1 вариант – заряды ионов: Ca2+CO32-, Cr3+(OH)3-, H2+SO42-
степени окисления: Ca+2C+4O3-2, Cr3+(O-2H+1)3-, H2+1S+6O4-2
CaCO3→Ca(OH)2, Cr(OH)3 → Cr2O3, H2SO4→ SO3
H2CO3
2 вариант – заряды ионов: Na+2SO2-4, Mg2+ (OH) -2, H+2CO2-3
степени окисления: Na+12S+6O2-4, Mg2+ (O-2H+1)2, H+2C+4O2-3
Na2SO4→NaOH, Mg(OH)2 → MgO, H2CO3→ CO2
H2SO4
3 вариант – заряды ионов: Ba2+ (NO3) -2, Na+OH-, H+NO-3
степени окисления: Ba+2 (N+5O2-3) -2, Na+1 O-2H+1, H+1N+5O2-3
Ba(NO3) 2→Ba(OH)2, NaOH→ Na2O, HNO3→ N2O5
HNO3
3. Решите задачу.
1 вариант – Сколько граммов сахара и сколько граммов воды надо взять для приготовления 250 г 12% раствора?
Дано: Решение:
mр-ра= 250 г mр.в.= ω* mр-ра = 0,12*250 = 30 г
ω = 12% = 0,12 mр-ль = mр-ра - mр.в = 250 – 30 = 220 г
![](https://pdnr.ru/infopediasu/baza27/2738685524058.files/image008.gif)
mр.в.= х г
mр-ль= у г Ответ: 30 г, 220 г
2 вариант – К 100 г 30 %-го раствора сахара добавили 10 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано: Решение:
m1 р-ра= 100 г m1р.в = ω1* m1 р-ра = 0,3 * 100 = 30 г
ω1 = 30% = 0,3
m р.в.= 10 г ω2= (m1р.в + m р.в)/ (m1 р-ра + m р.в) = (30+10)/100+10 = 0,37
ω2 = x % Ответ: 37%
3 вариант – К 200 г 10 %-го раствора сахара добавили 100 г воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано: Решение:
m1 р-ра= 200 г m1р.в = ω1* m1 р-ра = 0,1 * 200 = 20 г
ω1 = 10% = 0,1
m р-ль.= 100 г ω2= m1р.в / (m1 р-ра + m р-ль) = 20/200+100= 0,07
![](https://pdnr.ru/infopediasu/baza27/2738685524058.files/image008.gif)
ω2 = x % Ответ: 7%
Приложение 3.
Дополнительные задания
для учащихся, которые без ошибок справились с контрольной работой.
Вариант 1
- Составьте формулы следующих веществ: нитрита магния, бромида кальция, фосфата стронция, оксида мышьяка (V), фосфата калия, гидроксида свинца (II), оксида кремния (II), бромной кислоты (правильно составлены все формулы - 8 б.).
- Заполните таблицу по образцу (правильно составлены все формулы - 9 б.):
![](https://pdnr.ru/infopediasu/baza27/2738685524058.files/image012.gif)
- Смешали 200 г 40 %-го и 100 г 30 %-го растворов азотной кислоты. Определите массовую долю кислоты в полученном растворе (правильно записано условие задачи, правильно записана формула для нахождения неизвестного, правильно сделаны вычисления – 3 б.).
Вариант 2.
- Составьте формулы следующих веществ: нитрата кальция, фторида алюминия, карбоната лития, оксида мышьяка (III), сульфита натрия, гидроксида железа (II), оксида меди (II), хлорной кислоты (правильно составлены все формулы - 8 б.).
- Заполните таблицу по образцу (правильно составлены все формулы - 9 б.):
![](https://pdnr.ru/infopediasu/baza27/2738685524058.files/image016.gif)
- Смешали два раствора гидроксида натрия: 120 г 5 %-го раствора и 130 г 15 %-го раствора. Рассчитайте массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе (правильно записано условие задачи, правильно записана формула для нахождения неизвестного, правильно сделаны вычисления – 3 б.).
Приложение 4.
Алгоритм исправления ошибок школьниками:
![](https://pdnr.ru/infopediasu/baza27/2738685524058.files/image017.gif)
Приложение 5.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля.
- Определить форму и процедуру проведения контрольной работы.
- Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.
- В соответствии с принципом минимакса подобрать задания для контрольной работы на применение перечисленных знаний.
- Составить контрольную работу.
- Подобрать задания для этапа самостоятельной работы с самопроверкой.
- Определить критерии оценивания контрольной работы и форму его представления учащимся.
- Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.
- Определить способы организации самопроверки контрольной и самостоятельной работ.
- Продумать форму организации этапа мотивации.
- Продумать форму организации актуализации знаний.
- Продумать организацию работы с алгоритмом исправления и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.
- Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную работу и пр.)
- Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
- Продумать форму организации этапа рефлексии.
- Сконструировать диалоги для организации коллективной работы на всех этапах урока.
- В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.
- Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора заданий.
- Составить технологическую карту урока.
- Провести анализ технологической карты. Внести корректировку.
Алгоритм подготовки урока развивающего контроля см. Приложение 5.