Лекция 14. Обязательства из договоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 14. Обязательства из договоров



КОНТРАКТЫ И ПАКТЫ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДОГОВОРОВ

Договор, имеющий исковую защиту, назывался у римлян сontractus, а неформальное соглашение, не имеющее исковой защиты - pactum. Контракты Гай разделяет на 4 основных вида: вербальные, литтеральные, реальные и консенсуальные.

Древнейшие формы контрактов

1. Nexum - древнейший вид контракта, происходившего в форме манципации. Касался только отчуждения в кредит res mancipi. Должник произносил клятву (nuncupatio), нарушение которой каралось смертной казнью или продажей в рабство за Тибр. Эта суровая санкция была отменена законом Петелия 313 г. до н.э. В силу этого впоследствии nexum потеряло свое специфическое значение и в Дигестах этим термином обозначают вообще всякое обязательство. Современные юристы затрудняются дать определенную классификацию этому контракту, так как он несет в себе черты как реального (непосредственная передача вещи), так и вербального (публичная клятва) контрактов. Этот контракт следует относить скорее к вербальным, т.к. именно устная клятва была главной чертой контракта. К тому же вспомним, что Модестин выделяет в особую категорию контракты, имеющие вербальный и реальный характер одновременно (D.44.7.52 pr.).

2. Mancipium - большинство ученых приравнивает эту форму договора к манципации. Однако согласно источникам это было ничто иное как договор в форме судебной уступки (in iure cessio), который обычно использовался для заключения контрактов по государственным откупам и относился преимущественно к сделкам публичного права (см. лекцию 3).

 

Вербальные контракты

Определение: Вербальным (то есть словесным, устным) контрактом называется договор, устанавливающий обязательство словами (verbis), то есть договор, приобретающий обязывающую силу посредством и с момента произнесения известных формул и фраз.

1). Стипуляция (Sponsio-stipulatio).

Стипуляцией называется устный договор, заключенный посредством устного вопроса кредитора и совпадающего с ним ответа должника.

Определение стипуляции дают римские юристы Гай и Павел: "Стипуляция есть словесная формула, по которой кто-либо, должным образом спрошенный, отвечает, как например: "Обязуешься? Обязуюсь. Дашь? Дам. Обещаешь? Обещаю. Ручаешься своей честью? Ручаюсь." Стипуляция может быть заключена как просто, так и под условием." (Paul.Sent.2.3.1). В словесном обязательстве возможно, хотя и не обязательно, участие третьих лиц - поручителей. Гай выделяет три их вида: "За обещающего должника обыкновенно обязываются другие, из которых одни называются sponsores, другие - fideipromissores, третьи - fideiussores. Спонсора спрашивали так: "Обещаешь ли то же самое дать?", фидеипромиссора: "Даешь ли честное слово, что обещаешь то же самое?", фидеиюссора: "Даешь ли честное слово, что приказываешь то же самое?" (Gai.Inst.3.115-116). Они несли ответственность своим имуществом в случае неплатежеспособности должника. Основная ответственность ложилась, согласно Гаю, на фидеиюссора: (Gai. Inst. 3.121): “Далее ответственность спонсора и фидеипромиссора ограничивалась по закону Фурия двумя годами, и обязательство разделяется на столько частей, сколько их окажется в то время, когда можно потребовать деньги, и каждый обязан дать соответственную часть; ответственность же фидеиюссоров есть постоянная и сколько бы их ни оказалось, все они отвечают по всему долгу..”

 Сила словесного обязательства заключалась в нерушимости клятвы и ее нарушение строго каралось священными законами, законами XII таблиц и постановлениями цензоров (Cic.De off.3.31.111). В зависимости от значимости конкретного преступления в эпоху XII таблиц в качестве наказания назначались либо смертная казнь (sacer esto), либо искупительное жертвоприношение (sacramentum) в казну храма Сатурна.

В самой стипуляции никак не оговаривается, что послужило ее причиной, то есть передача вещи или денег в долг ничем не регламентировалась, а следовательно, осуществлялась путем простой передачи. Следовательно, стипуляционная форма обязательств существовала только для res nec mancipi. Исследователи обращают внимание на религиозный характер обряда заключения спонсии-стипуляции. Само слово spondere связано с жертвенным возлиянием. Spondeum дословно означает "чаша для возлияний. Нарушение клятвы, сопровождавшеся жертвенным возлиянием (sponsio), вело к нарушению божеского мира (pax deum) караемого строгими нормами священных законов (leges sacratae) и законами XII таблиц. Введение обязательства, сопровождавшегося сакральной клятвой, традиция приписывает римскому царю Нуме Помпилию (Dionys.2.75), который к тому же в целях обеспечения культа клятвы построил храм в честь богини Fides (Plut.Num.16.1; Flor.1.2.3) и учредил посвященные богине празднества (Liv.1.21.4).

