Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории сущности государства и права (правопонимания)
План лекции 1. Основные исторические и современные стратегии определения и выявления сущности права (определение права по содержанию, определение права по источнику, определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм) и их отражение в соответствующих школах права. 2. Теологические взгляды о сущности права и государства. Зависимость теологических взглядов от вида и типа религии. Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские). 3. Естественная школа права. Античные представления о естественном праве. Христианские доктрины естественного права (Отцы Церкви, Фома Аквинский, неотомизм и т.д.). Атеистические и религиозные подходы к естественному праву. Классическая школа естественного права. 4. Историческая школа права. Судьба исторической школы и ее методологическое воздействие на последующие учения. 5. Юридический позитивизм. Взаимоотношение концепций юридического позитивизма и естественного права. Нормативистская школа права. 6. Социологическая школа права. Право как совокупность социальных и юридических норм, судебных и административных решений, определяющих интересы, заслуживающие защиты. 7. Историко-материалистическое учение о праве и государстве. Право как надстроечный элемент социально-экономической формации. Классовый подход к пониманию права. 8. Психологическая школа права. 9. Реалистическая школа права. Право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц. Правовой прагматизм (инструментализм). 10. Основные подходы к пониманию сущности государства. Основными историческими и современными стратегиями определения и выявления сущности права есть определение права по содержанию, определение права по источнику, определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм. Все они отражены в соответствующих школах права. Наблюдается развитие, взаимодействие и взаимопроникновение учений о сущности права. Типы правопонимания (Шагиева) — это философско-юридические концепции, содержащие исходные мировоззренческие принципы объяснения права как самостоятельного явления. Выделяют два типа правопонимания и их теории правопонимания, которые раскрывают соотношение права и закона:
таб. Основные типы правопонимания (типы государствопонимания)
Теологические взгляды о сущности права основаны на интерпретации права как установленной Богом иерархической соподчиненности «низших» «высшим», как определенной модели поведения, санкционированной Богом, посредством соблюдения которой достигается спасение и жизнь после смерти. Устойчивое теократическое представление С.Г. Дробязко объясняет: стремлением придать праву в обществе самый высокий авторитет; феномен нельзя до конца объяснить, кроме как через непознанное божественное; научное познание истины не всегда сопряжено с доказательствами и может иметь и теологический аспект, научно-фантастический, облекаемый в религиозную форму. Эта теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и религиозные организации. Сущность государства, согласно теологической теории, — обеспечение установленного Богом иерархического порядка. Недостатки в том, что теологическая теория имеет объективно-идеалистический характер, т.к. ставит государство и право в зависимость от воли Бога; идея божественной природы власти в государстве одновременно оправдывала жестокость и произвол «земных» властей, преследование политического инакомыслия, сдерживала общественную инициативу и демократию. Положительный момент — теологи рассматривают естественное право как неотчуждаемое и неизменное; многие первые государства имели религиозные формы, а их системы права были либо одновременно религиозными догматами, либо вытекали из последних.
Христианский подход к сущности государства представлен в православной, католической и протестантской концепции сущности государства. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а ее решениям — характер обязательных, осуждало преступность. Ф.Аквинский писал, что сущность государства — обеспечение общего блага, условия для достойной и разумной жизни; процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения мира Богом. Все сущее укладывается в созданный Богом иерархический порядок. Существует высший божественный закон естественного права, составляющий основу права действующего. В 1879 г. его учение и система объявляются «единственно истинной философией католицизма» и до сих пор оказывают значительное влияние на духовную жизнь общества. ХРИСТИАНСКИЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВУ – согласно Священному писанию, один, а толкования, согласно Священному преданию, разнятся по конфессиям: · Ватикан позиционирует себя как квазигосударство в публичной сфере, обладающее светской властью. В сакральном смысле Папа — намесник Христа; · Протестанты в силу отрицания Священного предания и принципа апостольского преемства епископов церковью считает любую общину, для них территориальный принцип не столь важен; · Православные: государство и церковь не едины, но сотрудничают. Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-либо властными функциями Христианский подход исходил из божественной природы государства и права, ниспосланных людям, испорченным пороком. Государство как явление «от мира сего» — явление временное, для грешного человека, в Царстве Божиим будет отсутствовать. Государство есть противодействие порокам человека и грехам, ограничения зла и поддержания добра, придает нравственный смысл государству, необходимому в испорченном грехом мире, т.е. не признает абсолютную самоценность государства. И не хочет его превращения в самодавлеющий политический институт. Есть учение об «интегральном гуманизме», которое проводит идею возвращения современного человечества к справедливому государству и праву в том виде, в каком они были созданы Богом. «Противящийся власти противится Божию установлению...». Но христиане не должны подчиняться власти, если она принуждает к нарушению заповедей, но неподчинение только мирное и в законных рамках. Соотношение церкви с властями — диалог. Подходы к пониманию государства христианами: · подход, согласно которому церковь создана Христом как богочеловеческий организм, является «телом Христовым»; · подход, согласно которому, церковь есть форма объединения верующих и территориально-религиозная корпорация, юридическое лицо. Государство и церковь отличаются по целям и организационно, что догматически вытекает из различия сакральной сферы и светской. Действуют на одной территории, не сливаясь и не могут быть разделены в силу общей территории и воздействия на одних субъектов. Никто из них не вмешивается в дела друг друга. Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские). Христианство — это вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и основанное на Библии как общем для всех христиан источнике. Ветхий и Новый Заветы объединены в единый семантический комплекс Библии.
