Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.5. Развитие интересов и творческих способностей у детей и подростков фотовидеостудий.
Структура и особенности интересов участников фотостудии отражают в себе наличие объективных предпосылок увлеченности в сфере фотографии. Именно поэтому интерес "находится между объективной потребностью и предметно-конретным, активным мотивом, являясь достаточно эффективным инструментом, регулирующим. досуговую деятельность, он находится в постоянном изменении. Появляющаяся у начинающих фотолюбителей интерес, как правило, неглубок, и чаще всего сводится к тому, чтобы увидеть, как проявляетсяскрытое изображение. В этом нередки заключено простое любопытство, являющееся мощным стимулирующим фактором на первых занятиях. В дальнейшем развитие этого интереса может идти по двум направлениям: техническое или образное творчество. Интересы к технике фотографии довольно обширны и многозначны. Они способствуют, удовлетворению многих познавательных потребностей. Интересы к созданию образа могут стать основой успешного дебюта участников вмире художественной фотографии, Даже первые съемочные но различным вопросам техники фотографий могут содержать в себе элементы творческого подхода. Техника должна осваиваться не ради самой техники, а ради овладения творческой фотографией. Важно, чтобы вопрос о творчестве ставился, начиная с первых занятий. Интерес, направленный на поиск выигрышного момента. редко проявляется сразу. Чаще он возникает в результате долгих съемочных тренировок, включающих длительное наблюдение за событиями. Предварительная подготовка к формированию этого интереса выражается в. просмотре и анализе снимков событийного, репортажного или очеркового характера, много значит изучение описаний, рассказов авторов, работавших над снимками, а также встречи о фотопублицистами. Немалую роль играет также наблюдение надработой фотокорреспондента, что можно считать основой передачи творческого опыта. Интерес к необычным очертаниям фигур и форм предметов опирается на предрасположенность детей к наблюдательности, остроте видения. От общей наблюдательности в повседневном опыте участники постепенно переходят к наблюдению, управляемому конкретными. задачами замысла. Иногда достаточно намекнуть подростку о существовании предмета, отвечающего образной задаче, чтобы дать простор его фантазии, выдумке и направить ассоциации, возникающие в ходе творческого общения на создание образа.
Интерес к световым эффектам чаще всего начинает появляться в процессе овладения композицией снимка. Он неразрывен о развитием чувственности, творческим воображением и способствует более глубокому проникновению в окружающую действительность. Выражая различные состояния природы, настроения человека и т.д., участник тем самым как бы очеловечивает мир вокруг себя Инициатива, проявляемая детьми в творческой деятельности, требует поддержки и поощрения со стороны руководителя и творческого актива студии. От увлеченности внешней, чаще, всего эффектной стороной окружающих предметов и явлений, кружковцы постепенно переходят к стремлению открывать в окружающем мире гаммы ассоциаций и скрытый от обычного взора подтекст отношений, ситуаций, сочетаний различных предметов. Полнота и масштабность композиций начинается с углубления чувств и впечатлений, которое возможно, например, в ходе совместного выхода на съемку. Образное решение поставленной перед подростком задачи выражает определенное отношение к объекту съемки, которое он пытается передать при помощи различных изобразительных: средств. Влияние таких съемочных упражнений заключается в том, что они приучают, "творчески мыслить ивносить элемент творчества в деятельность человека, какай бы она ни была. Процессы развития личности. