Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В иных случаях, предусмотренных законодательством.
1. Характер неправомерного поведения перевозчика и грузоотправителя, обозначенный в п. 1 данной статьи, отражен также в некоторых транспортных нормативных актах (ст. 110 УЖДОП, ст. 115 КВВТ, ст. 82 и 86 Закона об автотранспорте). В КТМ и ВК соответствующие нормы отсутствуют. 2. Ответственность за указанные нарушения устанавливается в форме уплаты штрафа. КВВТ использует такое понятие, как неустойка. Однако в обоих случаях имеется в виду исключительная неустойка. 3. Подход к установлению размера ответственности и исходных данных, от которых он исчисляется, неоднозначен (на железной дороге объем ответственности определяется в базовых величинах в зависимости от того, как заявляется перевозка: в вагонах и тоннах, только в вагонах или в контейнерах; на автотранспорте – стоимость перевозки невывезенного или непредъявленного груза; на внутреннем водном – базовая величина за каждую тонну груза или контейнер). УЖДОП (ст. 110), КВВТ (ст. 115), Правила автомобильных перевозок грузов (п. 395 и 396) предусматривают применительно к каждому виду транспорта одинаковый размер штрафа (неустойки) как для перевозчика, так и отправителя. Причем КВВТ ставит его в зависимость только от перевозки груза на судне или в контейнере, УЖДОП определяет размер с учетом того, заявлена ли перевозка в тоннах и вагонах или 504 только в вагонах. Особо оговаривается размер штрафа при перевозках в контейнерах, рефрижераторных вагонах и транспортерах, перевозках маршрутами, а в отношении отправителя – и за невыполнение погрузки по станциям назначения. 4. Поскольку ни ст. 748 ГК, ни транспортное законодательство не содержат исключений из правила п. 3 ст. 372 ГК, следует признать, что ответственность в данном случае построена независимо от вины нарушителя. Такой подход является преобладающим. И только ст. 110 УЖДОП оговаривает взыскание штрафа за необеспечение погрузки маршрута лишь при наличии вины сторон. 5. Помимо перечня ситуаций, освобождающих перевозчика и отправителя от ответственности за рассматриваемое нарушение, приведенных в п. 2 ст. 748 ГК, транспортное законодательство предусматривает и другие обстоятельства (см. п. 400 Правил автомобильных перевозок грузов, ст. 11 и 112 УЖДОП. Причем УЖДОП устанавливает круг обстоятельств, влекущих освобождение от уплаты штрафа, отдельно для грузоотправителя и железной дороги и оговаривает случай, при котором возможно уменьшение ответственности отправителя на одну треть). Так как обстоятельства, освобождающие стороны от уплаты штрафа, устанавливаются только законодательством, то перечень их нужно признать исчерпывающим.
Статья749. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира 1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в транспорте городского и пригородного сообщения) перевозчик уплачивает пассажиру неустойку в размере, установленном законодательством, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающих жизни и здоровью пассажира, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. 2. В случае отказа пассажира от перевозки по причине задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2002 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 7,2/828.) См. п. 7 комментария к ст. 740 ГК. 505 Статья 750. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа 1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, уполномоченному им лицу или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. 2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: 1) в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; 2) в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;
3) в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. 3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза. 4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. 1. Приведенные в названии статьи обстоятельства являются конкретными проявлениями общего понятия несохранности груза и багажа и свидетельствуют о нарушении перевозчиком обязанности по обеспечению сохранности их. Утрата означает невозможность для перевозчика выдать груз (багаж) по истечении сроков, определенных транспортным законодательством, независимо от причин, обусловивших ее 506 (ст. 119 УЖДОП, ст. 116 КВВТ, п. 404 Правил автомобильных перевозок грузов). Сроки предусматриваются и в отношении перевозки багажа (ст. 116 КВВТ, ст. 101 УЖДОП). Недостача имеет место, когда перевозчик не в состоянии выдать получателю часть груза (багажа) по данной отправке. Повреждением признается нарушение целостности груза (багажа), повлекшее ухудшение его качества из-за внешнего механического воздействия на него, а порча выражается во внутренних (биологических, химических и т. п.) изменениях груза, оказавших отрицательное влияние на него (например, за-плесневелость, загнивание, брожение). 2. Ответственность за несохранность груза (багажа) предусмотрена в форме возмещения убытков, размер которых определен п. 2 и 3 ст. 750 ГК. Сверх указанного возмещение ущерба не допускается, следовательно, ответственность перевозчика ограничена по объему. Это – исключение из общего правила ст. 14 ГК, опирающееся на положение п. 1 ст. 371 ГК. 3. Специальное транспортное законодательство дает право перевозчику требовать освобождения от возмещения ущерба за указанное нарушение, если он докажет, что несохранность вызвана обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 113 УЖДОП, ст. 116 КВВТ, ст. 122 ВК, ст. 132 КТМ, п. 401 Правил автомобильных перевозок грузов). Такая формулировка свидетельствует о том, что субъективным основанием ответственности перевозчика за несохранность груза (багажа) в исключение из правила п. 3 ст. 372 ГК, является вина перевозчика, которая презумируется, пока перевозчик не докажет обратное.
В нормативных актах приводится примерный перечень конкретных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины перевозчика (см., например, ст. 113 УЖДОП, ст. 116 КВВТ, ст. 132 и 134 КТМ, п. 401 Правил автомобильных перевозок грузов). Перевозчик вправе доказывать и другие обстоятельства, исключающие его вину. Ст. 750 ГК не предусматривает возможности установления иных правил о распределении бремени доказывания. 4. Из принципа ответственности морского перевозчика по началу нины за несохранность груза ст. 133 КТМ делает исключение для ситуации навигационной ошибки: перевозчик освобождается от ответственности за указанное нарушение, если докажет, что оно вызвано поведением капитана судна, членов его экипажа и (или) лоцмана в судовождении или управлении судном, даже при виновном их характере. 507 5. Особая категория убытков – авария, обусловленная спецификой перевозок по морским и внутренним водным путям, регулируется соответственно разд. XII КТМ и гл. 14 КВВТ. 6. Если несохранность груза (багажа) явилась нераздельным результатом виновного поведения, как перевозчика, так и отправителя или получателя, ответственность транспортной организации уменьшается соразмерно тяжести вины этих лиц. 7. Документы, на которые указывает п. 4 ст. 750 ГК, составляются по форме и в порядке, предусмотренным транспортным законодательством, и служат доказательством ответственности, как перевозчика, так и отправителя или получателя груза (багажа), поскольку закрепляют причины его несохранности. Коммерческий акт удостоверяет исчерпывающий перечень таких обстоятельств (см. ст. 135 УЖДОП, ст. 159 КВВТ, ст. 128 ВК, ст. 306 КТМ). Обстоятельства, не охватываемые этим перечнем, оформляются актами общей формы, а на морском транспорте и иными актами. При автоперевозках составление коммерческих актов не предусмотрено, а соответствующие факты удостоверяются актом несохранности груза в соответствии с Типовым актом; при недостижении между сторонами соглашения составляется акт разногласий между перевозчиком и заказчиком (см. соответственно Приложения № 8 и 5 к Правилам автомобильных перевозок грузов).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.24 (0.008 с.) |