Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Военно-Воздушные Силы в борьбе за господство в воздухе и при поражении объектов тыла противника
В ходе зимней наступательной кампании 1942/43 г. советские Воен-но-Воздушные Силы вели боевые действия в более благоприятной обстановке, чем летом и осенью 1942 г. Соотношение сил в воздухе на сталинградском направлении, например, было в пользу советской авиации, которая к началу контрнаступления превосходила противника в 1,1 раза. Значительно улучшилось качественное состояние авиации. На вооружение авиационных частей и соединений поступали новые самолеты-истребители Ла-5, Як-7, а затем Як-9 с усиленным пушечным вооружением. С появлением на фронте новых типов самолетов советские летчики получили возможность широко применять в воздушных боях вертикальный маневр и перейти к более активным формам боя. Была значительно улучшена конструкция самолета-штурмовика Ил-2. В начале 1943 г. развернулось массовое производство двухместных Ил-2 (с задней кабиной для стрелка), обладавших повышенной огневой мощью. Совершенствовались боевые качества пикирующего фронтового бомбардировщика Пе-2. В немецко-фашистской авиации также появилось несколько новых типов самолетов: истребители ФВ-190 и модифицированные самолеты Ме-109. Предпринималась попытка применить «Хен-шель-129» в качестве штурмовика. Зимой 1942/43 г. немецко-фашистское командование стремилось удержать стратегическое господство в воздухе на важнейших направлениях. В связи с этим борьба с вражеской авиацией оставалась одной из важнейших задач советских Военно-Воздушных Сил. Она велась на всем советско-германском фронте, но с наибольшим напряжением на его южном крыле. Важным этапом на пути завоевания стратегического господства в воздухе явилась борьба, развернувшаяся в ходе контрнаступления под Сталинградом, где с обеих сторон участвовало более 2,5 тыс. боевых самолетов. В первые четыре-пять дней наступления метеорологические условия ограничивали активность авиации сторон. Но с 24 ноября в воздухе разгорелись ожесточенные бои. До конца месяца советские летчики произвели 6 тыс. самолето-вылетов, сбили более 200 вражеских самолетов и прочно захватили инициативу. За декабрь 1942 г. советская авиация совершила около 19 тыс. самолето-вылетов, вдвое больше, чем противник, провела около 800 воздушных боев, в которых были истреблены сотни вражеских самолетов г.
Одновременно расширился масштаб действий по уничтожению вражеской авиации на аэродромах. В ходе контрнаступления количество самолето-вылетов для ударов по аэродромам противника, по сравнению с оборонительным периодом, увеличилось более чем в два раза и составило около 33 процентов всех самолето-вылетов, произведенных непосредственно в целях борьбы за господство в воздухе. Количество уничтоженных вражеских самолетов на аэродромах увеличилось с 23,8 процента в период обороны до 55,9 процента в контрнаступлении 2. 1 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 —1945, т. 3, стр. 380—381. 2 Л. Корец. Советские Военно-Воздушные Силы в битве под Сталинградом. М., 1959, стр. 262. 159 Участившиеся удары советской авиации по вражеским аэродромам обусловливались, с одной стороны, увеличением количества дневных бомбардировщиков в воздушных армиях, а с другой — ограниченным числом крупных аэродромов противника и неспособностью средств ПВО врага надежно прикрыть их. Немаловажное значение имели ранее приобретенный опыт ударов по аэродромам и усиление внимания со стороны командования фронтов и воздушных армий к этому способу борьбы за господство в воздухе. Однако воздушная операция как одна из наиболее эффективных форм оперативного применения ВВС с целью разгрома авиационных группировок противника в ходе зимней кампании 1942/43 г. не получила распространения. Это объясняется недостаточным количеством авиационных сил, особенно бомбардировочной авиации, и многообразием задач фронтовой авиации по поддержке сухопутных войск. В контрнаступлении под Сталинградом советская авиация впервые решала такую специфическую задачу, как осуществление блокады окруженной группировки противника с воздуха. Тесно взаимодействуя со средствами ПВО Донского фронта и Сталинградского корпусного района ПВО, 8, 16, 17-я воздушные армии и привлекавшиеся соединения авиации дальнего действия сорвали попытки врага снабжать войска по воздуху. За время блокады окруженной группировки, с 23 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г., советская авиация и зенитная артиллерия уничтожили 120 вражеских истребителей, 685 бомбардировщиков и транспортных самолетов х. Изоляция окруженных войск с воздуха лишала их поддержки извне. Во время разгрома этой группировки авиация противника уже не оказывала серьезного противодействия. Советские Военно-Воздуш-ные Силы полностью владели инициативой в воздухе, что явилось крупным вкладом в борьбу за завоевание стратегического господства в воздухе на советско-германском фронте.
