![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Этапы социально-психологического исследованияСтр 1 из 18Следующая ⇒
Дидактические единицы темы. Структура психологического исследования. Формулировка задач исследования. Виды гипотез. Виды обработки и интерпретации полученных результатов исследования. 2.1. Программа исследования: основные функции и структура[1] Разработка программы социально-психологического исследования требует от исследователя четкого представления об основных категориях, а также понятиях, применяемых в исследовательской практике. Важно определять сущность таких понятий, как «цель», «объект», «предмет», «задача» исследования. При этом, помимо теоретического представления, исследователю необходимо уметь их операционализировать, то есть выражать в терминах социально-психологической науки. Поскольку понятия часто имеют многозначный характер, исследователю следует знать, как они соотносятся друг с другом не только на теоретическом, но и методологическом и операциональном уровне описания исследования. Решение этих задач производится в специальном документе, организующем всю исследовательскую деятельность психолога – программе исследования. Программа исследования – это изложение теоретико-методологических предпосылок (концепции) исследования, в соответствии с целями и задачами работы, основными гипотезами, описанием методов и методик а также определением этапов сбора, обработки и описания полученных результатов. Функция программы социально-психологического исследования – планирование, регулирование и контроль исследовательской деятельности специалиста. Изложение программы исследования осуществляется на основе концептуального аппарата социально-психологической науки, логичным и последовательным описанием его структурных составляющих. В. А. Ядовым предлагаются основные структурные элементы программы исследования, раскрывающие ее методологическую и содержательную составляющие: 1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. 2. Определение цели и постановка задач исследования. 3. Уточнение и интерпретация основных понятий. 4. Предварительный системный анализ объекта исследования. 5. Конструирование гипотез. Процедурный раздел программы: 1. Принципиальный (стратегический) план исследования.
2. Обоснование системы выборки и единиц наблюдения. 3. Набросок основных процедур сбора данных (методов и техник). 4. Схема анализа исходных данных. Программа социально-психологического исследования дополняется рабочим планом, раскрывающим этапы опытно-экспериментальной работы, сроки их осуществления, методы выполнения, ресурсы и, в случае привлечения нескольких исследователей – описание ответственных лиц. Рассмотрим основные этапы социально-психологического исследования. 2.2. Проблема и проблемная ситуация Проблема выступает начальной точкой любого исследования. Социально-психологическая проблема, как правило, базируется в области межличностных отношений участников малой группы. При этом проблема может иметь как теоретический, так и практический характер. Теоретические проблемы обусловлены необходимостью опытной, эмпирической проверки установленных закономерностей, уточнения фактов, сбора дополнительных сведений о социально-психологических явлениях. Результаты исследования разрешают противоречия в научных представлениях, восполняют недостаток знаний. Практические проблемы вызваны реальными, существующими отношениями между участниками групп – проблемными ситуациями. Посредством социально-психологического исследования собирается информация об причинах, текущем состоянии взаимодействия участников групп, актуальных конфликтах, уровне сплоченности, согласованности их совместных действий. Результаты исследования используются для решения практической проблемы: административными, управленческими, психокоррекционными мерами. Социально-психологическая проблема связана с недостатком информации о ней, недостаточным объемом эмпирических фактов. Поэтому существуют общие требования к обработке проблемы исследования: • необходимо отделить «проблемное», действительно неизвестное, требующее разрешения, и «непроблемное» - неразрешенное из-за неполного анализа, ограниченного поиска либо некомпетентности исследователя; • необходимо разделить общую проблему на отдельные составляющие, вызванные теоретическими, методологическими, методическими аспектами.
• следует упорядочить проблему по этапам ее разрешения, и, если это возможно – приоритетам решения. Выделение приоритетов позволяет сфокусироваться на наиболее существенных элементах исследования. Выполнение этих задач во многом зависит от объема знаний исследователя – его эрудиции в области теорий, методологии и фактов. Поэтому, целесообразно, принимаясь за решение проблемы предварительно проанализировать существующие представления о ней, а также описанные различными исследователями попытки ее решения. Благодаря обзору научной литературы исследователь сможет определить наиболее общие направления решения проблемы, понять степень ее изученности, перспективные взгляды и способы, эффективные методы. Кроме того, литературный обзор позволяет выявить противоречия между исследовательскими подходами, понять ошибки других исследователей. 2.3. Выдвижение рабочих гипотез Определение проблемы приводит исследования к конструированию предположения о причинах ее возникновения, способах преодоления, выраженных в форме гипотезы. Под гипотезой в социально-психологическом исследовании понимаются предположения о характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению социально-психологических и социальных проблем. Как указывает В.А. Ядов, гипотеза является основным методологическим инструментом, регулирующим процесс исследования, придающим ему логичность и упорядоченность. Существует несколько представлений о разновидностях гипотез, применяемых в исследовании. Охарактеризуем наиболее распространенные виды гипотез. По степени общности предположений гипотезы разделяются на гипотезы-основания (базовые, общие) и гипотезы-следствия (частные, эмпирические). По сущности отношений между понятиями выделяются гипотезы о связи, различии, структуре, причинах и следствиях. С точки зрения цели и задач исследования гипотезы подразделяются на основные и второстепенные: По уровню обоснованности гипотезы могут быть разделены на основные (доказываемые в ходе исследования) и альтернативные, используемые взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными. По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. При этом, описательные гипотезы чаще всего включают в себя предположения о существенных свойствах объекта (классификационные, обобщающие), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). В свою очередь, объяснительные гипотезы раскрывают причинно-следственных связи, взаимодействия в изучаемых процессах и явлениях.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.2 (0.006 с.) |