Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В педагогической литературе в настоящее время появилось много практико-ориентированных материалов, раскрывающих методики и технологии работы социального педагога с детьми, имеющими стойкие проблемы в развитии (с девиантным поведением, оставшимися без попечения родителей, одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями и т. д.). В дан ном разделе рассматривается работа социального педагога с детьми группы "норма", у которых в различные периоды жизни также возникают проблемные ситуации и трудности, требующие помощи со стороны взрослых в их решении. Если ребенок не может справиться с возникшей проблемой, он может попасть в одну из вышеперечисленных групп проблемных детей. Поэтому одной из модификаций деятельности социального педагога может быть деятельность превентивного характера не только с детьми с уже выявленными проблемными, но и с обычными школьниками. Социальным заказом на формирующуюся личность с позиций и родителей, и учителей является то, что растущему человеку прежде всего необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к самоопределению, самореализации, т. е. способности к саморазвитию). Этими тремя крупными блоками можно обозначить задачи работы школы, ее педагогов, которые реализуются через организацию различных видов деятельности — учебную, досуговую; через общение со взрослыми и сверстниками, с самим собой и т. д. В качестве основных сфер жизнедеятельности ребенка мы выделяем: "Учение" — развитие способностей через различные виды деятельности. "Здоровье" — охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников. "Общение" — умение строить свои отношения с окружающим миром. "Досуг" — развитие способностей во внеклассное время, в сфере дополнительного образования. "Образ жизни" — развитие индивидуальных качеств личности ребенка, его самобытности. Эти сферы составляют содержание деятельности социального педагога. Здоровье. Это направление является базовым в процессе развития личности ребенка. Сохранение, поддержание и развитие здоровья является важнейшей задачей общества, в том числе и школы. Не случайно на всех уровнях государства и общества говорится о необходимости развития здоровьесберегающих технологий, развития спорта, физической культуры, пропаганда здорового образа жизни как средств выращивания здорового поколения граждан страны. В работе социального педагога в этом направлении мы выделяем три аспекта: диагностический, организационно-координационный, профилактический.
- диагностика состояния физического и психического здоровья учащихся (беседы с врачом, консультации школьного психолога, беседы с родителями о наследственных заболеваниях, о проблемах здоровья в раннем возрасте, о состоянии здоровья в домашних условиях); - организация оздоровительных мероприятий (походы в лес, экскурсии на природу, подвижные игры на воздухе, физкультминутки, игры во время перемен, посещение спортивных мероприятий), координация усилий педагогов (ОБЖ, биология и т. д.) и специалистов (врачей, психолога, валеолога, массажиста и т. д.) по развитию физического и психического здоровья школьников); - профилактика заболеваний школьников (беседы и дискуссии о здоровом образе жизни и т. д.). Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды: 1) индивидуальная: - социальный педагог изучает особенности развития каждого ребенка, привлекая к этой работе школьного психолога. С этой целью он знакомится с семьей, выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка, строит "генеалогическое древо", которое помогает раскрыть причины имеющихся или возможных заболеваний или отклонений в здоровье; - проводит совместно с психологом тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей его характера, темперамента, а также ведет наблюдения и беседы с учеником. Все это поможет социальному педагогу предъявлять ученику требования, соответствующие состоянию его здоровья; — совместно со школьным врачом, родителями педагог помогает ученику самому организовать свой режим жизни; 2) работа с коллективом детей: — ведет серьезную работу по профилактике заболеваний и с этой целью организует беседы о режиме, самоорганизации детей, учит детей точечному массажу, рецептам народной и нетрадиционной медицины, овладению методиками релаксации (расслабления), проводит на уроках и переменах физкультминутки;
— проводит беседы о личной гигиене человека, мужчины и женщины; — ведет антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом); — проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев; — организует спортивные соревнования, игры в классе, школе, на воздухе, экскурсии и походы в лес; — рассматривает на педконсилиумах вопросы, связанные с проблемами ребенка в психическом и физическом развитии и т. д.; 3) участие в общешкольных делах: — организует участие в спортивных соревнованиях, туристических слетах и т. д., проводимых в рамках школы и микрорайона; — пропагандирует здоровый образ жизни. Общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми — важнейшая функция социального педагога. Известно, как трудно приходится некоторым детям в коллективе: иногда одних не замечают, других дразнят, над третьими смеются, четвертых не принимают в общие игры и т. д. Это направление реализуется в трех аспектах: диагностическом, организационном и обучающем: - диагностика коллектива учащихся в общении, особенностей взаимоотношений, индивидуальных особенностей ребят, проведение социометрии (определение лидеров, изгоев, микрогрупп, взаимоотношение мальчиков и девочек), тестирования на предмет типа темперамента, характера, отношения к миру, особенностей в общении, характера взаимоотношений в семье (беседы с родителями); - организация совместной деятельности, поездок, коллективной творческой деятельности, "бесед по душам", помощи в разрешении конфликтных ситуаций и т. д.; - обучение правилам и культуре взаимоотношений (практикумы по этикету, тренинги общения: "Сплетня", "Необитаемый остров", "Активное слушание", дискуссионные вечера общения ИТ..). Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды: 1) индивидуальная: - изучив положение ребенка в сфере "общения", социальный педагог должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, создать условия для самоутверждения ребенка в коллективе, например, изменить социальную роль ребенка как "неудачника", "хулигана", "двоечника"; - доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, а в случаях неудовлетворительного поведения — дают шанс для исправления отрицательных черт. При этом не надо морализировать, нужно объяснить последствия поступка, как он отразится на близких для него людях и на нем самом; 2) работа с коллективом детей: Деятельность социального педагога в этой сфере заключается в формировании у детей коммуникативной культуры, создании благоприятного психологического климата. Для этого необходимо разработать программу общения применительно к данному коллективу, в которую необходимо включить:
— коллективные творческие дела: "Огоньки", "КВНы", походы, дискуссии, вечера отдыха и т. д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей; — практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведения в обществе; — беседы и дискуссии, а возможно и лекции по общению; тренинги по общению (привлечение школьного психолога). Необходимо развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленческой работы, но и учиться управлять без конфликтов; 3) участие в общешкольных делах: - социальный педагог не должен ограничивать общение ребят только рамками своего коллектива учеников. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира; - вся работа социального педагога по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей — вот основа творчества педагога. Учение. Наибольшее количество проблем у социального педагога возникает в этой сфере. Это связано с тем, что учение является основной сферой в образовательном учреждении. Причинами возникновения проблем у школьников являются следующие: отсутствие интереса к тому или иному предмету, отсутствие определенных учебных навыков, отсутствие (или слабо выраженное) внимания, воли; пробелы в знаниях, состояние здоровья воспитанников, неблагополучные семьи, низкий уровень культуры преподавателя и преподавания предмета. Сфера "учение" представлена нами диагностическим, организационным и координационным аспектами: - диагностика: познавательных интересов, особенностей мышления подростков, памяти, внимания, (привлечение с этой целью школьного психолога), затруднений в учении (беседы с учениками, учителями-предметниками, родителями о проблемах в подготовке домашнего задания, о познавательной атмосфере семьи и интересах ее членов, о наследственных особенностях мышления и т. д.);
- организация: мотивационно-познавательной и просветительской деятельности для школьников (экскурсии, "встречи с интересными людьми", дискуссии, познавательные игры, например "Разнобой", "Брейн-ринг", историческая и литературная игра "Ассоциация", "Научный форум", "Аукцион знаний" и др.), проведение индивидуальных бесед с ребенком (мотивация учения, выявление проблем, помощь в их разрешении, например на заседаниях "Педагогического консилиума"), привлечение учащихся к работе на кафедрах школы или методическом объединении учителей-предметников, участию в работе ученического научного общества, в научно-практических конференций школы, округа, города ("Творчество великих педагогов", "Творчество юных" и т. д.), индивидуальной научно-исследовательской работе, практической деятельности по интересующему предмету; координация помощи учителей-предметников (консультации, дополнительные занятия, факультативы); - координация помощи учителей-предметников (консультации, дополнительные занятия, факультативы), родителей, коллектива учеников (ученики-консультанты), обсуждение вопросов, направленных на сокращение перегрузок учащихся по предмету, уменьшению объема домашних заданий. Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды: 1) индивидуальная: - чтобы помочь ребенку в обучении, педагогу необходимо выяснить его учебные возможности, а именно: особенности мышления, умение выделять главное, самостоятельность; умение рационально планировать свою учебную деятельность; отношение к учению; интересы, склонности; осознание необходимости учебной деятельности; работоспособность; - необходимо выявить причины отставания в учебе (состояние здоровья; отсутствие бытовых условий; пробелы в знаниях; недостатки преподавания; нет интереса к предмету; отсутствие определенных учебных навыков; отсутствие внимания, воли; особенности мышления). Этот материал может предоставить школьный психолог. Очень важна здесь беседа с родителями, которая поможет объяснить некоторые особенности в умственном развитии ребенка (наследственные признаки, психическая атмосфера в семье и т. д.); - в личных беседах с учеником, наблюдения за ним на уроках и после, социальный педагог выясняет причины отставания в учебе, выясняет, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя, заставляют ли его делать домашнее задание или он выполняет сам, какая помощь необходима от учителя, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках; - в результате социальный педагог имеет серьезный материал по индивидуальным и учебным возможностям ребенка, что помогает ему создать условия для формирования познавательных интересов и расширения кругозора воспитанника во внеурочное время;
