Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Институционально-социологическое направлениеСтр 1 из 4Следующая ⇒
УДК 330
Методические указания по выполнению эссе по дисциплине «Современные экономические теории» для студентов направления 38.04.01 – Экономика всех форм обучения/ / Сост. А.Ф.Белинский, Т.Д. Литвинова, А.Г.Баранов, А.А. Митус, Е.В.Баранова – Севастополь: Изд-во СевГУ, 2018. – 32 с.
Целью методических указаний является оказание студентам направления 38.04.01 – Экономика всех форм обучения методической помощи в написании эссе. Рекомендуется для использования преподавателями и студентами экономических специальностей.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономической теории» протокол № __ от «___» ________ 2018 г.
Допущено учебно-методическим центром СГУ в качестве методических указаний.
Рецензент: Кулинич И.Н., к.э.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Современные экономические теории» изучается студентами направления 38.04.01 – Экономика в первом и втором семестрах на первом курсе. Цель преподавания дисциплины «Современные экономические теории» - ознакомить студентов с ключевыми концепциями современной экономической науки во взаимосвязи с развитием других наук и эволюцией общественных институтов. Содействовать получению магистрантами общего представления об основных этапах и особенностях систематизации современных экономических идей и воззрений. Выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов современности, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.
Задачи дисциплины: · исследовать основные экономические проблемы современности; · познакомить студентов-магистрантов с основными этапами и направлениями развития современной экономической мысли; · показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической теории; · содействовать осмыслению студентами-магистрантами вклада крупнейших экономистов современных школ в познание экономической реальности; · показать и объяснить преемственность отдельных экономических школ и направлений; · представить критику отдельных теорий со стороны других школ и направлений; · научить ориентироваться в сложных процессах современной экономической жизни. В представленных методических указаниях весь материал курса разделён на отдельные темы, согласно утвержденной Министерством образования Программы. В каждой теме представлены собственно план практического занятия, основные термины и понятия, которые должен усвоить студент в ходе изучения данной темы, основные представители той или иной экономической школы, вопросы для обсуждения темы, фиксированных выступлений и эссе, а также тесты для самоконтроля. В соответствие с утвержденным объемом академических часов на данный курс, ряд тем вынесен для самостоятельного изучения. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Содержание дисциплины включает следующие разделы и темы: Тема 4. Монетаризм Монетаризм – теория макрорегулирования экономики. Общая характеристика концепции. Антикейнсианский характер теории монетаризма. Основатели теории М. Фридмен и А. Шварц. Идея портфеля активов. Количественная теория денег М. Фридмена: содержание, особенности. Эволюция монетаризма и его разновидности. Глобальный монетаризм. Модель номинального дохода. Неортодоксальный монетаризм. ТРЕБОВАНИЯ К ЭССЕ
Вариант эссе выбирается по последней и предпоследней цифре зачетной книжки. Выбор варианта осуществляется согласно данным таблицы 1. К эссе предъявляются следующие требования: - объем работы должен составлять 10-15 страниц формата А4; - необходимо четко определять категории и понятия; - ответы на вопросы не должны содержать плагиата. Ссылки на источники обязательны; - работа должна быть написана грамотно, четким почерком, или напечатана, а страницы должны быть пронумерованы; - в конце работы необходимо привести список использованных источников, который оформляется в соответствии с требованиями высшей школы; - на титульном листе реферата указывается название вуза, кафедра, дисциплина, по которой написана работа, номер варианта; внизу справа - фамилия, имя, отчество студента, группа, № зачетной книжки; ниже - фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание проверяющего преподавателя. Образец титульного листа представлен в приложении А; - работа должна быть представлена на кафедру за месяц до сессии. Несоблюдение студентом этих требований дает основание не допускать студента к защите реферата, а, следовательно, к сдаче зачёта.
Таблица 1 – Выбор варианта
Работа состоит из четырех частей. Первая часть теоретическая, требует раскрытия двух теоретических вопросов. Предполагается изложение соответствующей темы по дисциплине на основе изучения, анализа и обобщения экономической литературы (учебной, монографий и журнальных статей) по данной проблематике.
