Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая диагностика уровня готовности к школьному обучению (КУПРАЦЕВИЧ О.)
В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физической готовностью; интеллектуальной готовностью; личностной готовностью. Физическая готовность ребёнка к школе определяется врачами и заносится в медицинскую карту. Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие. Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи. Существенным для педагогической диагностики является также определение сформированности у дошкольников предпосылок к овладению грамотой и математикой. Такими предпосылками являются соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухо-речевой памяти, словарный запас, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обученность ребёнка, достаточно развитое наглядно-образное мышление, основы логического мышления); достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние зрительного восприятия, состояние пространственного восприятия, состояние моторики и зрительно- моторных координаций). Педагогическая диагностика включает и себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных, им рабочих листах. (дети рассаживаются за парты, им дают листок и цветные карандаши, воспитатель читает инструкцию). На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание". Каждое задание дается в точном соответствии с инструкцией, никаких слов “от себя” добавлять не нужно. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30 минут. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку). Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы. Индивидуальное обследование не должно превышать 20 мин. На диагностике могут присутствовать родители. Диагностику проводят в начале года и конце. Диагностику проводят воспитатели ДОУ, психолог, логопед.
Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.
3 балла выставляется при высоком уровне развития исследуемого параметра (задание выполнено полностью с незначительными недочетами) 2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, (правильно выполнено более половины заданий) 1 балл свидетельствует о низком уровне развития исследуемого параметра (задание выполнено частично, менее половины). 0 баллов свидетельствует об отсутствии исследуемого параметра (задание не выполнено) Для получения выводов об уровне готовности будущих первоклассников к школьному обучению используют четырехуровневую шкалу.
1. Высокий уровень готовности к обучению - доминирует 3-х балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (21-24 баллов) Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий. 2. Хороший уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 3-х баллов; (15 – 20 баллов) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя. 3. Средний уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 1-3-х баллов; (10-14 баллов) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий с незначительной помощью учителя. 4. Низкий уровень готовности к обучению доминируют 1-балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (до 9 баллов). Нужно принять, что дети, показавшие такой уровень развития в I классе, будут справляться с большинством заданий со значительной помощью учителя.
Для определения готовности ребенка к школьному обучению мы изучаем ряд интеллектуальных умений, необходимых ребенку с первых шагов обучения. 1. Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их. 2. Умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки. 3. Умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов) 4. Интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; способность правильно понимать высказывание. 5. Умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). 6. Умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию. 7. Состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец. 8. Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия. Самые значимые методики диагностики готовности дошкольников к обучению были разработаны еще во время существования Советского Союза и основывались на научных трудах метров советской психологии А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. А. Гальперина, Б. Г. Ананьева И.Р.Лурия и др. В диагностике используют методики разных авторов:
«Графический диктант» (фронтально) Д.Б. Эльконина; «Образец и правило» (фронтально) А. Венгер «Лесенка» (Т. В.Дембо - С.Я. Рубинштейн) Методика заучивания десяти слов (А.Р.Лурия) Диагностика мотивационной готовности (по Л. И. Божович) Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе Методика психолого -педагогического обследования разработанная Е.А. Стребелевой Тест школьной зрелости Керна – Йирасека От диагностики к развитию С.Д. Забрамная О.В.Боровик Тесты Н.Гуткиной Журова Л. Кочурова Е. Кузнецова М. Готовность к школьному обучению
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.254 (0.009 с.) |