В воздушных боях и на аэродромах разгрому подверглись лучшие авиационные части противника. Немецкий генерал Дёрр вынужден признать, что германская авиация понесла в этой операции самые большие потери со времени воздушного наступления на Англию. «Не только сухопутные силы,— писал он,— но и авиация потеряла под Сталинградом целую армию» 2. Борьба за господство в воздухе велась также на Северном Кавказе, Верхнем Дону, под Ленинградом, в Донбассе, то есть там, где сухопутные войска проводили наступательные операции. В ходе зимней кампании вражеская авиация понесла серьезные потери — были истреблены лучшие кадры немецко-фашистских летчиков, уничтожено свыше 4,3 тыс. самолетов. В борьбе за стратегическое господство в воздухе на всем советско-германском фронте были достигнуты крупные успехи. Обозначившийся под Сталинградом перелом в борьбе за господство в воздухе получил дальнейшее развитие на Кубани и завершился летом 1943 г. под Курском. Для восполнения потерь немецко-фа-шистское командование перебрасывало на советско-германский фронт авиационные части и соединения с других театров военных действий и из резерва. Только с 15 декабря 1942 г. по 20 января 1943 г. сюда прибыли из Германии, Норвегии, Франции и Голландии десять бомбардировочных и одна истребительная группа, со Средиземноморского театра — три бомбардировочные группы, эскадра пикирующих бомбардировщиков, эскадра и особый отряд двухмоторных истребителей, с Балканского полуострова — две бомбардировочные группы. Всего с запада на восточный фронт 1 Великая победа на Волге, стр. 468. 2 Г. Дёрр. Поход на Сталинград, стр. 118. 160 было переброшено около 700 самолетов. В результате численность немец-ко-фашистской авиации на других театрах войны сократилась, что благоприятствовало авиации США и Великобритании в проведении стратегических бомбардировок Германии, Италии и облегчало ее действия в Северной Африке и на Средиземном море. Зимой 1942/43 г. активизировалась деятельность авиации дальнего действия по срыву железнодорожных перевозок противника. В марте 1943 г. в соответствии с указанием Ставки ВГК проводилась воздушная операция с целью нарушить перевозки врага в глубоком тылу. В дальнейшем, почти в течение трех месяцев, наносились удары по важнейшим железнодорожным узлам и станциям, эшелонам на перегонах. Глубина действия бомбардировщиков достигала 450—600 км, а ширина полосы, в которой наносились удары,— 350—400 км. Интенсивным ночным налетам подвергались железнодорожные узлы: Брянск — 2852 самолето-вылета, Орел — 2325, Гомель — 1641, Унеча — 762, Смоленск — 523, Орша — 483, Вязьма — 427, Новозыбков — 400 самолето-вылетов. Всего авиация дальнего действия зимой и весной 1943 г. произвела по таким объектам свыше 10 тыс. самолето-вылетов. По коммуникациям противника наносила удары и фронтовая авиация. Специально выделенные полки уничтожали паровозы, железнодорожные эшелоны, автоколонны. Об эффективности действий авиации свидетельствуют следующие факты. 6 марта 1943 г. авиация и партизаны вывели из строя на несколько суток железнодорожный участок Унеча — Брянск, а в апреле— участок железной дороги Рославль — Брянск. 7 марта авиация дальнего действия нанесла удар по железнодорожному узлу Гомель; было сожжено 17 цистерн с горючим и 24 вагона с продовольствием, взорвано 28 вагонов с боеприпасами 1.