Вторая часть включает раскрытие содержания понятий и категорий. Третья часть – решение тестовых заданий. В тестах выбирается только один ответ, который Вы считаете правильным. По всем ответам тестов необходимо обязательно дать обоснование, например: Тест: Концепция социального рыночного хозяйства своей популярностью «обязана»: а) философии экономической свободы Ф. Хайека; б) экономическим реформам Л. Эрхарда; в) моделям экономического роста Р. Харрода и Е. Домара; г) монетаристским рецептам М. Фридмена. Ответ: правильный ответ – б) Людвиг Эрхард (1897—1977), канцлер ФРГ, известен как один из авторов концепции «социального рыночного хозяйства» и «конструктор» нового хозяйственного порядка. При его непосредственном участии был разработан план и проведена денежная и экономическая реформа, в ходе которой Западная Германия вышла из послевоенного кризиса и вскоре достигла впечатляющих результатов. Его реформа вошла в учебные руководства и рассматривается как образец искусного выбора момента для реализации решений, пример эффективного использования средств и методов преобразований. Четвёртая часть - эссе (индивидуальные впечатления, точка зрения автора по конкретному вопросу или предмету, трактуемая субъективно). Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Основные требования к оформлению работы: 1) Печать текста осуществляется через 1.5 интервала из расчета не более 40 строк на странице, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12, без наклона и подчеркивания, полуторный интерлиньяж). 2) Текст печатается черным цветом, одинаковым по всей работе. Выравнивание по ширине текста. 3) Размеры полей: верхнее, левое, нижнее не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм. 4) Все страницы работы должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится в правом верхнем углу без точки. 5) Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и быть равным 15-17 мм. 6) Ссылки являются необходимым при цитировании и заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций из работ других авторов. Оформляются ссылки в виде «[8, с.194]», где первая цифра – номер источника, вторая страница, откуда взят материал. 7) Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Над левым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. 8) Иллюстрация должна иметь название, которое помещается под ней по центру. Обозначается иллюстрация словом «Рисунок», которое вместе с номером и названием помещается после поясняющих данных. 9) Список использованных источников должен содержать сведения обо всех источниках, использованных при написании контрольной работы. Группировка материала, применяемая в списке использованных источников, может быть: – алфавитной; – хронологической; – в порядке упоминания или цитирования источников в основном тексте. Однако, на первое место по степени значимости рекомендуется выносить законодательные и нормативные документы. Примеры библиографического описания различных источников: 1. Верхогладова Н.И. Экономика предприятия: Учебн. пособ. / Н.И. Верхогладова, Д.М. Ядранский, Н.А. Иванникова. – К.: «Издательский дом «Профессионал», 2008. – 384 с. 2. Положение ЦБ РФ от 10.02.2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций». 3. Гизатулин И.А. Базельские нормативы достаточности капитала: Проблемы и перспективы // Методический журнал. «Международные банковские операции» № 1(11) 2006 г. 4. Положение ЦБ РФ от 28.12.2012 г. №395-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций (Базель III)». 5. Бондарчук П.К. Управление собственными средствами (капиталом) банка (в схемах). Учеб. пособ. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. – 2008. – 200 с. 6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/А.Смит. - М.: Соцэкгиз, 1962. – 684 с.
7. Бизнес на рынке ценных бумаг. Российский вариант: Справочно-практ. пособие / Отв. ред. Коланьков В.В., Коланьков А.В., Грабарник В.Е., Карловский К.Е; Гл. редактор альманаха Грабарник В.Е. – М.: Граникор, 1992. – 510 с.
8. Одинцова Т.М. К вопросу формирования национального плана счетов бухгалтерского учета в Украине / Т.М. Одинцова// Вестник СевГТУ. Сер. Экономика и финансы / СевГТУ. – Севастополь, 1998. – Вып. № 11. – С. 141-146. 9. Иванов А.Т. Организационно-технологические принципы сохранения машиночитаемых ресурсов автоматизированных библиотечно-информационных систем [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (28304 bytes). – М.: ГПНТБ РФ, 2000. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea 2000/doc/tom1/333/Doc11.HTML Monday, 15 May 2000 14:07:02.
