Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прогнозный экономический кризис в России ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Не за горами новый кризис, который ожидается в 2017 году, и к нему нужно успеть подготовиться. Эксперты ЦМАКП предлагают 3 пути для российской экономики, и только один из них обеспечит удвоение ВВП к 2025 году Угроза новых кризисов в мировой экономике существует, и именно такой вариант развития событий эксперты ЦМАКП (Центра макроэкономического анализа и прогнозирования) взяли за основу своего долгосрочного прогноза по экономике России. Эксперты предлагают три основных сценария в зависимости от стратегии, выбранной государством. Наиболее эффективным вариантом представляется выбор индустриальной модернизации, предполагающий сокращение пенсионных расходов. Реализация только такого сценария позволит стране нарастить реальный ВВП более чем в 2 раза к 2025 году. При этом курс доллара к рублю через 15 лет в зависимости от сценариев будет находиться на уровне 40-50 рублей. "Сам характер действий, предпринимаемых основными глобальными игроками для преодоления кризиса создает потенциал для нового, вероятно, не менее глубокого глобального кризиса мировой экономики", - говорится в обзоре ЦМАКП. "Спусковым крючком" нового кризиса, отмечают эксперты, может послужить коррекция на переоцененных товарных рынках и - в худшем случае - на рынках государственного долга развитых стран (что связано, прежде всего, с рисками по казначейским облигациям США). Поэтому свой долгосрочный прогноз экономисты центра рассчитали на основе сценария развития мировой экономики под название "Кризис двойного дна или большое W". В рамках такого сценария следующая волна кризиса ожидается в 2016-2018 гг., причем низшая точка (2017 г.) грозит мировой экономике спадом на 0,5%-1%. Следующий крупный кризис случится ориентировочно в 2027-2029 гг [8]. На момент выхода российской экономики из текущей волны кризиса (2012 г.) у нашей страны будет несколько вариантов развития, в зависимости от экономической политики. Либерально-консервативный сценарий предполагает, что государство минимизирует свое участие в экономике, сосредоточив свои усилия на создании благоприятных условий для бизнеса и стабилизации макроэкономической ситуации. Последнее будет достигаться в том числе за счет уже опробованного властями приема - накопление бюджетных резервов в благоприятные годы и их расходование в кризисные.
Помимо того, с целью поддержания минимального бюджетного дефицита в условиях значительных социальных обязательств государство минимизирует свои расходы "экономического" характера. Также будут предприниматься меры по борьбе с инфляцией, для чего будет осуществляться переход к плавающему обменному курсу и проводится политика "дорогих денег". В этой ситуации начнется укрепление рубля с выходом на стабилизацию платежного баланса (нулевому чистому приросту золотовалютных резервов). При этом обменный курс рубля окажется весьма неустойчивым, что само по себе становится фактором макроэкономического риска. В результате кризис 2016-2017 гг вновь снизит доходы от экспорта РФ, сократит приток иностранных инвестиций в страну и обесценит рубль. Либерально-консервативный сценарий показывает низкие темпы роста экономики до 2018 гг, однако в посткризисный период экономика станет расти на 4,5-5,5% в год, что обеспечит резкий приток иностранных инвестиций вызванный обесценением рубля. Развитие по этому пути даст России через 15 лет самых низкий уровень ВВП по сравнению с другими сценариями. ВВП страны к 2025 году вырастет только на 91% по сравнению с уровнем 2009 года. При этом сценарии рубль до 2017 года будет несколько укрепляться к доллару (максимального уровня российская валюта достигнет в 2015 году, когда за 1 доллар будут давать только 25,4 рубля). Однако затем рубль начнет резко слабеть. В 2017 году за доллар будут требовать уже 32,1 рубля, а к 2025 году "деревянный" ослабеет до 41,4 рубля за доллар. Инфляция при таком сценарии через 15 лет составит всего 2% в год. Альтернативой такому сценарию развития служат сценарии с активным участием государства в экономике, которое, в частности, сохранит режим управляемого курса рубля и предупредит укрепление валюты. Критической точкой, требующей уточнения приоритетов политики, в этом случае станут 2015-2017 гг. К этому времени резко возрастет пенсионная нагрузка на экономику, и ухудшение мировой конъюнктуры снизит доходы бюджета РФ. На этом кризисном повороте возможны 2 сценария развития, в зависимости от той роли, которую государство на себя возьмет.