Есть следующие подходы к соотношению христианства и права: · довольно распространено мнение о несовместимости права и христианства (если брать христианские идеалы и правовую реальность); · и о сильном взаимовлиянии (в п.о., доктринальном). Во многом благодаря воздействию христианства Европа пошла по пути завоевания прав человека. Христианство в средние века совершило революцию мировоззрения, т.к. оно ставило естественные законы выше государства и позитивного права. Единственной христианской социальной философией было средневековое естественное право; более того: обязывало нарушать закон, если он противоречил воле Божьей; изменило отношение к труду – призывает честно трудиться, труд есть необходимый способ существования личности; через идею самосовершенствования для спасения души способствовало повышению значимости человеческой личности; в отличие от ислама и индуизма у человека есть права, а потом обязанности, т.е. персоноцентризм, автономия личности; через равенство всех перед Богом пробивает себе дорогу идея равенства всех перед законом даже в условиях жесточайшей зависимости угнетенных классов и сословно-классовой структуры; обусловило источники: европейское право-писаное, роль доктрины. Церковь считала создание христианского права бесполезным, и даже не считала себя правомочной на это. Современное европейское государство является светским (разделяет светскую и духовную власть) благодаря христианству: оно не обязывает служить государству, но Богу. Христос человека поставил превыше всего, а не слепое подчинение законам - в этом его конфликт с властью; не связано ни с какой политической системой, не отрицает, но и не принимает безрассудно какую-либо из них, зная, что Царство Божье — это реальность будущего и оно не может быть воплощено в какой-либо социальной системе или в политическом режиме, не отказывается от какой-либо формы власти в государстве, за исключением, если эта власть не становится беззаконной и тоталитарной. «Мое царство, – сказал Христос, – иной мир». Если вообще существует христианское учение о праве, то оно в Новом Завете и выражено в поступках и словах Христа.
Естественная школа права (юснатурализм, от лат. jus naturale) основано на естественном праве. Оно — совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву: во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления. Оно ставится над позитивным (непозитивизм) или является лишь частью позитивного права (позитивизм). Естественная школа права (естественно-правовая, философская, нравственная, этическая, либертарная) основана на следующих положениях: · Высшим началом, независимым от государства являются принципы высшего разума, справедливости, объективного порядка ценностей, мудростей Бога, действующих напрямую и обязательных для законодателя; · Существует идеальное правовое начало, не требующее никакой фиксации — естественные права человека. Источник прав человека находится в самой природе человека; · Деление права на естественное (свойственное природе человека, мироздания, данное извне, природное явление) и волеустановленное (позитивное, устанавливаемое, санкционируемое государством), различие права и закона по содержанию; · Необходимость соответствия позитивного права праву естественному, выражающему требования человеческого разума, коренящегося в природе человека, воле Бога, высшей справедливости, общечеловеческих идеалах и ценностях; · Закон бывает и несправедливым. Не всякий безупречный по форме закон содержит в себе право, т.к. право оценивается по критерию справедливости и соответствия правам человека. Философско-этическое понятие права: право — это справедливость. Справедливость есть соразмерность, эквивалентность в отношениях социального обмена. Право и мораль концептуально едины. Так, С.Г. Дробязко пишет: «Право – общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса». Концепции о естественном праве содержались уже в этическом учении античных мыслителей: Конфуций, Лаоцзы (даосизм), Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, 5 римских юристов (Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай). «Jus naturale» — естественные права в отличие от международного и гражданского. В средние века те же идеи подкреплялись авторитетом церкви (Грациан, Ф. Аквинский). Теория же естественного права, т.е. сформированное теоретическое знание (Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо) создана усилиями буржуазных идеологов в XVII-XVIII вв. Общепризнанным «отцом естественного права» считается Гуго Гроций. В отличие от античных мыслителей, считавших естественное право как действие законов природы, создатели классической школы под естественным правом понимали как требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека.
