![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №2 Гностическая деятельность классного руководителя
Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.
Гностическая деятельность – проверка и оценка результатов педагогического процесса, а также анализ его хода и эффективности. Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки. Анализ – это всесторонний разбор, рассмотрение чего-либо.
Результатами целостного педагогического процесса являются образованность, воспитанность и уровень развития школьника. Насколько ребенок продвинулся к цели, определяется по учебным программам, Программе воспитания, нормам возрастного развития ребенка. Одной из важнейших функций педагога является функция контроля, к которой относится: - установление готовности к усвоению нового; - выяснение характера и степени самостоятельности действий школьника; - выявление ошибок и трудностей в деятельности; - определение уровня знаний, умений, развития воли, характера, привычек, психических процессов и др. Выделяют несколько видов (методов) контроля: текущий, тематический, периодический, итоговый контроль; устный и письменный опросы, различного рода тесты, анкетирование, беседы, социометрия и др. Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.). По нашему глубокому убеждению, воспитанность в баллах измерить нельзя, но можно оценить («воспитан» - «невоспитан»; уровень: низкий – средний – высокий, ли низкий – условно средний – средний – условно высокий – высокий, или минимальный – достаточный - продвинутый). Осуществив контроль и оценив результаты педагогического процесса, необходимо провести анализ полученных данных, т.е. всесторонне их разобрать, исследовать. Анализ ведется в двух направлениях: с одной стороны, определяется, насколько каждый ученик и коллектив в целом продвинулись к цели; с другой – педагог анализирует и оценивает собственную деятельность. Продвижение школьника в развитии, образовании и воспитанности прослеживается путем определения степени восхождения к цели. Сравнивая результаты по конкретным показателям (определенным «Программой воспитания», ФГОС, нормами возрастного развития), классный руководитель ставит новые конкретные задачи по достижению цели.
Степень субъективности в этом случае достаточно велика, поэтому необходимо взаимодействие всех взрослых, участвующих в педагогическом процессе, нужны все новые и новые сведения об ученике и их анализ, необходима проверка и уточнение сделанных в ходе гностической деятельности выводов. Приступая к анализу собственной педагогической деятельности своих коллег, классный руководитель должен избрать эталон (модель «Я - идеальное»), по которому можно определить степень своей компетентности. Ориентиром для анализа педагогической деятельности могут служить следующие составляющие. 1. Индивидуальный способ педагогической деятельности: а) индивидуальные свойства: - тип высшей нервной деятельности; - тип темперамента; - установка сознания (экстраверсия, интроверсия); - типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм); б) психические свойства: - особенности когнитивного стиля (тип мышления); - социальные установки, способности (общие и педагогические); - категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность, способность к рефлексии, мотивационно-ценностные установки); - личная структура; в) эмоциональная сфера: оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям; г) волевая сфера: - выбор мотивов и целей; - регуляция побуждений к действиям при недостаточной или убыточной мотивации; - мобилизация физических и психических возможностей ситуации преодоления препятствий при достижении поставленной цели; д) коммуникативная сфера и др. 2. Результаты выполнения успешной педагогической деятельности. Причины успехов и неуспехов, личностно-профессиональные трудности в осуществляемой педагогической деятельности.
3. Самостоятельность в выборе средств, способов, условий, необходимых для разрешения личностно-профессиональных проблем в педагогической деятельности, в том числе и психических средств (волевые усилия, продолжительное отношение к самостоятельному принятию решения, самостоятельной деятельности, осмысление личностно значимых проблем). Модель классного руководителя, представленная на рис.1, также может быть положена в основу анализа собственного «Я». При этом, учитывая невозможность изучения (а затем и совершенствования) всех потенциальных возможностей личности, классный руководитель сознательно избирает для анализа доминантные характеристики современного педагога.
Личность классного руководителя
мастерство компетентность
Рис. 1. Модель классного руководителя XXI века.
В соответствии с этой моделью, это могут быть: исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность. К приведенным обобщенным показателям можно добавить и такие критерии, как культура внешнего вида, культура педагогического общения, умение саморегуляции, культура речи. По нашим данным, на эти аспекты профессиональной субкультуры учителя-практики обращают меньше всего внимания. Рассмотрим коротко каждый из этих критериев. 1. Культура внешнего вида 1. Осанка: а) прямая; б) умение сидеть прямо и свободно (руки свободно лежат на столе); в) подтянутость, собранность. 2. Одежда: а) аккуратность; б) скромность; в) цветовая гармония; г) соответствие одежды возрасту, условиям занятия работы; д) соответствие моде; е) чувство меры и сообразность в выборе украшений. 3. Гримм – умеренность. 4. Прическа – аккуратность. 5. Мимика: а) выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности (но не самоуверенности); б) взгляд направлен на собеседника; в) эмоциональная выразительность; г) соответствие выражения лица характеру речи. 6. Пантомимика: а) жесты уместны, органичны, естественны; б) походка упругая, ритмичная, легкая; в) движения гибкие, размеренные, непринужденные; г) сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности; д) умение бесшумно вставать и садиться.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.157.182 (0.014 с.) |