышей). 1. Долговязый журавель на мельницу ездил, Поездку журавля на мельницу дети показали на двух ложках (прием игры «Лошадка») и копытцах. Чтобы подчеркнуть значение увиденной журавлем диковины,ребята предложили первый слог этого слова отметить ударом по валдайскому колокольчику. 2. Козел муку мелет, коза засыпает, 156 Образ козла ребята решили передать с помощью большой рубели (глиссандирующий удар-четверть на первый слог слова «козел»), козы — с помощью маленькой рубели (два глиссандирующих удара восьмые на второй слог слова «коза»), а малых козляточек — с помощью шаркунков (ритмическое сопровождение второй строчки куплета). 3. А бараны, круты рожки, в дудочки играют, Бараны были изображены на свирелях (несложное мелодическое двухголосье). Чтобы передать залихватский характер персонажей, сильные доли отмечались звучанием свирели-цуг (длинное глиссандо). 4. Две сороки-белобоки пошли танцевати, На ложках-веерах дети смогли не только изобразить голоса сорок (глиссандирующие удары ложек), но и сымитировать взмахи их крыльев. 5. А сова из-за угла ногами топочет, Уханье и хохот совы дети прекрасно изобразили на свистульках, подчеркивая характерный голос этой ночной птицы мягким исполнением штриха portato с понижением интонации в конце фраз. 6. Тетка утка-перегудка «кря-кря-кря» кричала, Звучание голоса утки дети передали на курской трещотке, а качание ее головы — эффектным раскручиванием круговой трещотки. 7. Две гусыни-сударыни стали подпевати. Голоса гусынь дети изобразили на пищалках, а саму мелодию решили сыграть на альтовой жалейке. 8. Долговязый журавель на мельницу ездил, Играют все инструменты, которые звучали в разных куплетах. 157
В процессе изучения народных инструментов дети нередко придумывают им свои названия. Так, при знакомстве с круговой трещоткой: формой ее корпуса, звучанием — первый вариант ее названия— «трещотка-флажок» —дети отгадали сразу. После показа педагогом кругового движения деревянной рамки инструмента вокруг своей оси второй вариант названия предложил Вова Г. (7 лет) — «кругорамная трещотка». При изучении трещотки-шарманки дети дали ей свои, не менее интересные имена: трещотка-теремок, трещотка-скворечник и др. В образовательном учреждении «Берегиня», где работает автор, праздники, устраиваемые детьми, бывают зрелищными, интересными. Особенно удался один из новогодних праздников. Каждый класс подготовил небольшую театральную композицию о праздновании Нового года и Рождества в разных странах. Зрителям и участникам этого праздника предстояло побывать в Японии, Африке, Финляндии. И, конечно же, никак нельзя было обойтись без русских рождественских колядок, веселых скоморохов и вождения козы. Ане Б. (8 лет) поручили важное задание. Во время чтения детьми стихов на японском языке она должна была на японской флейте, которую с успехом заменила сопель (русский народный духовой инструмент, простейшая разновидность свирели), играть музыкальное сопровождение. С Аней была проведена беседа о традициях восточной музыки и (в доступной форме) философии. Также речь шла о слиянии и взаимопроникновении музыки и исполнителя: «...Ты должна передать через инструмент движение своей души, то, о чем ты думаешь, что ты переживаешь. Твое дыхание согревает инструмент, и он отвечает тебе взаимностью. Каждый звук показывает твое внутреннее состояние. Оно находится в согласии, гармонии с природой, окружающим миром, космосом. Ты — думаешь. А если человек мыслит — он живет. В нескольких минутах твоей музыки можно передать опыт целых столетий и эпох. Твой музыкальный инструмент — это символ творческого озарения, которое ты сейчас переживаешь...»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.57.219 (0.157 с.) |