Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешние условия и признаки системы
При исследовании системы в окружающую среду включаются лишь следующие элементы [2, 7]: а) изменение свойств (параметров) которых влияет на систему; б) свойства (параметры) которых изменяются вследствие изменения состояния системы. В большинстве случаев в качестве элементов внешней среды, активно воздействующих на систему, рассматриваются: - внешние ресурсы (финансовые, материальные, трудовые); - ограничения (законодательные акты, нормативно-правовые документы и т.д.), задаваемые, как правило, в виде некоторых информационных ресурсов; - потребители конечного продукта. Иногда, после определения множества необходимых ресурсов, становится очевидной нереальность заданных целевых результатов и требуется корректировка исходных целей либо изменение множества функций по реализации целей. В случае, если внешних ресурсов достаточно, то можно говорить о ликвидации анализируемой проблемной ситуации. В противном случае речь должна пойти о переосмыслении проблемы и формулировании новой системы целей. Пример. В качестве ресурсов внешней среды при реализации функции “подготовка специалистов соответствующих требованиям конкретного предприятия” можно рассматривать следующие [2]: - финансовые ресурсы, поступающие от предприятия в виде денежной компенсации за дополнительную подготовку; - материальные ресурсы, представленные в виде оригинального оборудования, приборов и устройств, которыми студент должен научиться пользоваться; - постановления министерства общего и профессионального образования Донецкой Народной Республики, регламентирующие права и обязанности вуза, предприятия и студента. Основные признаки систем следующие: - целостность, связанность или относительная независимость от среды и систем. С исчезновением связанности исчезает и система, хотя элементы системы и даже некоторые отношения между ними могут быть сохранены; - наличие подсистем и связей между ними или наличие структуры системы. С исчезновением подсистем или связей между ними может исчезнуть и сама система; - возможность обособления или абстрагирования от окружающей среды, т.е. относительная обособленность от тех факторов среды, которые в достаточной мере не влияют на достижение цели;
- связи с окружающей средой по обмену ресурсами; - подчиненность всей организации системы некоторой цели; - эмерджентность или несводимость свойств системы к свойствам элементов; - увеличение разнообразия типов частей системы, выполняемых ими функций, что обусловливает различия в их абсолютной стоимости; - усложнение функционирования; - сложность поведения, нелинейность характеристик; - повышение уровня автоматизации, означающее, в частности, увеличение степени относительной самостоятельности системы в ее поведении; - нерегулярное, статистически распределенное во времени поступление внешний воздействий; - наличие в ряде случаев состязательного момента, т.е. такого функционирования системы, при котором необходимо учитывать конкуренцию отдельных частей; - многоаспектность (техническая, экономическая, социальная, психологическая); - контринтуитивность (причина и следствие жестко однозначно не связаны ни во времени, ни в пространстве); - нелинейность (синергетика).
Вопросы для самоконтроля · Что такое цель, структура, система, подсистема, задача, решение задачи, проблема? · Каковы основные признаки и топологии систем? Каковы их основные типы описаний? · Каковы этапы системного анализа? Каковы основные задачи этих этапов? Задачи и упражнения 1. Каковы подсистемы системы "ВУЗ"? Какие связи между ними существуют? Описать их внешнюю и внутреннюю среду, структуру. Классифицировать (с пояснениями) подсистемы. Описать вход, выход, цель, связи указанной системы и ее подсистем. Нарисовать топологию системы. 2. Привести пример некоторой системы, указать ее связи с окружающей средой, входные и выходные параметры, возможные состояния системы, подсистемы. Пояснить на этом примере (т.е. на примере одной из задач), возникающих в данной системе конкретный смысл понятий "решить задачу" и "решение задачи". Поставить одну проблему для этой системы. 3. Привести морфологическое, информационное и функциональное описания одной-двух систем. Являются ли эти системы плохо структурируемыми, плохо формализуемыми системами? Как можно улучшить их структурированность и формализуемость?
Рассмотрим фрагмент модели взаимодействия учебного заведения с элементами внешней среды [2]. В качестве конечных продуктов учебного заведения можно рассматривать следующие множества: - инженерные и научные кадры: y1 - инженерные кадры, подготовленные по типовым учебным планам; y2 - инженерные кадры, подготовленные по заказам органов власти и управления; y3 - инженерные кадры, подготовленные по заказам финансовых институтов; y4 - инженерные кадры, подготовленные по заказам конкретного предприятия и т.д.; y5 - кадры высшей квалификации; - информационная продукция вуза: y6 - учебно-методическая литература; y7 - научно-техническая литература; y8 - отчетная информация о деятельности вуза; y9 - научно-технические разработки вуза. В качестве входных ресурсов учебного заведения выделим: - финансовые ресурсы: x1 - средства федерального бюджета для организации учебного процесса; x2 - средства местного бюджета для организации учебного процесса; x3 - средства внебюджетных фондов для организации учебного процесса; x4 - средства благотворительных фондов для организации учебного процесса; x5 - кредиты банков для организации учебного процесса; x6 - финансовые ресурсы для организации научно-исследовательской деятельности; x7 - финансовые ресурсы для организации административно-хозяй-ственной деятельности; - абитуриенты, поступающие в вуз: x8 - на основе госбюджетного финансирования; x9 - по заказам органов власти и управления; x10 - по заказам финансовых институтов; x11 - по заказам конкретных промышленных предприятий; x12 - на личные сбережения родителей. В качестве ограничений, определяющих деятельность вуза, можно рассматривать следующие: - ограничения по учебной деятельности: z1 - требования ГОС на подготовку специалистов по конкретной специальности; z2 - требования органов власти и управления к качеству подготовки специалистов; z3 - требования финансовых структур к качеству подготовки специалистов; - ограничения по научно-исследовательской деятельности: z4 - требования федеральных органов к качеству выполнения госбюджетных тем; z5 - требования заказчиков к качеству выполнения хоздоговорных тем.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.169 (0.01 с.) |