![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 3. Круговорот химических элементов
Задачи. Сформировать знания о круговороте важнейших биогенных элементов — углерода и азота. Показать основные этапы поглощения этих элементов, движении их по цепям питания и возвращение в неживую природу. Вспомнить значение данных элементов для живых организмов. Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Биомасса биосферы". Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация. Ход урока: Повторение. Письменная работа с карточками на 10 мин. 1. Сравните биомассу продуцентов и консументов на суше и в океане. 2. Как распределена биомасса в Мировом океане? 3. Охарактеризуйте биомассу суши. 4. Дайте определение терминам или раскройте понятия: нектон; фитопланктон; зоопланктон; фитобентос; зообентос; процент биомассы Земли от массы косного вещества биосферы; процент биомассы растений от общей биомассы наземных организмов; процент биомассы растений от общей биомассы водных организмов. Работа с карточкой у доски: приложение 2. Компьютерное тестирование: приложение 3. Устное повторение. Изучение нового материала. Объяснение с помощью таблиц, кодограммы.
Круговорот углерода
Деятельность живых организмов приводит к биогенной миграции химических элементов в биогеоценозах, к их круговороту. Автотрофные организмы постоянно извлекают из косного вещества биосферы биогенные элементы, которые движутся по цепям питания, могут на длительное время выводится из круговорота в форме биогенного вещества, но, в конце концов, редуценты, деструкторы возвращают их в неживую природу. Круговорот химических элементов рассмотрим на примере круговорота важнейших биогенных элементов — углерода и азота. Углерод входит в состав всех органических веществ любых живых организмов. Он извлекается из атмосферы в форме углекислого газа во время фотосинтеза, из углекислого газа и воды образуются углеводы и другие органические молекулы. Часть углерода возвращается в атмосферу при дыхании самих растений (до 50%), другая часть начинает движение по пастбищным и детритным цепям питания. Большая часть потребленного каждым организмом органического вещества окисляется при дыхании и только 5-25% превращается в собственное органическое вещество. При переходе от одного организма к другому происходит потеря большей части энергии в форме тепла и разрушение органического вещества до углекислого газа и воды. Редуценты разлагают органическое вещество погибших организмов, погибают сами и таким образом углерод в форме углекислого газа возвращается в атмосферу.
Круговорот азота
Несмотря на то, что растения буквально купаются в азоте (азота в атмосфере около 80%), они не могут использовать. Атмосферный азот химически инертен, его фиксация осуществляется только некоторыми свободноживущими бактериями, клубеньковыми бактериями и цианобактериями. После их гибели соединения азота используются продуцентами, затем консументами. Часть азота фиксируется из атмосферы в виде оксидов во время грозовых разрядов. Азот входит в состав белков и нуклеиновых кислот, это один из четырех элементов первой группы, на долю которых приходится до 98% от массы организма. В результате жизнедеятельности происходит постоянное выведение из организма продуктов белкового обмена — аммиака, мочевины, мочевой кислоты и других. После гибели организмов, при разложении органических веществ аммонифицирующие бактерии образуют аммиак (NH3). Нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак до нитритов и нитратов. Растения способны усваивать часть нитратов, вновь используя азот для синтеза белков. Возвращают азот в атмосферу денитрифицирующие бактерии, которые в процессе гниения остатков растений и животных превращают нитраты в свободный азот.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой. Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы. Можно задать ряду учащимся подготовить рефераты или краткие сообщения на темы: «Климат биосферы», «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение водных систем», «Уничтожение лесов», «Почва, ее настоящее и будущее», «Потеря биоразнообразия биосферы», «Энергетика сегодня и завтра». Приложение 1. Кодограмма к уроку Приложение 2. Карточка у доски
Приложение 3. Тестовое задание.
Задание 27. "Биомасса биосферы" Тест 1. Биомасса биосферы от массы косного вещества биосферы составляет: 1. 1%. 2. 0,1%. 3. 0,01%. 4. 0,001%. Тест 2. На долю растений от биомассы Земли приходится: 1. 99%. 2. 90%. 3. 80%. 4. 75%. Тест 3. Биомасса растений на суше по сравнению с биомассой наземных гетеротрофов: 1. Преобладает и составляет 99,2%. 2. Составляет 60%. 3. Составляет 50%. 4. Меньше биомассы гетеротрофов и составляет 6,3%. Тест 4. Биомасса растений в океане по сравнению с биомассой водных гетеротрофов: 1. Преобладает и составляет 99,2%. 2. Составляет 60%. 3. Составляет 50%. 4. Меньше биомассы гетеротрофов и составляет 6,3%. Тест 5. Использование солнечной энергии для фотосинтеза на суше в среднем составляет: 1. 1%. 2. 0,1%. 3. 0,04%. 4. 0,01%. Тест 6. Использование солнечной энергии для фотосинтеза в океане в среднем составляет: 1. 1%. 2. 0,1%. 3. 0,04%. 4. 0,01%. Тест 7. Бентос океана представлен: 1. Активно передвигающимися в толще воды животными. 2. Организмами, населяющими толщу воды и переносимыми морскими течениями. 3. Организмами, живущими на грунте и в грунте. 4. Организмами, живущими на поверхностной пленке воды. Тест 8. Нектон океана представлен: 1. Активно передвигающимися в толще воды животными. 2. Организмами, населяющими толщу воды и переносимыми морскими течениями. 3. Организмами, живущими на грунте и в грунте. 4. Организмами, живущими на поверхностной пленке воды. Тест 9. Планктон океана представлен: 1. Активно передвигающимися в толще воды животными. 2. Организмами, населяющими толщу воды и переносимыми морскими течениями. 3. Организмами, живущими на грунте и в грунте. 4. Организмами, живущими на поверхностной пленке воды. Тест 10. От поверхности вглубь водоросли произрастают в следующем порядке: 1. Неглубоко бурые, глубже зеленые, глубже красные до — 200 м. 2. Неглубоко красные, глубже бурые, глубже зеленые до — 200 м. 3. Неглубоко зеленые, глубже красные, глубже бурые до — 200 м. 4. Неглубоко зеленые, глубже бурые, глубже красные — до 200 м.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.150.52 (0.014 с.) |