Естественными правами считают: жизнь, честь, достоинство, частная собственность, труд, свободное развитие, свобода информации, участие в делах общества и др. Имеется влияние теологической теории на естественно-правовую. По типу мировоззрения различают: атеистические; религиозные подходы к естественному праву. Выделяются школы естественного права: классическая школа естественного права. мыслители XVII-XVIII вв. и Кант; возрожденная (современная) естественная школа права с XX в. как самостоятельные теории: неотомистское, экзистенциалистское, феноменологическое, герменевтическое, онтологическое направления. В современной российской теории права получило развитие понимание либертарной сущности права как меры свободы (либертарная теория — B.C. Hepсесянц) либо справедливости (этическая концепция — Р.З. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права. Таким образом, право и закон здесь четко разведены. Либертарно-юридическое понимание права (Нерсесянц) включает признаки права: свобода, равенство, справедливость. С ее точки зрения, исторически свобода представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публичных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Историческая школа права возникла в сер. XIX в. как реакция на умозрительность и отвлеченность доктрины естественного права. Она выступала против дуалистического понимания права (естественного и позитивного), за монизм, а именно за единое позитивное право, независимое от сознания и воли людей, в нем отражен духа народа, нации. Суть права – дух и убеждения народа. Гармония права нарушается, когда произвольно вклинивается законодатель. Основателем исторической школы права считается Савиньи, а предвестником является проф. Густав Гуго. Право формируется стихийно, как правила игры и язык. Согласно Пухте, развитие права имело три стадии: обычай, законодательство (персонификация общей воли), право юристов (когда юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе национального права, но еще не обнаруживающиеся ни в обычае, нив законе). Согласно Ф.Савиньи, право прошло стадии природного обычного права; ученого права как научная обработка природного права и живущее двойной жизнью (и природного, и ученого), но оно единое, т.к. его источник один — народный дух, кодификации, упорядочивающей первые стадии. Минус исторической школы прав: преувеличение роли общественного сознания. Плюс состоит в историческом подходе к этническим факторам, формирования государства и права. Значение исторической школы велико: она поставила вопрос о преемственности современного права и права предшествующих эпох. Стали изучать римское право, что привело к формированию правоведения как отдельной науки; перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Так появился юридический позитивизм и переход к нему в нач. XX в.; кодификация шла под влиянием исторической школы права; по личной договоренности Сперанского и Ф.Савиньи русские студенты стали учиться в Берлине, в силу чего русская школа цивилистов полностью повторяла идеи немецких цивилистов. В конце XIXв. в юриспруденции господствующим направлением стал классический позитивизм, т.к. общество стабильно, право активно кодифицировалось. Философской основой позитивизма стали учение И.Канта о категорической императиве и О.Конта о позитивной философии, далее Л.Дюги о гармонии и солидарности и социологическая теория Э.Дюркгейма. Представители классического позитивизма (Д.Остин, Р.Иеринг, П.Лабанд, К.Бергбом, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов, Э.Дюркгейм): отождествляли право и закон, т.к. официально установленный закон объективен и доступен для изучения. С их точки зрения, закон — это абстрактные общеобязательные нормы, установленные государством и обеспеченные его принудительной силой. Основной источник права – закон в широком смысле, НПА. Позитивисты не признавали международного права и в отличие от марксистов не указывали, чью именно волю выражает закон. Его содержание не важно. Противоречащие закону акты будут исполняться, пока не отменены вышестоящим государственным органом. Любой приказ наделенного властью лица- закон, пока вышестоящее лицо не отменит его; рассматривали государство как главенствующую, вездесущую силу в обществе. Государство первично, право вторично. Нет правоотношений, прав человека вне закона; Слабость: преувеличивали роль закона и власти, т.к. как будто они могут решить любую задачу путем приказа (закон определяет жизнь общества). таб. Соотношение права и закона в позитивизме и непозитивизме.