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека. Эстетическая культура в коллективе. Очевидно, существует тесная взаимосвязь между эстетической культурой участников фотостудии подростков и развитостью их творческих способностей. Вместе с мировоззрением, мироощущением, характером потребностей и творческих интересов, как справедливо Г. А. Праздников указывает уровень культурного развития вводит в систему программ, задающих, наблюдению направленность, вероятно, и сам процесс формирования эстетической культуры подростка наталкивает его на необходимость развивать свои творческие способности, а развитие способностей требует определенного уровня эстетической культуры. Художественная способность издавна рассматривалась как универсальная способность человека. Поэтому столь велико значение творческих способностей в силу их развивающей функции. "Оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей могут сложиться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на задачах и заданиях "открытого типа". Подросток должен получать свободу выбора места и времени съемки, условии для целенаправленного наблюдения, характер которого задает руководитель. Задатки творческих способностей можнообнаружить уже на первых занятиях. Основываясь на том, что от "природы никаких способностей нет, есть только задатки, которые могут превратиться в способности'''/ 15,34 /, можно поставить цельразвивать имеющиеся у детей творческие задатки по определенной программе. Условиями развитии задатков в процессе превращения их в способности, по мнению В.Э.Чудновского, можно считать: 1. Определенный возраст ребенка, 2. Деятельность, вызывающая положительные эмоции, 3. Познавательные потребности, 4. Индивидуальная творческая программа. Основой формирования творческих способностей в сфере фотографии являются эмоциональные, интеллектуальные и визуально-образные задатки. Эмоциональные задатки тесно связаны со сферой чувственного восприятия и предполагают насыщение и углубление чувственного мира подростков разнообразными стимулами, проявления эмоций через природу, искусство, отношении к окружающей действительности. Интеллектуальные задатки преломляются в сфере фототворчества через образное мышление, которое дает художественная литература, наполненный глубокой идейностью кинематограф, театр и другие виды искусства. Умение и способность мыслить образами приходит к подростку в процессе сравнения, анализа и оценки фотопроизведений, используемых в качестве иллюстративного материала, а также выставочных работ участников студии.
Визуально-образные задатки являются доминирующим фактором в процессе формирования большинства творческих способностей в сфере фотоискусства. Ассоциации, нюансы, воспринимаемые посредством зрения предметы соответствуют развитию зрительной памяти, остроты видения, чувства момента. Последнее качество - проявление своеобразной эмоциональной интуиции, воплощающей в себе эмоциональные. интеллектуальные и визуально-образные задатки. Нужно отметить, что художественные задатки, не связанные с эстетической культурой, едва ли могут перерасти в способности. Важнейшей задачей в этом провесе можно считать управление творчеством подростков посредством создания таких ситуаций, которые бы позволили им почувствовать необходимость повышения своего культурно-эстетического уровня. через природу, искусство, человеческие отношения и отражение полученных впечатлении в собственном творчестве. Повышенный.интерес подростков к технике, проявление интеллектуальных задатков нередко может сопутствовать склонности к стереотипным решениям. При достаточно высокой способности к оценке творчества в этом случае в меньшей степени проявляется эмоциональная отзывчивость. Недостаток чувственной восприимчивости отрицательно сказывается на направленности творчества подростков. Исходя из того, что способности - это синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям деятельности можно обозначить следующую структуру творческих способностей к изобразительной деятельности посредством художественной фотографии. Опорными свойствами способности к изобразительной деятельности, общими для живописца и фотохудожника, являются: высокая природная чувственность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности, чувство линии, пропорции, формы, светотени, ритма, а также высокоразвитая образная память. Одним словом, сочетание этих элементов зрительного образа, воплощенных средствами фототворчества, проявляется как чувство Гармонии и гармонизации действительности средствами фотокомпозиции. К числу специальных способностей в области фототворчества, следует, по-видимому, отнести ряд выработанных в процессе анализа закономерностей творческой деятельности, соотнесенных с процессом постепенного повышения социально-творческой активности участников.