В результате ударов советской авиации по узлам коммуникаций, станциям, перегонам, поездам железнодорожные магистрали в тылу врага часто работали с перебоями, что осложняло противнику перегруппировки и подвоз к фронту резервов. В апреле 1943 г. авиация дальнего действия нанесла удары по военно-промышленным и административным центрам в глубоком вражеском тылу, таким, как города Кенигсберг, Инстербург, Данциг, Тильзит. Всего в этом месяце авиация дальнего действия произвела по ним 920 самолето-вылетов и сбросила около 700 тонн бомб 2. В ночь на 29 апреля на военные объекты Кенигсберга была впервые сброшена 5-тонная бомба (ФАБ-5000). Удары малыми силами по промышленным и административным центрам в глубоком тылу противника не могли причинить ему значительного материального ущерба, однако они вынуждали немецко-фашистское командование держать в боевой готовности силы и средства ПВО и оказывали определенное моральное воздействие на врага. Таким образом, советские Военно-Воздушные Силы зимой 1942/43 г. внесли значительный вклад в достижение победы под Сталинградом, на Северном Кавказе, Верхнем Дону, под Ленинградом и на других участках советско-германского фронта, где завоевали и удержали оперативное господство в воздухе. Они обогатились опытом осуществления блокады окруженной группировки врага с воздуха. Блокада с воздуха достигалась умелой организацией борьбы с транспортной авиацией противника на аэродромах базирования, на маршрутах полета и на аэродромах (посадочных площадках) непосредственно в районе окружения с участием сил и средств ВВС, Войск ПВО страны, средств ПВО и артиллерии сухопутных 1 Архив МО, ф. 35, оп. 283235, д. 94, л. 4; ф. 39, оп. 11495, д. 13, л. 33. 2 Архив МО, ф. 39, оп. 11519, д. 649, лл. 52—62. 11 Вторая мировая война 1939—1945, т. 6 161
войск. Авиация дальнего действия сочетала нанесение ударов в интересах наступавших войск фронтов с ударами по стратегическим объектам Гер-мадии. Действия Войск ПВО страны К концу 1942 г. Войска ПВО страны накопили большой опыт в создании эффективной системы прикрытия важных политических, экономических и административных центров, прифронтовых коммуникаций. Улучшилась их организационная структура и вооружение. О качественном росте, например, истребительной авиации ПВО можно судить по данным таблицы 12. Таблица 12 Изменение соотношения между старыми и новыми типами самолетов (в процентах) в частях истребительной авиации ПВО1
Части зенитной артиллерии ПВО продолжали перевооружаться более совершенной 85-мм пушкой и радиолокационными станциями орудийной наводки (СОН), которые стали поступать в Войска ПВО страны уже в первой половине 1942 г. Главными задачами Войск ПВО страны зимой 1942/43 г. являлись прикрытие важнейших политических и экономических центров СССР, коммуникаций действующей армии, наращивание системы ПВО на важнейших направлениях в ходе стратегического наступления войск, а также участие в блокаде с воздуха окруженных вражеских группировок. Основные усилия по-прежнему сосредоточивались на обороне Москвы, Ленинграда, Баку, Горького и других крупнейших центров и промышленных районов; для этого привлекалось около 70 процентов истребительной авиации, зенитной артиллерии среднего калибра и до 50 процентов зенитной артиллерии малого калибра 2. Это вызывалось тем, что вражеские военно-воздушные силы еще обладали большими возможностями для нанесения ударов по объектам тыла страны. В связи с наступлением Советской Армии на запад неприятельской авиации приходилось действовать с более удаленных от объектов бомбар-дирования аэродромов и преодолевать на своем пути зону фронтовых средств ПВО. Частые кризисные ситуации в ходе кампании вынуждали немецко-фашистское командование переключать на поддержку сухопутных войск и ту часть авиации, которая могла бы использоваться для нанесения ударов по объектам тыла Советского Союза. Для действий вражеской авиации в зимнюю кампанию 1942/43 г. было характерно общее снижение ее активности в сравнении с предыдущей кампанией почти в 2 раза. Однако с расширением фронта стратегического наступления Советской Армии зимой 1943 г. активность авиации