2) работа с ученическим коллективом: - организует познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т. д.); - организует экскурсии — в библиотеку, музеи, театры с последующим обсуждением; - организует консультативную помощь по предметам нуждающимся в ней ученикам; - проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами; 3) участие в общешкольных делах: социальный педагог помогает в проведении общешкольных "Олимпиад", конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и др. Досуг — сфера дополнительного образования и свободного времяпровождения и самоопределения ребенка. От того как использует это время ребенок, зависит и уровень его духовного, и интеллектуального, и физического, и культурного развития. Словом "досуг" мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т. е. зоной отдыха, восстановления духовных и физических сил. Другая ее функция — развитие способностей и интересов. Третья — свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Это направление работы нами представлено в трех аспектах: - диагностика потребностей и интересов ребят в досуговой сфере (какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизическим, интеллектуальным возможностям ребят, хобби, какая необходима им помощь) путем анкетирования, бесед, наблюдении учащихся, бесед с родителями и руководителями кружков, спортивных секций, клубов; - организация помощи в выборе занятий в сфере дополнительного образования, организация деятельности, направленной на развитие культуры проведения досуга, общей культуры личности, на развитие организаторских, коммуникативных способностей; - просвещение учащихся по организации культурного досуга как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедеятельности человека, сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии. Благотворное развитие школьника в сфере досуга происходит, если социальный педагог соблюдает следующие правила: — формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добросовестно выбираются ими; — досуговая деятельность строится на принципе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга; — разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (от шумной дискотеки к спокойному общению школьников в кругу). Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды: 1) индивидуальная: — чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо изучить потребности ребят, их интересы; выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются; соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка. Информацию о необходимой помощи ребенку социальный педагог может получить от родителей (к чему больше склонен ребенок; как проводят свободное время родители и дети; семейное хобби); от руководителя кружка, секции, клуба (возможности, успехи, проблемы ребенка); от самого ученика путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы, путем тестирования, выявления его интересов, желаний и т. д.; от товарищей по классу, друзей; — выявив индивидуальные интересы ребят, социальный педагог должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет); 2) работа с ученическим коллективом: Социальный педагог строит совместно с детьми деятельность по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения досуга, культуры общения, культуры труда путем: — расширения познавательного и культурного кругозора учащихся (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино, театров и т. д.); — участия в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников и т. д.); — укрепления здоровья и организации отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т. д.); — укрепления семейных связей (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т. д.); — изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т. д.); — изучения педагогических традиций России, Москвы, городов и регионов Российской Федерации; — участия в национальных государственных праздниках, поисковая работа; — организации коллективной творческой деятельности (творческие дела, "коммунарские сборы"); — организации добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т. д.; — создания условий для творческой самореализации в организации спортивной, художественной, технической деятельности. Досуг — важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Социальный педагог создает условия для развития самоуправления, принимает участие в работе органов самоуправления, тактично направляет работу лидеров, не ущемляет их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность; — учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, социальный педагог внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе; — социальный педагог может применять как отдельные формы работы (беседы, просмотр кинофильмов, спектаклей с последующим обсуждением, чтение религиозной литературы как части мировой культуры и т. д.), так и клубную форму, сочетающую синтез различных видов деятельности (например, организация клуба "Милосердие", включающего в свою работу помощь жителям микрорайона, разведка объектов заботы, подготовка спектаклей, концертов для педагогов-ветеранов и т. д.); 3) участие в общешкольных делах: социальный педагог не изолирует детей от школьной жизни (это может привести к проявлению группового эгоизма), и поэтому они участвуют в общешкольных и внешкольных праздниках, трудовых акциях; экскурсионной, туристической работы. Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления. Образ жизни— сфера духовного бытия ребенка, образа его жизни. Естественно, что положение семьи, окружающая ребенка бытовая атмосфера, организация жизни прямо сказываются и на здоровье, и на учении, и на нравственности детей. Образ жизни школьника не ограничивается домашними условиями. В школе периодически возникают "эпидемии", связанные с модой на прически, на стиль одежды и обуви, на ношение украшений, значков (не говоря уже о музыкальных увлечениях). Поэтому необходима диагностика индивидуальных особенностей ребенка, его предпочтений в музыке, в стиле одежды, а также организация мероприятий с целью раскрытия индивидуальности ребенка, разрешения его индивидуальных проблем. Индивидуализировать деятельность личности педагогу удается как в рамках групповой деятельности, когда социальный педагог в групповом деле подбирает для каждого ученика отдельные роли, отдельное место, находит специфику участия школьника в данном деле, так и в процессе организации персональной деятельности школьника, соответствующей его интересам, желаниям, способностям.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Как влияет социальная среда на развитие ребенка-инвалида? 2. Заполните таблицу. Описание технологии консультирования подростка-инвалида