ВАРИАНТЫ
Вариант 1 1. Теоретические вопросы: 1.1. Исторические условия формирования и общая характеристика институционализма. Вариант 2 1.Теоретические вопросы: 1.1 Теория экономических циклов Э. Хансена. 1.2. Монетаризм – теория макрорегулирования экономики. Общая характеристика концепции. 2. Раскрыть понятия: банкротство, стимулирующие инвестиции, экономическая рента, реальная заработная плата, фрикционная безработица. 3. Тесты с 6 по 10. 4. Тематика эссе: Почему современный неолиберализм является продолжением классической экономической традиции?
Вариант 3 1.Теоретические вопросы: 1.1 Концепция невозможности экономического роста при социализме. 1.2 Основные положения теории рациональных ожиданий Дж.Мута 2. Раскрыть понятия: кривая Филлипса, банковские резервы, ценные бумаги, эффект Лаффера, «налогообложение капитала». 3. Тесты 11 по 15. 4. Тематика эссе: В чем заключается негативное влияние государственной политики на уровень безработицы согласно «теории предложения»?
Вариант 4 1.Теоретические вопросы: 1.1. Глобальный монетаризм. Модель номинального дохода. Неортодоксальный монетаризм. 1.2. Равновесный циклический процесс Р. Лукаса. 2. Раскрыть понятия: рациональные ожидания, политика «инфляционного шока», равновесный циклический процесс, неоинституционализм, институты. 3. Тесты с 16 по 20. 4. Тематика эссе: Какой должна быть экономическая политика государства, исходя из концепции «рациональных ожиданий»? Вариант 5 1.Теоретические вопросы: 1.1 Экономические взгляды И. Шумпетера. 1.2 Теория экономического роста Е.Домара. 2. Раскрыть понятия: трансакция, трансакционные издержки, внешние эффекты, планирование, прогнозирование. 3. Тесты с 21по 25. 4 Тематика эссе: В чем заключается проблема «размывания» прав собственности? Вариант 6 1.Теоретические вопросы: 1.1 «Теория праздного класса». Эффект Веблена 1.2 Антикейнсианский характер теории монетаризма. 2. Раскрыть понятия: «эффект Слуцкого», межотраслевой баланс, экономический рост, экономический рост, налоговое бремя. 3. Тесты с 26 по 30. 4. Тематика эссе: Какие основные исторические причины обусловили особенности русской экономической мысли?
Вариант 7 1.Теоретические вопросы: 1.1 Экономические воззрения Ф. Хайека 1.2 Теория фирмы (Р. Коуз, Д. Норт, А. Алчиан) 2. Раскрыть понятия: политика дорогих денег, дисконтная ставка, иммобилизация, экстраполяция, неолиберализм. 3. Тесты с 31 по 35. 4. Тематика эссе: Как Вы понимаете теорию циклов Э.Хансена?
Вариант 8 1.Теоретические вопросы: 1.1 Теория рациональных ожиданий: макроэкономическая модель и влияние денежной политики на экономику. 1.2 В. И. Ленин как основоположник экономической концепции государственного социализма 2. Раскрыть понятия: депрессия, фактический темп роста, капиталоёмкость, субсидия, дотация. 3. Тесты с 36 по 40. 4. Тематика эссе: Раскройте смысл идеи выдвинутой Т. Вебленом: «институы – основа экономического поведения».
Вариант 9 1.Теоретические вопросы: 1.1 Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева. 1.2 Стокгольмская школа экономической теории и шведский социализм. 2. Раскрыть понятия: коэффициент капиталоёмкости, прибыль, экономическая конъюнктура, социальное рыночное хозяйство, ордолиберализм. 3. Тесты 41по 45. 4. Тематика эссе: Охарактеризуйте идеальные типы экономических систем, определенных В. Ойкеном.