1 Составлена по: ИВИ. Документы и материалы,- ф. 244, оп. 100, лл. 10, 20. 2 «Военно-исторический журнал», 1972, № 10, стр. 24. 162 противника начала возрастать. Если в январе 1943 г. на советско-германском фронте было отмечено 21 620 самолето-пролетов противника, то в марте их было 33 815. При этом в оперативных границах Войск ПВО страны в январе было зафиксировано 5487 самолето-пролетов, а в марте — 9762, то есть от 25 до 30 процентов всех самолето-пролетов ВВС противника 1.
Наибольшую активность авиация противника проявляла в границах Ленинградской армии ПВО, Бологоевского, Мурманского, Воронежско-Борисоглебского, Сталинградского районов и Закавказской зоны ПВО. Главные усилия она направляла для ударов по объектам коммуникаций Северо-Западного, Центрального, Воронежского, Сталинградского, Северо-Кавказского и Южного фронтов. Ленинградская армия ПВО отражала налеты бомбардировочной авиации противника на Ленинград, прикрывала трассу через Ладожское озеро и ударную группировку Ленинградского фронта при прорыве блокады города. Войска Бологоевского района ПВО обороняли коммуникации и объекты тыла Северо-Западного фронта. В ходе операции по ликвидации демянского плацдарма противника части районов ПВО прикрывали войска фронта, а также участвовали в блокаде с воздуха демянской группировки. Большое внимание противник уделял разрушению мостов через водные преграды. Так, в марте — апреле 1943 г. его авиация осуществила шесть налетов на железнодорожный мост через Дон у Ростова, в которых участвовало 815 самолетов 2. С такой же интенсивностью подвергались бомбардировке и другие мосты, имевшие оперативно-стратегическое значение. Однако части Войск ПВО страны успешно отразили налеты, и ни один из этих объектов не был разрушен. Для защиты прифронтовых путей сообщения привлекалось до 15 процентов всех сил и средств Войск ПВО страны. Выполнение этой задачи включало оборону целого комплекса разнообразных по характеру и значимости объектов: наиболее важных участков железных и автомобильных дорог, мостов, баз снабжения, переправ и портов на всю глубину оперативного тыла (300—500 км). Начиная с декабря 1942 г. заметно повысилась активность вражеской авиации на северном крыле советско-германского фронта. Наряду с увеличением масштабов налетов на Мурманск авиация противника стала наносить систематические удары по слабозащищенным объектам Кировской железной дороги, главным образом на участке Кандалакша — Лоухи. При этом широко применялись рейды пар истребителей Ме-109 в сочетании с действиями пикирующих бомбардировщиков Ю-88. Фашистской авиации нередко удавалось наносить дороге большой ущерб. Так, с 14 декабря 1942 г. по 1 марта 1943 г. на ней было разрушено и повреждено 36 станционных зданий, 300 км пути, разбито и повреждено 37 паровозов и 104 вагона. Такой значительный ущерб от ударов противника с воздуха был следствием того, что система ПВО Кировской железной дороги, построенная на принципе обороны основных железнодорожных узлов и станций, оказалась неподготовленной к противодействию новой тактике немецкой авиации на этом направлении и не могла оказать серьезный отпор воздушному противнику, наносившему удары в основном на перегонах, вне зоны огня зенитных средств. Учитывая опыт лета 1942 г., для усиления противовоздушной обороны наиболее уязвимых участков дороги были переброшены средства ПВО из глубины страны, а также произведена перегруппировка сил Мурманского района ПВО. Подвижные средства ПВО — зенитные броне- 1 Архив МО, ф. 72, оп. 12278, д. 575, лл. 2, 7. 