3. Опишите организацию деятельности и досуга детей с ограниченными возможностями. 4. Перечислите профессиональные качества социального педагога, работающего в реабилитационном учреждении. Есть ли различия в качествах социального педагога, работающего в других учреждениях? 5. Представьте схему обследования ребенка-инвалида. 6. Раскройте сущностное значение понятий "миграция", "мигранты", "маргиналы", "ассимиляция". 7. Обозначьте проблемы, с которыми сталкиваются мигранты на новой для них территории. 8. Определите задачи социальной службы по работе с семьями мигрантов. 9. Приведите примеры отечественного опыта работы социального педагога с детьми мигрантами. 10. Опишите факторы и симптомы социальной дезадаптации. 11. Каковы превентивные меры, предъявляемые к несовершеннолетним правонарушителям? 12. Какова социальная ситуация развития дезадаптированного подростка? 13. Какие существуют методики в работе социального педагога с дезадаптированными подростками? 14. Укажите формы и причины формирования девиантного поведения подростка. 15. Причины и последствия подростковой наркомании. 16. Охарактеризуйте педагогические условия девиантного поведения подростков. 225 . 17. В чем заключается педагогическая поддержка и социально-педагогическая поддержка подростка с девиантным поведением? 18. Какие проблемы возникают у детей группы "норма"? Расскажите о способах работы с ними. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.—М., 1993. 2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999. 3. Детская безнадзорность и беспризорность в РФ: состояние, причины, перспективы: сборник научно-методических материалов. — М., 2003. 4. Дронова Е.Н. Консультирование и социально-педагогическая поддержка школьников // Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса: Материалы региональной науч.-практич. конференции, 16 мая 2003 г. — Барнаул, 2003. — С. 28-32. 5. Иванов А.В. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005. 6. Иванов А.В. Культурная среда образовательного учреждения: Учеб. пособие. — М., 2006. 7. Истомина М.В. Социально-педагогическая поддержка матерей — выпускниц детских домов: Дисс. канд. пед. наук: 13.06.02. —СПб., 2008. 8. Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня. — № 11. — 2001. — С. 31-37. 9. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. — 2000. — № 10. 10. Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я. Боярский, Д.И. За-лентей, А.Г. Вишневский и др.; под ред. проф. А.Я. Боярского. — 3-е изд., доп. и перераб. — М., 1985. 11. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М. А Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М., 2002. 226 12. Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 4: Культурная и мультикультурная среда школ. 13. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. — М., 2002. 14. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А. Беличевой, В.Н. Рас-кина. —М., 1998. 15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996. 16. Семья Г.В. Проблемы и технологии адаптации и социализации выпускников — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа: Методические материалы. — М., 2008. 17. Современная демография / Под ред. А.Я. Кваша и В. А. Ион-цевой. —М., 1995. 18. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования. — Челябинск, 2007. 19. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. — 7-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. 20. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности в учреждениях социального обслуживания семьяи и детей: Науч.-методич. пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. — М., 2001 21. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М., 2005. 22. ЩипицынаЛ.М. Психология детей-сирот: Учеб. пособие. — СПб., 2005. Дополнительная: 1. Алексеева Л.С, Бурмистрова Е.В., Чупракова Н.Н., Ко-солапова Л.А. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. — М., 1999. 2. Белинская А.Б. Психолого-педагогическая проблема школьной дезадаптации младших школьников / / Педагогика и психология в образовательной и социальной сферах. — М., 2002. — С. 38-43. 3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1989. — № 4. 4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М., 2004. 5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. — М., 2001. 6. Матвеев В.Ф., Лебедева А.В. Особенности дезадаптированных подростков // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. 7. Новые ценности образования. — 1997. — Вып. 7: Культурные модели школ. 8. Новые ценности образования. — 2002. — Вып. 11: Куль-туросообразная школа. 9. Новые ценности образования. — 2004. — №3 (18): Школа — культурный центр. 10. Психология детей с отклонениями нарушениями психического развития / Сост. В.А. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб., 2001. 11. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. —• М., 2003. 12. Ярославцева Н.Д. Дошкольник: социальная реабилитация. Диагностика жестокого обращения с детьми: Методика реабилитации, инструментарий. — М., 1995. 13. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов.—СПб., 1999. Нормативно-правовые документы о мигрантах: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 3. Федеральный закон "О беженцах" от 19.02.1993 № 4528-1. 4. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 135-ФЗ. 5. Закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 №4530-1. 6. Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 12.05.2008 № 724. 7. Указ Президента РФ "Вопросы федеральной миграционной службы" от 19.07.2004 № 928. 8. Указ Президента РФ "О федеральной миграционной программе" от 09.08.1994 № 1668. 9. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-Р.
Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей Основные понятия: семейная социализация, семья; полная, неполная, однодетная и многодетная семья; моральный климат, семейное неблагополучие, социально-педагогическая поддержка семьи, педагогическая культура родителей, педагогическая рефлексия, взаимодействие, сотрудничество, формы работы школы с семьей, формы общения педагога с семьей, социально-педагогическая помощь. 6.1. Сущность семьи как социального института Семья — наиболее древнее из социальных объединений людей, ее история насчитывает несколько тысячелетий. В Древней Греции брак входил в общественные повинности граждан. Платон считал семью основой государства. Аристотель утверждал, что семья — первый вид социального взаимодействия людей, она является той первичной ячейкой, из которой возникло государство. Китайский философ Конфуций видел в семье самый естественный способ самореализации личности. Он считал семью, рутину семейного быта началом всех добродетелей. Кант считал, что правомерен и этичен лишь моногамный брак, основанный на договорных отношениях и пожизненной верности. В. Розанов придавал семье и супружеским отношениям в высшей степени сакральное значение и считал "религию пола" глубинной тайной брака, супружеских отношений. Русский философ Н.А. Бердяев писал, что семья есть необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов общества. Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он ни был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека. В последние годы интерес к семье специалистов различных областей научного знания существенно возрос. Это связано с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. На сегодняшний день семья является сферой полидисциплинарных исследований. Изучением проблем семьи занимаются философы, социологи, психологи, историки, экономисты, правоведы, демографы, этнографы, медики, педагоги и даже исследователи тех областей научного знания, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют к семье непосредственного отношения — физики, химики, математики. Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Различные подходы к изучению брачно-семейных отношений предполагает многообразие трактовок понятия "семья". Однако любое определение с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет неполным. С точки зрения философии и социологии, семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью. И моральной ответственностью. Социальная психология дает следующее определение: семья — это социальная группа, соответствующая нормам и ценностям данного общества, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности. Семья — это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особен-, но по отношению к детям и лицам пожилого возраста [Словарь-справочник, 1997: 293]. Благодаря семье, первой в жизни человека социальной общности (группы), он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. От других малых групп семья отличается рядом признаков: а) брачные (родственные) связи между ее членами; б) общность быта; в) особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Также семье присущи следующие особенности: 1) пожизненная принадлежность к семейной группе (роду); 2) максимальный гетерогенный состав — различия членов семьи (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и др.); 3) максимальная степень приватных, интимных контактов и повышенная эмоциональная значимость семейных событий. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Как и в древние времена, в наши дни брак несет в себе символ узаконения, общественного одобрения и признания форм половых отношений и производства потомства. Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей. По мере развития семейных отношений потребности расширяются до общесемейных, групповых и общественных. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. А.Н. Елизаров приводит следующий список основных функций семьи:
1. Порождение и воспитание детей. 2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала. 3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего "Я", эмоциональном тепле, любви. 4. Создание условий для развития личности всех членов семьи. 5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей. 6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. 7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь. 8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними. 9. Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях. 10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. 11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. 12. Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д. [Елизаров, 1996: 42-49]. Анализируя весь перечень функций семьи, А.Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя семьей, порождает и воспитывает детей. В.Н. Дружинин уточняет: "Семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание. Жизнь и минимальное экономическое воспомоществование сегодня может предоставить государство или общественные организации. Но первичное воспитание (первичную социализацию) кроме родителей не сможет дать никто" [Дружинин, 2000: 11]. 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.160 (0.124 с.) |