Эмоционально-образное восприятие. Эта способность пронизывает все стадия творческого процесса видение в фазе наблюдения, предвидение в замысле и провидение как ориентация на предполагаемое восприятие. Для. его определения участникам предлагается описать, какие чувства вызвали те или иные детали, предметы, характеры, изображенные на картине художника. Количество эпитетов, метафор и сравнений показывает уровень развития этого качества. Чувство момента или предчувствие кульминационного состояния представляет собой результат наблюдательности, впечатлительности, эмоционального погружения в среду иэстетической восприимчивости. Эту способность можно определить, если дать задание участникам найти наиболее важную ситуацию на снимках, отражающих событие или явление, если исследователю этот момент заранее известен. Наблюдательность фотолюбителя включает в себя оценочно- Способность к образному мышлению тесно связана с наличием у участника плана осмысленного выбора ситуаций, явлений предполагаемых кадров, а также умения выстроить законченную многокадровую композицию, выражающую мысль в зрительных образах. Обретение творческой самостоятельности участников едва ли возможно баз развития эстетической культуры, составной частью которой является их фотографическая культура, От самовыражения подростков через образное осмысление предметов каждодневно окружающих их к изучению закономерностей образного строя фотоискусства - таков основной путь формирования эстетической культуры участников студии. Познание фотоязыка невольно наталкивает на потребность в поиске и изучении, аналогий в изобразительном, театральном, искусстве, кино, поэзии, а это требует овладения основами восприятия различных видов искусства. Целью эстетического совершенствования участников должно стать возвышение их духовного мира, формирование в их сознании ценностных художественных представлений и ориентации, адекватных художественной культуре". Много значит также связь эстетической культуры с развитием эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер человека. Эстетическая целеустремленность иосмысленность действий человека создает основу направленности, выражающейся в ого мироощущении.
Уже первые кадры, отражающие изменения в природе, сюжеты из жизни друзей и т.д. должны быть сориентированы на выбор эстетически значимых объектов, что означает более высокий уровень социально-творческой активности, предполагающей лишь поверхностное, но уже эстетически обогащенное восприятие. Изучение творческих возможностей фотографии немыслимо без освоения способов самовыражения в искусстве. Это не только создание фантастических картин, основанных на эффекте внешних очертаний людей, предметов, природных явлений, но также и образное решение, основанное на различного рода ассоциациях "Хмурый день","Солнечный вечер", «Родной человек","Сторож", "Сильный ветер", "Тишина", "Одиночество», «Старый лес», "Забвение», "Тихая старость", "Беспокойное хозяйство", "Уроки доброты", "Дорога юности", "Прохожие". Слова и Словосочетания, которыми формулируется тема. могут вместить в себя как прямое, непосредственное отражение реальности, так и символические элементы образа, отвлеченные картины мира, содержащие лишь небольшой намек, подталкивающие образное восприятие. Постепенно, освоив внешнюю сторону эстетического отношения к миру, подросток переходит к глубокому осознанию красоты мира через изображение этой красоты съемка интерьера, отражающего характер живущих и нем людей; тематические задания следующего характера: "Камни", "Фонари", "Ночные огни", "Незаметный мир", "Поздние травы", "Любимые цветы", и т.д. Эти задания требуют от участников проявления собственного отношения к снимаемым предметам через свое композиционное решение, оформление, способ печати и т.д. Более сложным для участников является освоение эстетического мира человека, умение показать характер, любимые черты друзей, детский смех, любопытство, азарт и т.д. Наиболее ценным для формирования эстетической культуры является отражение духовной сферы человека "материнство","Отец и сын', "Зритель и искусство","Радостная весть","Красота труда". Для того, чтобы правильно сориентировать подростка в определенном направлении при выполнении задания, желательно определить склонность к воспритию той или иной сферы окружающего мира, что можно сделать на основе анализа первых снимков фотолюбителя. Увлечение фотоколлекционированием, склонность к микромиру, стремление к изяществу в быту - все это особенности деятельности школьника, которые неоспоримо говорят о склонности подростка к миру предметов, к знаковой системе. Усиленное внимание к своим сверстникам, общительность, умение быстро наладить контакт паже с незнакомыми людьми, развитость языка и мимики - все это говорит о склонности к миру человека. Подвижность, способность быстро реагировать на происходящие события, умение ориентироваться в большой массе людей показывает, что у подростка сильно развита склонность к различным ситуациям и отношениям. Педагог нацеливает подростка на ту Область творчества, которая наиболее оптимально раскрывает его способности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.142 (0.015 с.) |