Право в этатическом позитивизме (этатическом легизме) — это: тотальный государственный регулятор общественных отношений, закон, возведенная в закон воля социальной группы, обладающей властью; иерархичная, полная, непротиворечивая и согласованная система неперсонофицированных норм, исходящих от государства и им охраняемых; позитивно закрепленное стабильное законодательство как идеал. Классический юридический позитивизм породил: · французскую школу права (право есть нормы закона, изданные по воле законодателя. Модель права: кодекс). · германскую школу права (правовые нормы выработаны учеными, юридической доктриной. Модель права: догматические конституции). · англо-саксонскую школу права (право есть нормативные принципы в судебных решениях или прецедентах. Правовая модель: юридическая казуистика, прецеденты). В первой пол. XX рамках позитивизма сформировался новый позитивизм — нормативизм (неопозитивизм) (Г. Кельзен (1-ый в мире австрийский конституционый суд), Х.Л.А. Харт, Р.Штаммер). Право — иерархическая система непротиворечивых норм должного поведения, обязанностей, а не субъективных прав. Его основу составили идеи о том, что: главное в праве — режим законности, т.к. источник права — только государство. Права человека остаются на усмотрении государства; «право изучается как оно есть, т.е. законы и подзаконные акты без учета классовой или иной оценки содержания, вне влияния экономики, психологии, морали и др. факторов («чистое» учение о праве). Для практики не важно, откуда берется первичная норма и каково содержание акта; правом признается государственная воля, выраженная в нормативном акте, обязательном к исполнению; право — это иерархия принудительных норм, основанных на др. принудительных нормах во главе с абстрактной первичной нормой («правило признания» у Х.Л.А. Харта и «grundnorm» у Г.Кельзена). Международное право выше национального права, если норма конституции предписывает ему подчиняться; правоприменительная практика осуществляется только в рамках закона. Судья — только «уста, произносящие закон», а не правотворец; юриспруденция изучает только государственные нормы. Плюсы у нормативизма существенные: подчеркивает нормативность права, его формальная определенность, противостоит произволу и беззаконию, Минусы также немалые: фиксированность средств государственного принуждения в случае нарушения, чрезмерно широкое влияние государства, косвенная ориентация на справедливость и прогрессивность возведенной в закон воли. Социологическая школа права возникла в к. XIX- нач. XX ст. под влиянием социологии как новой науки об обществе, когда в юриспруденции стали разрабатываться социологически ориентированные концепции правопонимания. Таким образом, социология права зародилась в юриспруденции. В юриспруденции под социологической теорией права подразумевают эклектику положений различных, даже противоборствующих течений преимущественно в американской школе социологии права. Из виду упускается существенное отличие американской и европейской школы социологии права. В обобщенном виде социологическое правопонимание вытекает из следующих направлений юридико-социологической концепции: · право как сумма реальных правоотношений в обществе, т.е. как правовой порядок в обществе (живое право, мертвый закон); · право как порождение индивидуального или коллективного правосознания; · право как «идея образа действия, осуществляемого в действительности»; · «правовой плюрализм» («институционализм в праве»); · право как средство социального контроля; · право как прагматический инструмент, когда оно рассматривается как «средство социальной инженерии». Социологическая трактовка право рассматривает не как систему абстрактных норм, а как конкретные правоотношения, как нормы, фактически применяемые на практике. Социологическое правопонимание предполагает широкое, прагматическое отношение к наказанию и праву (правонарушению). Данный подход не дает четких ориентиров правоприменителям и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он важен для законотворчества и служит законодателю ориентиром на практику. В рамках социологического правопонимания выделяются социологические школы права: американская — правовой реализм и прагматизм (О. У. Холмс, Р.Паунд, Дж.Френк); европейская школа (Е.Эрлих, М.Вебер, Э.Дюркгейм). Историко-материалистическая концепция (марксистская теория) утверждает оклассовой сущности государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Марксистское понимание права основано на следующих идеях: сущность права — это воля экономически господствующего класса (позднее — всего народа), которую он с помощью государственной машины навязывает обществу и которая определяется материальными условиями жизни. Право и государство являются надстроечными явлениями, обусловленные базисными (экономическими) отношениями частнособственнического общества. Государство — политическая организация господствующего класса, классового насилия. Критика марксисткого истмата чаще всего указывает, на то, что право в контексте марксизма не имеет единой сущности, а есть лишь сущности исторических типов права различных ОЭФ (рабовладельческое, феодальное, буржуазное). Уничтожение собственности в фазе коммунизма приводит к отмиранию права. Характеристика закона как правового неуместна, т.