В случае реализации социально-ориентированного сценария государство займется повышением пенсий (коэффициент замещения зарплаты пенсией должен составлять не менее 35%) и других социальных расходов. Тогда как государственные инвестиции в экономику должны снизиться. При этом должна будет поддерживаться политика низких ставок, стимулирующая частные инвестиции, а также рост малого бизнеса. Все это должно привести к снижению конкурентоспособности обрабатывающих отраслей - по крайней мере в течение 5-10 лет пока не начнет давать эффект повышение качества человеческого капитала. Потребительский рынок при таком "социальном" сценарии начнет расти сразу же после выхода России из кризиса, тогда как конкурентоспособность отечественных товаров - только через десятилетие. Такой сценарий также характеризуется низкой привлекательностью для притока иностранных инвестиций, что будет, в том числе связано с дорогой рабочей силой. Успешность данного сценария будет определяться созданием массового слоя инновационных компаний (в основном малых и средних) и финансовой структуры, их поддерживающей. Социально-ориентированный сценарий характеризуется достаточно высокими темпами роста в докризисный период (до 2017 гг), что связано с ростом доходов населения. Затем экономическая динамика снизиться до уровня 3,5-4% ВВП с перспективой дальнейшего снижения. К 2025 году такой сценарий даст рост ВВП на 96% к уровню 2009 года. Согласно этому сценарию рубль начнет дешеветь к американской валюте с 2015 года, а в 2025 году доллар будет стоить 46,9 рубля. В "социальном" сценарии инфляция в 2025 году составит 2,5% в год. Еще один путь развития в рамках сценария с активным участием государства в экономике, который Россия сможет выбрать, - индустриальная модернизация. Этот сценарий представляется экспертам ЦМАКП наиболее эффективным, он нацелен на интенсивный экономический рост за счет роста производительности труда и инвестиционной привлекательности. В рамках такого сценария необходимо перераспределение бюджетных ресурсов между сырьевыми и обрабатывающими секторами. Это возможно, к примеру, за счет повышения НДПИ на газ, отмечают аналитики. Также необходимо повышение государственных инвестиций, в частности, в науку и инновационную систему. А вот расходы на пенсии при таком сценарии должны сокращаться. Пенсионный возраст следует повысить на 5 лет. Рост пенсий при этом должен быть ограничен уровнем их неснижения в реальном выражении (в результате, коэффициент замещения зарплаты снизиться вплоть до 0,25) [8]. Помимо того, государству придется проводить политику низких ставок и ослабления рубля до уровня, позволяющего стабилизировать торговый баланс. Итак, в результате этот вариант развития обеспечит экономике России наиболее высокие темпы роста. После выхода из кризиса 2017 года ВВП страны будет прибавлять по 6% в год (это как и до кризиса в 2-2,5 раза выше темпов прироста мирового ВВП). Причем в данном сценарии достаточно высокими темпами будут развиваться как потребительский, так и инвестиционный спрос. В случае индустриальной модернизации ВВП России к 2025 году вырастет в 2,26 раза по сравнению с уровнем 2009 года. Правда, инфляция при "индустриальном" сценарии также покажет более высокий рост, по сравнению с другими сценариями, и в 2025 году составит 2,7% за год.
А вот национальной валюте в случае реализации индустриальной модернизации придется несладко. С 2015 года за доллар будут просить 31,5 рубля, а к 2025 году российская валюта ослабеет до 50,1 рубля за доллар. Правда, американская валюта согласно прогнозу ЦМАКП также ослабеет на мировых рынках и уже в 2018 году евро будет более чем в 2 раза дороже доллара ($2,07 за евро). К 2025 году американская валюта подешевеет до $2,16 за евро [8].