Вариант 10 1.Теоретические вопросы: 1.1 Количественная теория денег М. Фридмена: содержание, особенности. 1.2 Налоговая политика. Кривая Лаффера и ее обоснование 2. Раскрыть понятия: политика дешевых денег, ставка (норма) процента, теневая экономика, инфляция, «случайные блуждания». 3. Тесты с 46 по 50. 4. Тематика эссе: Каковы основные возражения против теории рациональных ожиданий? Вариант 11 1.Теоретические вопросы: 1.1 Pэйганомика и тэтчеризм– основные формы неоконсервативной экономической политики 1.2 Организационно-производственная школа А.В. Чаянова. Трудовое крестьянское хозяйство и трагедия «ликвидации». 2. Раскрыть понятия: человеческий капитал, собственность, права собственности, трудовое крестьянское хозяйство, теория длинных волн. 3. Тесты с 51 по 55. 4. Тематика эссе: Какой метод использует М.И. Туган-Барановский, исследуя проблему рынка? Вариант 12 1.Теоретические вопросы: 1.1 Этико-социальное направление: М.И. Туган-Барановский и С.Н. Булгаков. 1.2 Теория прав собственности (Р. Коуз, Д. Норт, А. Алчиан). 2. Раскрыть понятия: линейное программирование, «шоковая терапия», совершенная гибкость цен, полнота информации, абсолютная нейтральность денег. 3. Тесты с 56 по 60. 4. Тематика эссе: В чем состоит негативное влияние государственной политики на уровень деловой активности согласно «теории предложения»?
Вариант 13 1.Теоретические вопросы: 1.1 Неокейнсианство. Проблемы макроэкономического анализа. 1.2 Немецкий неолиберализм: теория социального рыночного хозяйства (Мюллер-Армак). 2. Раскрыть понятия: номинальная процентная ставка, инфляция, банковские деньги, девальвация, плавающий валютный курс. 3. Тесты с 61 по 65. 4. Тематика эссе: В чём проявляются отличия англо-американской школы неолиберализма от немецкой школы ордолиберализма? Вариант 14 1.Теоретические вопросы: 1.1 Концепция «неоклассического синтеза» П. Э. Самуэльсона – методы рыночного и государственного регулирования экономики 1.2 Проблемы регулирования, планирования и прогнозирования в работах Н.Д. Кондратьева 2. Раскрыть понятия: стагнация, большие циклы, автономные инвестиции, эконометрия, эффект снобизма. 3. Тесты с 66 по 70. 4. Тематика эссе: В чём состоит личный вклад У.Митчела в институциональную теорию? Почему его принято называть автором концепции «измерения без теории»?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Какой институт из перечисленных лежит в основе социально-психологического институционализма? а) школа; б) суды; в) инстинкт; г) деньги. 2. Впервые институционализм как направление экономической теории появилось в: а) Англии; б) Франции; в) США; г) Германии. 3. Термин «институционализм» ввел в экономическую науку: а) Т.Веблен; б) У.Гамильтон; в) Дж.Коммонс; г) У.Митчелл. 4. Дж. Коммонс в своих трудах на первый план выдвигал: а) психологические факторы; б) юридические и правовые нормы; в) биологические факторы; г) социальные факторы. 5. Какая из перечисленных работ написана У.Митчеллом? а) «Распределение богатства»; б) «Теория праздного класса»; в) «Экономические циклы»; г) «Правовые основы капитализма». 6. Кто является автором труда «Правовые основы капитализма»? а) Дж.Гэлбрейт; б) У.Митчелл; в) Дж.Коммонс; г) Т.Веблен. 7. Методология институционалистов наиболее созвучна с методологией: а) чикагской школы; б) исторической школы; в) классической школы; г) критической школы. 8. Институционализм можно охарактеризовать как: а) теория контроля общества над экономикой; б) теория монополизации рынка; в) теория революции и кризисов; г) теория экономического роста.