В случае нарушения клятвы кредитор мог подать на должника в суд иск либо в форме legis actio sacramento, либо посредством требования назначит особого судью из числа центумвиров (Gai.Inst.4.12). Если суд признавал право кредитора, то ответчик принуждался к уплате долга. После этого должнику давались 30 льготных дней, а затем кредитор имел право возобновит иск, но уже в форме наложения руки (manus iniectio) и отвести должника к претору, если у того не было поручителей (XII tab.3.1-2). Суд приговаривал (addicere) должника к наложению оков и тюремному заключению, и в третий базарный день осужденный подвергался poena capite или продаже в рабство trans Tiberim (XII tab.3.3-5).

Следует отметить, что sponsio-stipulatio могла заключаться не только при возникновении долга путем простой передачи, но и сопровождать другие виды обязательств. Ведь клятва (fides), жертвенное возлияние (sponsio) и поручительство могли использоваться и в фидуциарной манципации.

Стипуляция имела сугубо односторонний характер, так как у кредитора было только право, а у должника - только обязанность.

Формальность стипуляции была чрезвычайно строга вначале (ответ должен был буквально совпадать с вопросом), но в период классики стипуляция потеряла строгий формализм. Так Ульпиан (D.45.1.1.2) уже говорил что на вопрос dabis? (дашь?) достаточно было ответить quidni? (почему бы и нет?). Первоначально акт стипуляции должен был быть непрерывным. Ульпиан (D.45.1.1.1) уже допускает, что кредитор, задав вопрос, может ненадолго выйти. По стипуляции нельзя возложить исполнение обязательства на третье лицо (т.е. была сугубо личная ответственность). Нельзя было также стипулировать по типу: “Обещаешь, что будет дано после моей (или твоей) смерти?” (I.3.19.21).

Юстиниан конституцией 531 г. снял все ограничения во времени и лице (С.4.11.1): “Действие обязательств и исков может начинаться в лице наследников, как на активной стороне, так и на пассивной, чтобы от чрезмерной щепетильности в отношении употребляемых выражений не встречала помех широта замыслов контрагентов.”

Ответственность из стипуляции в случае гибели вещи наступала только когда должник допускал culpa in faciendo, т.е. намеренные действия на уничтожение вещи (D.45.1.91).

a). Cautio - письменный акт, удостоверяющий стипуляцию, который со временем стал сопровождать, а затем и подменять словесную форму (D.45. 1.134.2).

б). Adstipulatio - добавочная стипуляция, ее характер объясняет Гай (Gai. 110): “Хотя, как мы сказали, другое лицо, нам неподвластное, бесполезно стипулирует в нашу пользу, однако мы можем к стипуляции привлечь и другое лицо, которое стипулирует то же, что и сам стипулятор, и это лицо мы обыкновенно называем адстипулятором (заместителем кредитора).”

в). Adpromissio - поручительство, по которому третье лицо принимает на себя ответственность по обязательству должника в целях обеспечения кредитора. Вот как об этом пишет Гай (Gai.3.117): “...адстипуляторов мы обыкновенно привлекаем тогда, когда совершаем стипуляцию с тем, чтобы дано было что-нибудь после нашей смерти. Так как стипуляция не имеет силу, то привлекается адстипулятор, который бы предъявлял иск после нашей смерти; если он что-нибудь получил, то он обязан возвратить полученное моему наследнику и отвечает по иску из поручения.”

2. Сложные формы стипуляции

Dotis dictio - это обещание приданого при брачных обязательствах - sponsalia; и ius iurandum liberti - клятва отпущенника при отпуске на волю, когда “...вольноотпущенник клятвенно обязался дать патрону или подарок, или оказать почтение, или исполнить известные услуги” (Gai.3.96).

 

Письменные договоры

Определение: Литтеральный контракт - это договор, заключавшийся посредством записи в приходно-расходную книгу кредитора или ранее существовавшего долга данного должника, или долга другого должника, переводимого на данного по соглашению сторон.