к. есть лишь закон, соответствующий и не соответствующий экономическому строю. И классовые характеристики отдельных НПА не могут определять сущности права и происхождение этого социального института и его качества. Психологическая теория правопонимания (З.Фрейд, Дж.Фрезер, П.Сорокин) отпочковалась от социологии и основана уроженцем Беларуси Л.И. Петражицким. Согласно Л.И. Петражицкому, право — это результат особых психических переживаний человека, его правовых эмоций (двусторонние, обязательно-притязательные переживания). Психологические процессы — такая же реальность как и политическая или экономическая. Из императивно-атрибутивных эмоций индивида, которые выражают его правовые притязания (атрибутивность) и представление об обязанностях (императивность), складывается интуитивное право как продукт человеческой психики, обусловленного социокультурной средой, индивидуальными переживаниями. В интуитивном праве отсутствует грань между правом и правосознанием Поведение индивида обусловлено двумя мотивациями: пассивной, моральной (должествование, которое действует индивидуально) и активным, правовым правомочием, через поощерение и принуждение, которое действует через коллективное сознание на индивида. Эмоции мешают отношениям и свободе, нормы их упорядочивают. Право и государство возникли из свойств психики (тяги к подчинению, подражанию элите). Американская социальная концепция права имеет два крыла: 1. Реалистическая школа права: крайние реалисты (Дж.Фрэнк, Д.Бингам, Т.Арнольд, Оллифэнт) и умеренные (К.Ллевеллин, Гэрлэн, Кук). 2. Правовой прагматизм (инструментализм) (Р.Паунд, Н.Смелзер, О.В. Холмс, Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи) ПРАГМАТИКИ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ продвигали идеи отказа от дедуктивного метода в правоприменении; концепции судейского права: критерии оценки права – эмпирический опыт, интуиция и целесообразность, усмотрение судьи. Судьи могут творить право по своему усмотрению, расширение судейского нормотворчества по собственной инициативе; правосознание основывается не на строгом соблюдении требований, а на выяснении целесообразности применения данного закона; в правоприменении важно не точное соблюдение буквы закона, а целесообразность. Право понимается как инструмент управления социальными процессами, то есть его можно «оттачивать» согласно потребности. Правовые нормы и институты рассматриваются исключительно через призму эффективности достижения социальных целей. Р. Паунд (1870-1964): · создал теорию юридической социально-психологической инженерии: цель — примирение и гармонизация сталкивающихся и интересов (публичные, индивидуальные, общественные) и требований, надо обеспечить «защиту интересов» с помощью правового инструмента; · понимал право как высоко специализированное средство социального контроля инструмент регулирования обществом, поэтому адаптируется к обществу, допускается дискретное, вольное обращение с правом; · считал, что социология права должна выявлять социальный результат (эффективность) законодательства. Современная же «реалистическая» школа права понимает право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц. Искусством считается не только судебная деятельность, но и всякое правовое мышление, как результат нерационального мышления, эмоций и интуиции правоприменителя. Реалисты активно используют гибридизацию разнопорядковых методов и заимствование знаний о праве из смежных дисциплин, юриспруденция интересов противостоит «юриспруденции понятий». Это — единственная концепция прямо противоположная позитивизму и нормативности права. Элементы права, согласно правовому реализму, таковы: 1. общественный порядок регулирования социальных отношений, 2. официальные источники, содержащие правовые нормы для вынесения судебных и административных решений; 3. судебный и административный процесс, 4. требование исследования права в действии, жизни, а не в книгах; 5. деятельность юристов как ведущее правотворчество. Из общего анализа теорий происхождения государства можно выделить подходы к пониманию государства: 1. Одни исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права; 2. Другие отождествляют государство и общество, полагая, что государство и право – явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним; 3. Третьи различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы. Сущностная характеристика государства в истории учений о государстве заключается, во-первых, в том, что есть два основных подхода к рассмотрению всех правовых явлений, в т.