9. Т.Веблен в своих трудах на первый план выдвигал: а) социальные факторы; б) юридические нормы; в) правовые нормы; г) психологические и биологические факторы. 10. Какой труд не принадлежит Т.Веблену? а) «Теория праздного класса»; б) «Инженеры и система цен»; в) «Распределение богатства»; г) «Привилегированные группы и состояние промышленной техники». 11. Кто из представителей институционализма сформировал теорию общественного выбора? а) Дж.Бьюкенен; б) Р.Коуз; в) Дж.Гэлбрейт; г) Т.Веблен. 12. Какой труд принадлежит перу Р.Коуза? а) «Экономические циклы»; б) «Правовые основы капитализма»; в) «Природа фирмы»; г) «Распределение богатства». 13. Кто был лидером социально-правового направления институционализма? а) Т.Веблен; б) У.Митчелл; в) Р.Коуз; г) Дж.Коммонс. 14. Кто ввел в научный оборот категорию «трансакционные издержки»? а) Дж.Гэлбрейт; б) У.Митчел; в) Р.Коуз; г) Дж.Коммонс. 15. Какое новое направление экономической теории сформулировал Дж.М.Кейнс? а) теорию инвестиций; б) теорию государственного регулирования экономики; в) теорию ценных бумаг; г) теорию циклических колебаний. 16. Кто является учителем Дж.М.Кейнса: а) Ф.Хайек; б) А.Маршалл; в) В.Ойкен; г) Т.Веблен. 17. Какая из этих книг принадлежит перу Дж.М.Кейнса? а) «Принципы экономической науки»; б) «Лекции по экономической теории государственного сектора»; в) «Общая теория занятости, процента и денег»; г) «Экономические циклы и национальный доход». 18. Кто из названных ученых не является последователем Дж.М.Кейнса? а) Р.Харрод; б) Е.Домар; в) Э.Хансен; г) Ф.Хайек. 19. Своими предшественниками Дж.М.Кейнс признает: а) меркантилистов; б) физиократов; в) классиков; г) неоклассиков. 20. Что, по мнению Дж.М.Кейнса, не побуждает людей к сбережению денег? а) трансакционный мотив; б) мотив предостережения; в) спекулятивный мотив; г) мотив предельного потребления. 21. Основной психологический закон общества – это склонность человека: а) потреблять больше по мере уменьшения его дохода; б) потреблять меньше по мере возрастания его дохода; в) потреблять больше по мере возрастания его дохода; г) потреблять меньше по мере уменьшения его дохода. 22. Взгляды какого экономиста положены в основу учения Дж.М.Кейнса об эффективном спросе: а) А.Смита; б) Д.Рикардо; в) Т.Мальтуса; г) Ж.Б.Сэя. 23. Какие экономические теории положительно оценивают государственное регулирование экономики? а) теория физиократов, марксизма, маржинализма; б) меркантилизма, марксизма, кейнсианства; в) марксизма, кейнсианства, теория общественного выбора; г) марксизма, кейнсианства, монетаризма. 24. Кто является автором идеи о «большом неоклассическом синтезе»? а) Дж.М.Кейнс; б) П.Самуэльсон; в) М.Фридмен; г) Дж.К.Гэлбрейт. 25. Кто является автором модели акселератора? а) Е.Домар; б) Э.Хансен; в) Дж.Робинсон; г) У.Феленер.
