Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зависимость аппрезентативных соотнесений от социальной среды
Первый вопрос касается основной проблемы всякой социологии знания, которая не понимает превратно свою задачу. Чтобы ответить на него, мы вновь возьмем за отправную точку наше переживание реальности повседневной жизни, которая как социокультурный мир насквозь пронизана аппрезентативным соотнесением. Когда в параграфе III мы разрабатывали понятия меток и индикаций, мы в целях более ясного изложения материала приняли допущение, что предположительно изолированный индивид должен «составить карту» мира, находящегося в его досягаемости. На самом деле, человек изначально находится в окрестностях, уже «картографированных» за него другими: «заранее размеченных», «заранее индицированных», «заранее обозначенных» и даже «заранее символизированных». Таким образом, его биографическая ситуация в повседневной жизни всегда исторична, поскольку конституирована социо-
516 517 культурным процессом, приведшим к актуально наличной конфигурации этой среды. А потому лишь малая часть наличного запаса знания человека берет начало в его индивидуальном опыте. Бóльшая часть его знания социально почерпнута, передана ему его родителями и учителями как его социальное наследие. Ее образует некоторое множество систем релевантных типизаций, типичных решений типичных практических и теоретических проблем, типичных предписаний относительно типичного поведения, и в том числе система уместных аппре-зентативных соотнесений. Все это знание принимается соответствующей социальной группой как не подлежащая сомнению данность и, таким образом, представляет собой «социально одобренное знание». Это понятие имеет много общего с тем, что Макс Шелер называл преобладающим в социальной группе «relativ natь rliche Weltanschauung» (относительным естественным мировоззрением)73, а также с самнеровской классической теорией народных обычаев мы-группы, принимаемых ее членами в качестве единственно правильного, хорошего и эффективного образа жизни74. Таким образом, социально одобренное знание состоит из некоторого множества рецептов, призванных помочь каждому члену группы типичным образом определить свою ситуацию в реальности повседневной жизни. Для описания мира, принимаемого тем или иным обществом как данность, не имеет совершенно никакого значения, является ли социально одобренное или почерпнутое знание действительно истинным. Все элементы такого знания, включая и любого рода аппрезента-тивные соотнесения, при условии, что их считают истинными, становятся реальными компонентами «определения ситуации» членами группы. Понятие «определение ситуации» отсылает нас к так называемой «теореме Томаса», хорошо известной социологам: «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям»75. Если приложить эту теорему к нашей проблеме и перевести в нашу терминологию, то смысл ее будет такой: если аппрезентатив-ное отношение социально одобрено, то аппрезентируемый объект, факт или событие будет неоспоримо считаться в своей типичности элементом мира, принимаемого как данность.
В процессе передачи социально одобренного знания особенно важную функцию имеет усвоение родного языка. Родной язык можно принять как некий набор соотнесений, который, в соответствии с одобренным языковым сообществом относительно естественным мировоззрением, предопределяет, какие черты мира будут достойны выражения, а вместе с тем, какие качества этих черт и какие отношения между ними будут заслуживать внимания и какие типизации, концептуализации, абстракции, обобщения и идеализации будут релевантными для достижения типичных результатов типичными средствами. Не только в словарном составе любого родного языка, но и в его морфологии и синтаксисе отражается социально одобренная система релевантностей языковой группы. Если в арабском языке, например, есть несколько сотен существительных для обозначения разных видов верблюдов, но нет ни одного, обозначающего «верблюда» вообще; если в некоторых языках североамериканских индейцев простое понятие «я вижу человека» нет возможности выразить, не указав с помощью префиксов, суффиксов и интерфиксов на то, стоит этот человек, сидит или идет и видят ли его сам говорящий или его слушатели; если в греческом языке развились такие морфологические особенности, как форма двойственного числа, желательное наклонение, аорист и средний залог глагола; если во французском языке, столь замечательно приспособленном для выражения философских мыслей, «сознание» и «совесть» обозначаются одним словом «conscience» – то во всех этих фактах нам открывается относительно естественное мировоззрение, одобренное соответствующими языковыми группами.