Заключение
Экономические кризисы - фазы капиталистического цикла <http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/058/741.htm>, во время которых происходит насильственное восстановление нарушенных в ходе развития капиталистической экономики основных пропорций воспроизводства <http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/006/773.htm>. Они проявляются в абсолютном падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях. К причинам экономических кризисов можно отнести: во-первых, недопотребление народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае - стимулирование потребления. Во-вторых, группа ученых-экономистов связывает кризис с отсутствием «правильных пропорций» между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики. Преобразования последних лет в России не просто затронули различные аспекты развития страны, но и привели к серьезным изменениям в экономической и социальной сферах. В силу обрушавшегося осенью 2008 г. на страну кризиса социальные проблемы стали настолько глубоки, что очевидной становится необходимость систематического и последовательного их разрешения, возникла потребность вмешательства государства. Необходимо отметить, что правительством России был предпринят ряд антикризисных мер, среди которых разработка и введение в силу пакета антикризисных законов, предоставление гражданам возможности досрочного использования материнского капитала, возможность реструктуризации кредитов для лиц, потерявших работу, увеличение пенсий и пособий и другие. Но все многочисленные «пенсионные усилия» правительства аннулируются одним-единственным повышением тарифов ЖКХ, которое поглотит все надбавки, если не больше.
За последнее время народ стал все больше приходит к убеждению, что большинство реформ, проводимых государством и особенно в период кризиса, направлено не на реальное улучшение жизни населения, а на укрепление крупного частного капитала. Государственные чиновники, многие из которых являются совладельцами огромных капиталов увещевают о том, что повышение тарифов на коммунальные услуги связано с ростом цен на энергоносители и в первую очередь на газ. А цены на газ повышаются потому, что согласно действующей программе они должны быть постепенно приведены к уровню мировых. А вопиющий разрыв в доходах, разве это не показатель качества и уровня жизни российских граждан. Вот уже более десяти лет не стихает в стране разговор на эту тему. А что изменилось? Ничего. До сих пор не введены налоги на сверхприбыли и роскошь, не создан надежный заслон в России перед потоком незаконных денег, уходящих на заграничные счета и в оффшоры. Эти и другие рыночные явления негативно влияют на качество и уровень жизни населения нашей страны. Рынок в настоящее время не является единственным регулятором экономики, необходимо в ряде случаев активное вмешательство государства. Бытующее же пока суждение о ненужности и даже вредности государственного вмешательства в экономику и в первую очередь в ценообразование и тарифную политику в условиях глобального кризиса является несостоятельным и весьма опасным. Многие вопросы следует решить государству в процессе выхода из мирового финансового кризиса, но цикличность экономики предрекает новый кризис, который ожидается в 2017 году, и к нему нужно успеть подготовиться.
Список литературы
1. Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами// Экономист,2003. - №9 2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под ред. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2007. . Борисов Е. Ф., Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2006 . Влияние мирового финансового кризиса на качество и уровень жизни населения России // [http://www.creditcoop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=731:fincrisis-live&catid=43:fininfo&directory=61] . Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса//Экономист, 2006 - №5. . В.М. Давыдов, А.В. Боровиков, В.А. Теперман. Локальные кризисы или мировой феномен // ЭКО, 2003. - №7
. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис.//Вопросы экономики, 2000. - №11-12 . Кризис 2017-2018 годов: готовимся // [http://krizis-kopilka.ru/archives/3933#more-3933] . Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики.//Российский экономический журнал,1998. - №9-10 . Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.1 и 2.: Пер. с 13-го англ. Изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. . Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса // Вопросы экономики, 2006. - №11. 12. Финансовый кризис в России: факты, причины, последствия, прогнозы // [http://www.mirovoy-crisis.ru/finansovy-crisis-v-rossii.php] . Шмелёв Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики, 2002. - №10. 14. Штайльманн К. Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода из него// Проблемы теории и практики управления, 2008. - №5. . Экономика // Под ред.А.С.Булатова.-М.: Изд-во"Бек",2008 . Экономическая теория // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб. для вузов 3-е изд-ие, - СПб: Изд. СПб ГУЭФ, изд. «Питер», 2006.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.31.11 (0.03 с.) |