26. Какой фактор не влияет на формирование эффективного спроса? а) предельная склонность к потреблению; б) предельная эффективность капитала; в) предельная ликвидность; г) предельная производительность. 27. Кто является автором теории экономической динамики? а) Р.Харрод; б) Е.Домар; в) Дж.М.Кейнс; г) Э.Хансен; д) Н.Д.Кондратьев. 28. Кто является автором известного выражения: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда они ошибаются,— имеют значительно большее значение, чем принято считать. В действительности именно они правят миром»? а) Дж.М.Кейнс; б) Дж.Н.Кейнс; в) П.Самуэльсон; г) Дж.Б.Кларк. 29. По мнению Ф.Хайека главным условием экономической свободы является: а) частная собственность; б) невмешательство государства в экономику; в) конкуренция; г) монополия. 30. Кому из ученых-экономистов принадлежит утверждение «Деньги имеют значение»? а) Дж.М.Кейнс; б) М.Фридмен; в) Т.Веблен; г) П.Самуэльсон. 31. Кто из представителей современной экономической теории является автором книги «Конституция свободы»? а) В.Ойкен; б) Ф.Хайек; в) М.Фридмен; г) У.Митчелл. 32. Термин «монетаризм» в современную экономическую литературу ввел: а) К.Браунер; б) М.Фридмен; в) Ф.Лассаль; г) В.Ойкен. 33. Ф.Хайек подвергает критике кейнсианство за: а) концепцию валютного регулирования; б) теорию социально-рыночного хозяйства; в) концепцию индикативного планирования; г) денежное правило. 34. Для содействия рыночной стабилизации государство, по мнению М.Фридмена, может воспользоваться лишь одним инструментом влияния на экономику: а) денежной эмиссией; б) ставкой процента; в) уровнем заработной платы; г) валютным курсом. 35. Какая экономическая школа выдвинула лозунг: «Конкуренция везде, где возможно, регулирование – там, где необходимо»: а) лондонская; б) чикагская; в) французская; г) фрайбургская. 36. Выдающимся представителем неолиберализма во Франции был: а) Ж.Рюэф; б) В.Репке; в) Ф.Хайек; г) Л.Мизес. 37. Кто впервые предложил термин «социальное рыночное хозяйство»? а) А.Мюллер-Армак; б) Л.Эрхард; в) В.Рёпке; г) О.Рюстов. 38. Термин «монетаризм» в современную экономическую литературу ввел: а) К.Браунер; б) М.Фридмен; в) Ф.Лассаль; г) В.Ойкен. 39. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы: а) приоритетности неденежных факторов; б) приоритетности денежных факторов; в) стабильности «кривой Филлипса»; г) нестабильности «кривой Филлипса»; д) стабильности темпа роста количества денег с учетом «естественной нормы безработицы». 40. Назовите определяющие факторы фридменовской формулы дополнительного ежегодного предложения денег: а) среднегодовой темп ожидания инфляции; б) среднегодовой темп прироста ВНП; в) среднегодовой темп прироста национального дохода; г) среднегодовой темп прироста безработицы.
41. Для содействия рыночной стабилизации государство, по мнению М.Фридмена, может воспользоваться лишь одним инструментом влияния на экономику: а) денежной эмиссией; б) ставкой процента; в) уровнем заработной платы; г) валютным курсом. 42. Наиболее серьезную работу, исследующую роль денег и денежного обращения в деловом цикле, написали: а) Дж. Кейнс и А. Болейн; б) М. Фридман и А. Шварц; в) Э. Гамильтон и А. Астор; г) Э. Долан и А. Кэмпбелл. 43. Денежно-кредитная теория на современном этапе — это: а) монетаризм и современная количественная теория; б) монетаризм и кейнсианство; в) синтез монетаризма и кейнсианства; г) теория, разработанная Э. Доланом; д) ответы а), г) правильные; е) все ответы неправильные. 44. Какое из перечисленных положений монетаризма изложено неправильно? а) монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой деньги рассматриваются как решающий фактор общественного воспроизводства; б) монетаризм - это теория спроса на деньги; в) государство может воздействовать на экономику, формируя предложение денег; г) регулируя денежную массу, правительство может воздействовать на темпы роста или падения производства; д) суть монетарной концепции в так называемой " проблеме запаздывания". 45. Какая мера по ограничению совокупного спроса, предлагаемая монетаристами, указана неправильно? а) проведение конфискационной денежной реформы; б) замораживание сбережений населения; в) поощрение покупок золота, драгоценностей, недвижимости; г) государство должно освободиться от "чрезмерных" социальных обязательств перед своими гражданами; д) государство должно все же поддерживать дотациями и субсидиями неэффективное производство, если оно важно для общества. 