2 Архив МО, ф. 72, оп. 12278, д. 589, л. 69. и* -4еЗ поезда, подразделения зенитной артиллерии малого калибра и зенитные пулеметы — стали применяться в составе маневренных зенитных групп, которых, например, на участке Кандалакша — Лоухи было создано пять 1. Одновременно создавались зенитные группы сопровождения эшелонов в пути. В результате принятых мер авиация противника стала нести ощутимые потери и вынуждена была действовать с больших высот, что значительно снизило эффективность ее ударов. В связи с началом непосредственной подготовки к прорыву блокады Ленинграда еще больше возросло значение бесперебойной работы военно-автомобильной дороги, проложенной по льду Ладожского озера. Ладожский район ПВО в январе 1943 г. был усилен частями зенитной артиллерии резерва Ставки. Авиационное прикрытие осуществляли несколько полков истребительной авиации 7-го истребительного авиакорпуса ПВО, военно-воздушные силы Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. Это позволило создать эффективную систему ПВО, успешно отразить воздушные налеты противника и обеспечить нормальную работу коммуникации в течение всей зимы. После перехода советских войск в наступление на южном участке советско-германского фронта перед Войсками ПВО страны встала новая задача — создать систему противовоздушной обороны на освобождаемой территории. Первоначально эта задача увеличения глубины ПВО страны решалась главным образом за счет использования резервов, заранее выдвигаемых в прифронтовую полосу. Однако по мере увеличения размаха наступательных операций этих резервов становилось недостаточно. Тогда советское командование стало маневрировать силами Войск ПВО страны. На освобождаемой территории сразу же развертывалась служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), организовывалось прикрытие новых промышленных районов и важных объектов, налаживалось взаимодействие с войсковой системой ПВО. Так, с началом наступления на Северном Кавказе по заранее разработанному плану была проведена перегруппировка частей Закавказской зоны ПВО для организации обороны военных объектов в освобождаемых районах. С декабря 1942г. до конца 1943 г. по железной дороге и своим ходом было передислоцировано 28 отдельных частей ПВО 2. Выполняя свои основные задачи, Войска ПВО страны зимой 1942/43 г. оказывали помощь соединениям других видов Вооруженных Сил. Так, например, истребительная авиация и зенитная артиллерия Ленинградской армии ПВО участвовали в операции по прорыву блокады Ленинграда. Войска Сталинградского корпусного района ПВО участвовали в блокаде с воздуха окруженной группировки противника. Зенитные части этого района и Донского фронта создали плотную зону зенитного артиллерийского огня на ближних подступах и непосредственно над районом окружения, а истребительная авиация действовала в одном из секторов между внешним и внутренним фронтами окружения. Зимой 1942/43 г. Войска ПВО страны вели боевые действия в более благоприятной обстановке, чем летом и осенью 1942 г.: интенсивность налетов авиации противника на объекты в границах соединений и объединений ПВО значительно снизилась, части ПВО имели более высокую техническую оснащенность, в результате чего повысились их боевые возможности. По мере продвижения советских войск на запад возрос объем задач, особенно по прикрытию прифронтовых коммуникаций и других важнейших объектов оперативного тыла от налетов вражеской авиации. Их успешное решение осуществлялось в тесном взаимодействии со сред- 1 Архив МО, ф. 72, оп. 12278, д. 563, л. 54. 2 Т а м же, л. 90. 