С другой стороны, детерминация того, что сообщить стоит, а что сообщить нужно, зависит от типичных практических и теоретических проблем, требующих решения, а они будут разными для мужчин и женщин, для молодых и старых, для охотника и рыболова и вообще для разных социальных ролей, принимаемых членами группы. Каждый род деятельности имеет для исполнителя свои особые релевантностные аспекты и требует некоторого набора особых технических терминов. Это связано с тем, что наше знание социально распределено; каждый из нас обладает точным и отчетливым знанием лишь о той особой области, в которой он является экспертом. Среди экспертов некоторые технические знания принимаются как данность, но именно эти технические знания как раз и недоступны рядовому обывателю. Некоторые вещи могут полагаться как вещи хорошо известные и самоочевидные, другие – как нуждающиеся в объяснении, зависящие от того, разговариваю ли я с лицом моего пола, возраста и профессии или с кем-то, не разделяющим со мной эту общую ситуацию в обществе;
518 519 разговариваю ли я с членом моей семьи, соседом или посторонним; с партнером по какому-то делу или человеком, который в нем не участвует, и т.д. Уильям Джемс76 уже обратил внимание, что язык образуется не просто содержанием идеально полного словаря и идеально завершенной и упорядоченной грамматики. Словарь дает нам только ядро значения слов, которые, кроме того, окружены «окаймлениями». Мы можем добавить, что эти окаймления бывают разного рода: одни берут начало в особом личном употреблении слов говорящим, другие рождаются из речевого контекста, в котором данное слово употребляется, третьи зависят от адресата моей речи, от ситуации, в которой речь проявляется, от цели коммуникации и, наконец, от наличной проблемы, которую необходимо решить. То, что было сказано о языке, относится ко всем типам аппрезентативных соотнесений вообще. В коммуникации или социальном взаимодействии каждое аппрезентативное соотнесение, если оно социально одобрено, конституирует лишь ядро, вокруг которого выстраиваются описанного рода окаймления. Но все это уже предполагает заранее существующую типизацию социальных отношений, социальных форм интеркоммуникации, социальной стратификации, принимаемой в качестве данности группой и, следовательно, социально ею одобренной. Вся эта система типов, через призму которой социальная группа сама себя переживает, должна усваиваться в процессе аккультурации. То же касается различных меток и индикаций позиции, статуса, роли и престижа, которые индивид занимает или имеет в рамках стратификации группы. Чтобы определить мои координаты в социальной группе, я должен знать различные способы одевания и манеры поведения, многочисленные знаки отличия, эмблемы, орудия и т.д., рассматриваемые группой как индикаторы социального статуса и, следовательно, социально одобренные в качестве релевантных. Они указывают также на типичное поведение, действия и мотивы, которых я могу ожидать от вождя, знахаря, священника, охотника, замужней женщины, молодой девушки и т.д. Одним словом, я должен освоить типичные социальные роли и типичные ожидания относительно поведения носителей таких ролей, чтобы принять должную соответствующую роль и должное соответствующее поведение, одобрения которого можно ожидать от социальной группы77. В то же время, я должен освоить типич-
ное распределение знания, существующее в этой группе, а значит, узнать аппрезентативные, референциальные и интер-претативные схемы, которые каждая из подгрупп принимает как данность и применяет к своему соответствующему аппре-зентативному соотнесению. Все это знание, в свою очередь, разумеется, имеет социальное происхождение. Давайте сосредоточимся и обобщим наши открытия. Можно говорить о том, что в категориях системы релевантностей социально определяется все следующее: во-первых, не подвергаемая сомнению матрица, в которой берет начало любое исследование78; во-вторых, элементы знания, которые должны считаться социально одобренными и, следовательно, могут быть приняты на веру (тут мы бы добавили, что элементы, могущие стать проблематичными, определяются социальной ситуацией); в-третьих, то, какие процедуры (в отношении знаков и символов) – практические, магические, политические, религиозные, поэтические, научные и т.д., – будут уместны для обращения с соответствующей проблемой; в-четвертых, типичные условия, при которых проблема может считаться решенной, и условия, при которых исследование может быть прервано, а его результаты инкорпорированы в запас знания, принимаемого на веру. Это особенно важно для символических референций к мифам и ритуалам. Если успешное соединение наличной проблемы с социально одобренным символом рассматривается как ее типичное решение, то установленное таким образом аппрезентативное отношение может продолжать функционировать как аппрезентирующий элемент других, более высоких символизаций, могущих основываться на проблеме, считающейся типично решаемой.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.107.124 (0.01 с.) |