Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие риска как ситуативной характеристики деятельности
Понятие «риск» связано с различными сферами деятельности человека, и является предметом изучения нескольких наук, таких как социология, психология, экономика и других. В толковом словаре русского языка С. Ожегова [39] определение понятия «риск» раскрывается как некая возможная опасность, опасное условие, при котором выполняется действие, деятельность, или же, как действие, совершаемое в условиях неопределенности, которая может относиться и к достижению желаемой цели в данном действии, и к возможности избежание физической опасности при (или в результате) его осуществления. Что касается психологии, данное понятие рассматривается различными исследователями с разных сторон. Согласно психологического словаря под риском стоит понимать «действие, которое направлено на решение значимой для личности цели, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха» [43, с. 56]. С точки зрения, которой придерживается Д. Каннеман [20], риск имеет под собой оценочную категорию, меру неблагополучного исхода, которая определяется вероятностью и размером возможного проигрыша. Риск отражает баланс между удачей и неудачей и формируется на стадии планирования и организации. А.А. Кондрацкий [24] понимает под понятием риска характеристику ситуации или действия, отличающуюся наличием опасности и связанной с необходимостью принять решение, осуществить выбор из ряда возможных альтернатив, среди которых есть такие решения, которые приводят к неблагоприятному исходу. С позиции М.А. Котик [27], под риском подразумевается определенное действие, которое выполняется в условиях выбора, при этом присутствует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора. Некоторые авторы, в частности Н. А. Алешина [3] связывают риск с таким понятием, как опасность, при этом автор отмечает, что связанная с риском опасность представляет собой ситуацию, в которой присутствует фактор (обстоятельство), способное нанести вред, несчастье, ущерб (физический или моральный), привести к катастрофе. Иными словами, является угрозой для кого или чего-либо, от которой требуется защищаться. Придерживаясь данной точки зрения стоит уточнить, что представляет собой опасность, и какие виды факторы могут быть отнесены к данному понятию. Н. А. Алешина [3] предлагает разделять их по характеру воздействия на человека:
1) факторы, которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека; 2) факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но могут быть полезны и даже необходимы человеку. Во многих психологических исследованиях наблюдается отождествление понятий «риск» и «опасность», при этом одной из наиболее распространенных оценок опасности является риск. В частности, В. Г. Асеев [7] предлагает рассматривать риск в качестве определенной как опасности, ситуации, в которой присутствует фактор (обстоятельство), способное нанести вред, несчастье, ущерб (физический или моральный), привести к катастрофе. Иными словами, опасный объект (обстоятельство) является угрозой для кого или чего-либо, от которой требуется защищаться. По характеру и возможному влиянию на жизнь и благополучие человека опасные факторы могут быть разделены на четыре основные группы: - физические факторы: - химические факторы; - биологические факторы: - психофизиологические факторы. По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на две группы: - факторы, которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека; - факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но могут быть полезны и даже необходимы человеку. По словам Э.И.Киршбаума [21] риск в психологии связан с несколькими значениями, которые в той или иной степени взаимосвязаны между собой: 1. Риск - степень ожидаемого человеком неблагополучного исхода в случае отсутствия успеха при организации определенной деятельности, которая определяется сочетанием вероятности неуспеха и степенью неблагоприятных последствий в данном случае; 2. Риск - действие, выполняя которое личность ставит себя под определенную угрозу. В данном случае удовлетворение определенной, значимой для личности потребности в той или иной степени угрожает потерями, проигрышем, травмами, ущербом и т.п. В данном понимании риск может иметь различный характер: мотивированный, который рассчитан на ситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный риск. В зависимости от степени соотношения между ожидаемым личностью результатом и ожидаемыми отрицательными последствиями риск может быть оправданным и неоправданным.