ч. и государства, — это позитивизм и непозитивизм. Далее, основные подходы к пониманию сущности государства отражают два аспекта сущности государства: · с общефилософских позиций — чем государство как организация отличается от других; · с позиций социальной сущности — кому принадлежит власть, и чьи интересы государство выражает, прежде всего. В этом случае может быть предложена типология различных государств по социальным признакам (феодальное, капиталистическое, социалистическое и т.д.по конкретным теория). Еще можно выделить подходы к определению сущности государства: 1. Классовый подход, где сущность государства состоит в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу; 2. Общесоциальный подход, где сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По содержанию: выступать средством социального компромисса. По форме: быть правовым. Роль государства заключает в том, что бы служить обществу – оно управляет обществом. Классовый подход при раскрытии сущности государства – широко применяли задолго до К. Маркса. Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться друг другу. Классовый характер деятельности государства как его сущностная сторона доминирует лишь в недемократических государствах. Но даже при острых классовых конфликтах государство удерживает классы от взаимного уничтожения в борьбе, а общество – от разрушения, т.е. сохраняет его целостность и выполняет определенные функции в интересах всего общества. В демократических странах государство есть эффективный механизм преодоления конфликтов путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства сейчас связано не с классами и классовой борьбой, а с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество даже противоборствующих сил. В современном государстве классовость отошла на второй план, а на первое место вышла общесоциальная сторона — деятельность по обеспечению социального компромисса, на управлении делами общества. Поэтому анализ сущности государства требует учета обоих начал, иначе характеристика сущности будет односторонней. Кроме того, на сущность государства наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные. Современные подходы к сущности государства охватывают следующие подходы: 1. теологический подход трактует государство как богоустановленное явление (ислам: теория халифата); 2. арифметический (классический) подход: государство — это совокупность трех элементов: власти, территории и населения; 3. юридический подход: государство — это юридическая персонификация нации (нация — это все население страны) с позиции нормативного единства. Персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации; 4. социологический подход охватывает наибольшее число школ, в т.ч. марксизм; 5. информационно-кибернетический подход: государство — структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в государственные органы, после чего следует принятие решений, воспринимаемых населением по-разному, информация вновь поступает в государственные органы, цикл повторяется постоянно.
Сущность права План лекции 1. Категория сущности в философии и теории права. Отражение сущности права в основных исторических закономерностях возникновения и развития. 2. Право как регулятор наиболее значимых внешних общественных отношений. 3. Объективное и субъективное в праве. Право в объективном и субъективном смысле (объективное и субъективное право). 4. Функции права (регулятивная, охранительная, коммуникативная, воспитательная, ценностная, информационная и т.д.), их общая характеристика. 5. Принципы права, их классификация. 6. Закономерности права: понятие, содержание и структура. 7. Право и закон социального развития. Механистический и органический подходы к сущности права. Эффективность права. 8. Право, интересы и ценности. Соотношение в праве общечеловеческих, классовых, групповых, национальных ценностей и интересов. 9. Право и национальная структура общества. 10. Право и экономика, их соотношение. Пределы, способы и уровень влияния экономики на право и права на экономику. Глобальная экономика и ее воздействие на национальное право. 11. Право и политика. Обусловленность политики правом и его принципами. Воздействие политики на право.
Сущность — единство объективных, устойчивых, необходимых внутренних существенных сторон объекта, неизменное (для права — общесоциальная политическая справедливость); то, что остается неизменным, стержень, сердцевина. Конкретизация сущности (для права – это нормы, предписания) идет через содержание права, которое изменяется по ходу изменения социальных задач права. Отражение сущности права наблюдаем в определении, признаках, закономерностях и принципах права, в основных исторических закономерностях возникновения и развития. Сущность права, согласно С.Г. Дробязко, — общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса. Сущность и изменяется (содержательно через нормы, т.е. конкретизация), и не изменяется.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.51.222 (0.091 с.) |