1. Запись в приходно-расходную книгу кредитора называлось expensilatio. Различались два вида записей:

а) Nomina adversaria - т.е. журнал, куда заносились ежедневные записи прихода-расхода. Гай выделяет две разновидности таких записей - “ от вещи к лицу ” и “ от лица к лицу ” (Gai. 3. 129-130): “Запись от вещи к лицу имеет место тогда, когда то, что ты мне должен по купле, найму или товариществу, я запишу за тобою как сумму следуемую мне. 130. Занесение долга в счетную книгу от лица к лицу имеет место в том, например, случае, когда то, что мне следует с Тиция, я занесу как сумму тебе уплаченную, т.е. если долг Тиция переводился на тебя.”

б) Nomina arcaria (arca -сундук с деньгами) - вид записи, связанной с другим основанием - непосредственной выдачей денег в долг, о чем также повествует Гай (Gai.3.131): “Другое значение имеют т.н. nomina arcaria, или памятные записи займа; эти записи рождают вещное обязательство, а не письменное, так как обязательство возникает только в силу факта выдачи кому-либо денег; уплата же денег дает основание вещному обязательству, а поэтому мы правильно скажем, что эти памятные записи не рождали обязательства, а только свидетельствовали о том, что обязательство заключено.”

2. Синграфы - запись долга в долговой расписке от третьего лица и при свидетелях; и хирографы - запись долга в долговой расписке от первого лица. Это позднейшие формы письменных договоров греческого происхождения, первоначально использовались лишь в других сделках как доказательство, познее приобрели самостоятельное значение. В эпоху Гая (II в. н.э.) синграфы и хирографы еще не получили официального признания, т.к. он говорит, что “...этот вид обязательств свойственен иностранцам.” (Gai.3. 134).

 

Реальные контракты

Определение: Реальный контракт - это договор, заключавшийся не путем простого соглашения, а непосредственно передачей вещи (в собственность, держание или на хранение).

1. Mutuum - заем, по которому заимодавец передает заещику денежную сумму или опр. количество заменимых вещей в собственность с обязательством вернуть по истечении определенного срока. Главное здесь - передача вещи (res). Отличие от кредита - передача не специальной вещи, но лишь обладавшей родовыми признаками.

Pecunia credita Гай определяет так (Gai.3. 124): “Под credita pecunia мы понимаем не только ту денежную сумму, которую мы даем, чтобы установить долговое отношение, но и всякую, о которой известно, что она при заключении обязательства будет следовать, т.е. сумму, которая делается предметом обязательства без всякого условия. Поэтому и та денежная сумма, которая дается стипуляционным образом в определенный срок, относится сюда же, так как известно, что она будет должною, хотя бы ее потребовали после срока. Термином pecunia обозначаются в этом (Корнелия) все предметы. И если мы стипулируем вино, хлеб или землю, или раба, то следует обратить внимание на этот закон.”

Риск гибели заемной вещи - полностью на заемщике, т.к. вещи определены родовыми признаками

2. Commodatum (ссуда) - состоит в том, что коммодант (ссудодатель) передает коммодатарию (ссудопринимателю) индивидуально определенную вещь для временного безвозмездного пользования с обязательством последнего вернуть вещь в целости и сохранности

Предмет ссуды: по Лабеону - лишь движимые вещи (без земли), по Ульпиану - и земля тоже. Но нельзя давать в ссуду потребляемые вещи

Ответственность ссудополучателя - так как в безвозмездное пользование, то он отвечает за всякую culpa, как levis, так и lata.

Обязательства ссудодотеля - отвечает лишь за culpa lata (например дал гнилые бревна для подпорки стены, в результате стена обвалилась)

Договор ссуды нельзя смешивать с прекарием. Отличие - а) ссуда не могла быть бессрочной, б) прекарист не считался связанным по договору. Отличие от заема - вещи всегда индивидуально определены, даются во временное пользование, риск гибели лежит на собственнике.

3. Depositum (договор хранения или поклажи)

D.16.3.1.8: “Если отданная банщику на сохранение одежда погибла, то различаются два случая: если за сохранение не было вознаграждения, то хранитель несет ответственность по договору из депозита и должен за dolus; если же хранитель получил вознаграждение, он отвечает по договору найма.”

Отличительные признаки:

1) Реальный контракт, так как возникает посредством передачи вещи.

2) Не требуется, чтобы поклажедатель был собственником отдаваемой на хранение вещи, депозит возникает и в отношении чужой вещи (.16.3.1.39 Marc.).

3) Вещь всегда индивидуально определенная

4) цель - хранение поклажепринимателем

5) вещь передается на срок или до востребования

6) Безвозмездный характер.

Итак, депозит - это реальный контракт, по которому лицо, получившее от другого индивидуально определенную вещь, обязуется безвозмездно хранить ее в течении определенного срока или до востребования и вернуть ее в целости и сохранности.