164 ствами противовоздушной обороны фронтов, а на приморских направлю ниях — с флотской противовоздушной обороной. * * Таким образом, в течение зимней кампании 1942/43 г. Военно-Мор-ской Флот, Военно-Воздушные Силы и Войска противовоздушной обороны страны действовали не только совместно с Сухопутными войсками, но и решали ряд задач самостоятельно. Их усилия способствовали достижению победы Советскими Вооруженными Силами. На Северном морском театре соотношение сил продолжало изменяться в пользу союзников по антифашистской коалиции. Это создавало благоприятные условия для обеспечения морских коммуникаций. Провал операции немецкого флота против союзного конвоя в декабре 1942 г. свидетельствовал о малой эффективности применения крупных надводных кораблей для борьбы на северных коммуникациях. В последующем роль крупных надводных кораблей на этом театре снизилась еще больше. В связи с увеличением количества кораблей и самолетов в составе Северного флота возросли и его боевые возможности. В действиях по нарушению морских сообщений противника стали применяться разнородные силы в оперативном и тактическом взаимодействии. Приобретенные опыт и боевое мастерство позволили повысить эффективность атак и ударов по вражеским конвоям, надежность защиты морских перевозок. Матросы и офицеры Северного флота, моряки военного и торгового флотов союзников, участвовавшие в проведении конвоев в трудных условиях Заполярья, выполняли свой долг с большим мужеством. Ледостав резко ограничил самостоятельные действия Краснознаменного Балтийского флота. Черноморскому флоту, несмотря на активность действий, не удалось прервать полностью коммуникации врага в Керченском проливе. Важным итогом боевых действий Военно-Воздушных Сил явилось достижение перелома в борьбе за господство в воздухе. На многих участках советско-германского фронта советская авиация завоевывала оперативное господство в воздухе, надежно прикрывала сухопутные войска и тем самым создавала условия для завоевания стратегического господства. Опыт показал, что борьба за господство в воздухе может быть успешной лишь в том случае, если она ведется одновременно несколькими воздушными армиями и силами авиации дальнего действия при централизованном руководстве ими со стороны командования ВВС и охватывает большую территорию. В этом случае противник лишается возможности маневрировать силами авиации, создаются условия для ее поражения не только в воздухе, но и на аэродромах. Удары фронтовой авиации и авиации дальнего действия по железнодорожным узлам, эшелонам и автоколоннам противника были еще недостаточно эффективны. Противник часто без сколько-нибудь серьезных помех перебрасывал резервы и создавал ударные группировки для перехода в контрнаступление, как это было в районе Донбасса и под Харьковом. Борьба с подходящими резервами показала, что она должна вестись одновременно на широком фронте, на большую глубину, днем и ночью, по единому плану. Лишь систематическое воздействие с воздуха на железнодорожные магистрали врага может нарушить планомерное сосредоточение войск противника и в значительной мере сорвать его замыслы. Важное место в общей системе операций Советской Армии занимали боевые действия Войск ПВО страны. Кроме административных центров и крупных промышленных районов они прикрывали фронтовые коммуникации и наращивали систему ПВО в ходе наступления. При решении этой задачи наиболее сложным вопросом являлось изыскание необходимых сил 165 и средств, которые можно незамедлительно использовать для организации обороны новых важных районов и объектов, а также развертывания службы ВНОС на освобождаемой от противника территории. Опыт показал, что блокада с воздуха окруженной группировки противника может быть успешно осуществлена только совместными усилиями Военно-Воздушных Сил и Войск ПВО страны с привлечением в необходимых случаях войсковой ПВО и артиллерии. При этом решающее значение для достижения высокой эффективности борьбы с воздушным противником имеет четкое взаимодействие всех сил и средств, привлекаемых к блокаде. Приобретенный опыт проведения самостоятельных операций видами Вооруженных Сил был творчески использован советским командованием в ходе последующих военных действий. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.157.190 (0.037 с.) |