3. Риск - ситуация выбора между несколькими возможными вариантами действий, результат которых может привести к возможному возникновению негативных последствий: менее привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным. В данном понятии риск включает в себя две возможные ситуации: - ситуации, при которых успешность или неспешность действий могут быть оценены при помощи шкалы достижений; - ситуации, при которых успешность или неспешность действий могут нести за собой определенное наказание, связанное с физической угрозой, болевым воздействием на человека, социальными ограничениями и т.п. В данном случае выбор поведения, связанного с риском, не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого результата, наблюдается склонность к бескорыстному риску, который сам по себе воспринимается как ценность. По мнению В. В.Кочеткова [28], в психологических исследованиях понятие риска в большей части работ рассматривается в аспекте принятия риска, т.е. активного предпочтения личностью использовать опасный вариант действия безопасному варианту. Многих исследователей в большей степени привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности. Таким образом, анализ подходов к определению понятия «риск» в психологических исследованиях, определил два основных подхода к его изучению: Первый подход связывает риск с направленностью действий индивида на достижение определенной цели, связанной с различными опасностями, в том числе и физическими. Во втором подходе особое внимание уделяется тому факту, что риск означает осуществление альтернативного выбора в ситуации неопределенности, где успех-неуспех зависит от случая, а неуспех проявляется в не достижении желаемого результата. Риск в поведении человека У.В. Бингемом [9], определяется в качестве цели его деятельности, в таких случаях, когда человек специально рискует для того, чтобы убедиться или показать другим, что он не боится опасности, являясь в этом случае средством самоутверждения или создания о себе желаемого мнения. С точки зрения А.П. Альгина [4], риск может выступить и в роли мотива, в случаях, когда человек сам выбирает опасную ситуацию ради самого риска и связанных с ним острых ощущений. Наряду с понятием «риск» в психологии используется такие понятия, как «готовность к риску» и «склонность к риску» и «рискованность». Рассмотрим определения данных понятий в различных психологических исследованиях. С позиции Т.М. Краснянской [23] склонность к риску является устойчивым личностным фактором, своеобразным природным качеством человека. При этом данное качество может носить характер как врожденного, так и приобретенного под воздействием факторов окружающей социальной среды, в которых происходит развитие и становление индивида. Б.Д. Айзенк [2], рассматривая феномен готовности к риску связывает это понятие с готовностью личности испытывать острые ощущения и подвергаться опасности. С позиции автора склонность к риску выступает составной частью потребности человека в ощущениях или в стимуляции.
Т.В. Корнилова [25] определяет склонность человека к риску как его готовность к самоконтролю действий при заведомой неполноте или недостаточности необходимых ориентиров, а также готовность полагаться на свой потенциал. В своих исследованиях автор выявлял взаимосвязь между склонностью к риску и такими параметрами, как ориентация на свои возможности и стремление к поиску новых ощущений. Механизм принятия личностью риска выглядит по-разному, на разных уровнях регуляции - от реактивного поведения до уровня сознательного и ценностного отношения к принятию риска. В. А. Петровский [40] провел исследование и установил круг неадаптивных предпочтений человека в экспериментальных обстоятельствах, моделирующих угрозу его физическому благополучию, а так же категории реакций на потенциальную угрозу, к которому были отнесены: - реакция избегания: врожденные защитные реакции (оборонительный рефлекс), индивидуально приобретенные реакции ухода (страх, стремление к бегству); ценностно-обусловленные реакции избегания (социальные установки на осторожность). - стремление навстречу опасности: врожденная ориентировочная реакция; жажда острых ощущений; ценностно-обусловленное стремление к опасности (социальные установки, диктующие предпочтительность рискованных действий в противоположность осторожным в некоторой произвольной ситуации выбора). Взаимодействия между указанными тенденциями в одних случаях склоняют человека к осторожному поведению, а в других предрешают рискованный способ действия (см. рисунок 1.1). Рисунок 1.1. - Модель восхождения к риску В. А. Петровского
С точки зрения Н.Д. Левитова [32], выбор варианта поведения в условиях опасности определяется внешними ситуативными факторами, объясняющими особенности поведения субъекта в сложной ситуации: - выигрышем, который может быть получен при данном выборе; - опасностью (физического или иного порядка, а также просто проигрыша); - шансами на успех или избежание неудачи (опасности) при сделанном выборе; - степенью необходимости осуществления выбора, и в частности именно данного выбора. С понятием риска в психологии нередко связывают такое понятие как «рискованность», которое определяется Г.Н. Солнцевой [53] в нескольких значениях:
- импульсивность, недостаточная продуманность действий в сочетании с надеждой на счастливый исход, - свойство ситуации или стратегии, - личностная характеристика. С позиции Т.В. Корниловой [25], рискованность представляет собой: - свойство познавательных стратегий; - форму активности, - достаточно обобщенную характеристику способов выхода субъекта из ситуации неопределенности и в этом смысле личностную склонность. Таким образом, понятие «риск» в психологии рассматривается с разных позиций: как характеристика действия, которое содержит в себе опасность, возможный неблагоприятный сход и как действия человека, направленные на достижение определенной цели, через избегание опасностей. Склонность к риску представляет собой направленность личности на определенную рискованную деятельность, эмоциональное предпочтение таких действий и ситуаций, которые связаны с риском. Исследователи (А..Кондрацкий, В. А. Петровский, Т.В. Корнилова, Г.Н. Солнцева) связывают склонность к риску с такими личностными качествами как экстраверсия, стремление к поиску необычных, новых ощущений и др.; рискованность связанна с потребностью в независимости, доминантностью и агрессивностью. На склонность к риску оказывают влияние как физиологические особенности организма человека, так и социальные факторы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.237 (0.015 с.) |