46. Как оценивает теория экономики предложения устойчивость рыночной экономики? а) по своей природе неустойчива; б) может оказаться в состоянии застоя при отсутствии адекватных стимулов к труду, сбережениям и инвестициям; в) при естественном уровне безработицы устойчива в долгосрочном плане. 47. Теория экономики предложения объясняет, что изменения в предложении денег влияют на экономику следующим образом: а) никак не влияют, т. к. эти последствия уже ожидаются хозяйствующими субъектами; б) за счет изменения ставки процента, которое влечет изменение инвестиций и ЧНП; в) посредством влияния на инвестиции и, таким образом, на совокупное предложение. 48. Назовите лидера одной из современных научных школ, который считает, что методы анализа рыночного поведения можно приложить и к исследованию политики, т. к. политика есть сложная система обмена, где нет других интересов, кроме индивидуальных. А для любого обмена важны "теория контрактов", безупречная правовая база, т. е. "хорошие правила игры" ("общественный договор"): а) М. Фридмен; б) М. Фелдстайн; в) Дж. Бьюкенен; г) Р. Коуз; д) Р. Лукас. 49. Укажите школу, к которой он (см. вопрос № 3) относится: а) школа нового экономического институционализма; б) чикагская школа; в) теория рациональных ожиданий; г) вирджинская школа; д) экономическая теория предложения. 50. Кому, вероятнее всего, могли принадлежать следующие слова, сказанные как критика в адрес теоретиков-экономистов, занятых поиском наиболее точных моделей национальной экономики: "Модели не учитывают того, что экономические субъекты могут в корне пересмотреть свои ожидания под влиянием изменений государственной политики, и принятые ими меры сделают эту политику неэффективной!": а) М. Фридмену; б) Р. Лукосу; в) А. Лафферу; г) Дж. М. Кейнсу; д) М. Фелдстайну. 51. Кривая А. Лаффера обычно используется для доказательства основных положений: а) теории экономики предложения; б) кейнсианской теории; в) монетаризма; г) теории рациональных ожиданий.
52. Экономическая политика администрации президента США Р. Рейгана (1981 — 1988 гг.) следовала рекомендациям и одной из названных ниже школ, что до сих пор отличает эту политику и эту администрацию от предыдущих и последующих. Что это за школа? а) теория общественного выбора; б) теория рациональных ожиданий; в) теория экономики предложения; г) монетаризм. 53. Что называет теория рациональных ожиданий в качестве главной причины неустойчивости рыночной экономики? а) количественное несовпадение плановых инвестиций и сбережений и шоки совокупного предложения; б) изменения совокупного предложения; в) неверная денежная политика; г) непредвиденные шоки совокупного предложения и совокупного спроса. 54. Каков взгляд сторонников теории рациональных ожиданий на инфляцию, вызванную ростом издержек? а) возможна из-за роста зарплаты или шока совокупного предложения; б) невозможна в долгосрочном плане при отсутствии избыточного роста предложения; в) возможна вследствие падения производительности труда, более высоких издержек (по причине регулирования экономики) и т. д. 55. Какой из указанных ученых-экономистов не относится к школе рациональных ожиданий: а) Р. Лукас; б) Н. Уоллес; в) Ф. фон Хайек; г) Э. Прескотт. 56. Главной гипотезой теории рациональных ожиданий является: а) для прогнозирования будущего частные лица и фирмы эффективно используют всю доступную информацию об экономике, поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях; б) экономические индивиды рационально мыслят и принимают решения в любых ситуациях; в) человек эволюционно изменяет свое мышление с инстинктивного на рациональное; г) если бы не было трансакционных издержек экономические субъекты принимали бы экономические решения пользуясь принципом рациональности. 57. Наиболее близкой теорией к теории рациональных ожиданий является: а) классическая школа политической экономии; б) марксизм; в) кейнсианство; г) маржинализм. 58. Модель ограниченной рациональности разработана в трудах: а) Р. Барроу; б) Г. Саймона; в) Р. Лукаса; г) Дж. Мута. 59. По мнению Р. Лукаса причиной цикличности являются: а) НТП; б) несовершенство информации; в) колебания в инвестиционных расходах; г) солнечная активность. 60. Неоинституциональные концепции модифицируют: а) «жесткое ядро» неоклассики; б) «защитную оболочку неоклассики»; в) «жесткое ядро» марксизма; г) «защитную оболочку» кейнсианской теории. 61. Основателем неоинституциональной исследовательской программы считается: а) У. Митчелл; б) Л. Вальрас; в) Р. Коуз; г) Р. Буайе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.118 (0.363 с.) |