Интересы поклажедателя защищались иском actio depositi directa в случае прямой вины поклажепринимателя, но он не отвечал за culpa levis (за небрежность), но не должен был допускать грубой небрежности.

Поклажеприниматель имел actio depositi contraria, по которому мог взыскать убытки с поклажепринимателя.

Секвестрация - передача на хранение вещи несколькими лицами и возврат ее на определенных условиях. Главный случай секвестрации - передача вещи, о которой ведется судебный спор, если спорящие не доверяют друг другу, и вещь должна оставаться до конца судебного спора (D.16.3.17 pr.)

 

Консенсуальные контракты

1. Купля-продажа (emptio-venditio)

Согласно Павлу, купля-продажа произошла от мены, когда обменивался товар на товар. Но отличие от мены -наличие денежной цены.

Уже в эпоху законов XII таблиц существовала купля-продажа, но тогда она включала в себя самый широкий спектр сделок: сбор налогов, срочная аренда общественной и частной земли и т.д. Но лишь в классическом праве сложился более узкий консенсуальный контракт emptio-venditio.

Определение: Купля-продажа - это договор, посредством которого продавец (venditor) обязуется предоставить покупателю (emptor) вещь, товар (merx), а покупатель - уплатить продавцу цену (pretium).

Этот договор носил консенсуальный, точнее - неформальный характер, так как не требовалось никаких формальностей, кроме соглашения (consensus) о цене. Как отмечает Гай (Gai.3.136), при консенсуальных контрактах обязательство возникает “...в силу соглашения сторон, потому что нет никакой нужды ни в словах, ни в письме, но достаточно, чтобы те, которые заключают юридический акт, пришли к соглашению. Вот почему такие сделки заключаются и между отсутствующими, например, посредством письма, посредника, между тем как словесное обязательство не может вообще совершаться между отсутствующими.”

Юстиниан еще более суживает сферу консенсуальных контрактов, говоря, что они не предполагают даже и передачи вещи, а основаны на одном только соглашении (I.3.22.1).

Цена, согласно Гаю должна быть договорена, и тогда договор считался заключенным, даже если цена еще не уплачена (Gai.3.139). Цена в купле-продаже в отличие от мены должна выражаться в определенной денежной сумме, хотя в некоторых случаях Гай допускает и выражение цены в другой вещи. Она должна быть определенной, но степень определенности могла быть разной.

Моменты принудительного регулирования цен были известны римскому праву уже в архаическую эпоху. Древнейшего спекулянта Гнея Марция Кориолана за попытку превышения цен на государственный хлеб народ приговорил к смертной казни. Контроль за ценами на рынках форума осуществлялся народными трибунами и эдилами. Знаменитый лозунг "хлеба и зрелищ!" имел своей целью если не бесплатную раздачу того и другого, то по крайней мере фиксированно низких цен. За превышение цены продавец рисковал не только возвращением чрезмерно уплаченного по суду, но и клеймом бесчестия. В императорскую эпоху эта тенденция отчасти сохранялась. Так рескриптом Диоклетиана 285 г. н.э. было допущено право расторжения сделки купли-продажи вследствие laesio enormis - чрезмерной убыточности договора для продавца. В 301 г. он ввел и реестр фиксированных цен на целый ряд товаров.

Обязательство продавца:

1) предоставить вещь покупателю,

2) в случае эвикции вещи (то есть при отсуждении ее третьим лицом, как украденной или неправомерно изъятой у него как законного собственника) покупатель имел право требовать с продавца возмещения убытков,

Ответственность продавца:

- за надлежащее качество;

- за умолчание о недостатках вещи (D.21.1.1.1)

Но риск от случайной (то есть, без вины продавца) гибели проданной вещи лежит на покупателе (periculum est emptoris)

Договор купли-продажи мог сопровождаться добавочными соглашениями, то есть носить условный характер (определенный срок уплаты, право обратной покупки, право продать на более выгодных условиях).

2. Договоры найма (locatio-conductio)

Разграничение найма и купли-продажи не всегда просто было сделать и самим римским юристам. Так Гай (Gai.3.145) пишет, что “...купля-продажа и наем находятся, по-видимому, между собою в столь тесной связи, что в некоторых случаях обыкновенно представляется вопрос, заключена ли купля и продажа, или наем?”

Эти договоры обеспечивались исками bonae fidei (actio locati и actio conducti).

Римские юристы выделяли три вида найма:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.193 (0.039 с.)