Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русские опера И балет в эмиграции
Из музыкальных театров в России самыми знаменитыми были Мариинский театр оперы и балета в Петербурге и Большой театр в Москве. В них сосредоточивались лучшие вокальные, балетные и оркестровые силы страны. Самое пристальное внимание в режиссуре обращалось на постановочную работу. Непременным требованием к исполнителям было сочетание вокального искусства с убедительной, правдивой и выразительной драматической игрой. Волна эмиграции подхватила и унесла на Запад и Восток лучших артистов оперы и балета Петербурга и Москвы. Но С.П. Дягилев, который еще в 1908-1909 годах открыл Европе российское музыкально-драматическое творчество, не дал угаснуть изгнанным талантам. При его активном участии в начале 1920-х годов был создан Русский театр оперы. В нем были поставлены оперы «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Русалка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». Декорации и костюмы для этих спектаклей делали художники Коровин, Билибин, которые перевернули представление Запада о театрально-декорационном искусстве. В этих операх пел, приводя французов в восторг, Ф. Шаляпин. На этой сцене блистала русская балерина Анна Павлова.
ШАЛЯПИН ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1873-1938). Один из величайших представителей русской вокальной школы, глубоко национальный художник Ф.И. Шаляпин поднял на небывалую высоту русское реалистическое музыкально-драматическое искусство. Он воплотил в себе дар певца и художника. Созданные им образы отличались единством вокального и сценического рисунка. Певец-артист обладал редким даром перевоплощения, создавал отличающиеся жизненной правдой сценические образы. В опере Шаляпина привлекало, прежде всего, раскрытие многогранного характера, всей сложности и противоречивости внутреннего мира героя. Величайшим созданием Шаляпина были образы Бориса Годунова, Мефистофеля, Сальери. Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая дружба с С.В. Рахманиновым. Композитора пленил одаренный певец-самородок, в котором он угадывал черты будущего гениального артиста. Рахманинов счел своим долгом подготовить Шаляпина к профессиональней сценической деятельности. Видя музыкальную неграмотность певца, он деликатно и терпеливо занимался с ним, стремясь преподать не только начальный курс музыкальной грамоты, но и основы более сложных понятий. Это Рахманинов помог Шаляпину создать его лучшие сценические образы.
После Октябрьской революции, которую Шаляпин, внук крестьянина, сын писаря казанской управы, встретил с энтузиазмом, он участвовал в развитии театрально-музыкальной культуры. В 1918 г. был художественным руководителем Мариинского театра, возглавлял работу разного рода жюри, в 1919 г. участвовал в спектаклях, а также многих концертах для рабочих и солдат. Но это было лишь внешним благополучием жизни певца. Все чаще звучали призывы «социализировать Шаляпина», угрозы привлечь семью к исполнению трудовой повинности на разгрузке барж, экспроприировать личное имущество. Шаляпин осознавал, что острие «красного террора» направлено и на него. Он всеми нервами воспринимал импульсы угрожающей реальности большевизма. О своих опасениях Шаляпин поведал М. Горькому, с которым давно был в дружбе. Писатель, испытывая тревогу за Федора Ивановича в разгар «красного террора», настоятельно советовал ему уехать из России. Решение Шаляпина покинуть Родину было вынужденной акцией и очень больно ударило по нему. Федор Иванович не бежал из России, не изменил Родине, как долгие годы утверждали большевики, а с разрешения советской власти, при личном содействии наркома просвещения А.В. Луначарского отправился за границу на лечение и длительные гастроли. 29 июня 1922 г. Набережная лейтенанта Шмидта. С борта отчаливающего парохода Ф. Шаляпин машет платком толпящимся внизу на пристани людям. Многие из них плачут. И никто не знал тогда, что великий русский певец расстается с Родиной навсегда. За рубежом Ф. Шаляпин пользовался мировой славой. Его выступления в операх, концертах - это целое событие для публики. В своем творчестве он сохранил верность лучшим традициям отечественного искусства, до конца жизни оставаясь русским артистом. Федор Иванович приезжал на гастроли в европейские страны еще до эмиграции. В 1901 г. он с триумфом выступил в театре «Ла Скала». После Италии начались его постоянные гастроли за рубежом.
Ф. Шаляпин - крупнейший камерный певец, глубокий интерпретатор романсов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рубинштейна, Шумана, Шуберта. Он был также проникновенным исполнителем русских народных песен. Ему аккомпанировали первоклассные пианисты, особенно славился дуэт Шаляпина с Рахманиновым. Во время их совместных выступлений Федор Иванович не раз повторял, что это не он поет, а они вдвоем поют. 27 августа 1927 г. Совнарком РСФСР принял постановление: лишить Ф.И. Шаляпина звания первого Народного артиста Республики. Какое же преступление он совершил? Однажды около русской церкви в Париже Шаляпин увидел оборванных, грязных, голодных детишек из семей бедствующих русских эмигрантов. На следующий день он принес священнику Спасскому пять тысяч франков с целевым назначением на нищенствующих детишек. Милосердный священник публично поблагодарил Шаляпина через парижскую эмигрантскую газету «Возрождение». Эту благодарственную публикацию и использовали большевистские борзописцы, извратив шаляпинский благотворительный поступок и истолковав его как помощь русским белоэмигрантам и белогвардейским организациям в Париже. По поводу лишения звания Шаляпин заявил, что после этой акции он не перестанет быть русским певцом Шаляпиным и что его совесть чиста перед Родиной и перед его народом.[44] И все же «изменника» не забывали, не теряли надежды переманить обратно, а если удастся - приручить. Сталинский режим пытался привлечь на свою сторону мировую интеллигенцию и демонстрировал торжество «социалистической демократии» перед приезжими общественными деятелями Запада. Беседу с Шаляпиным по поводу возвращения было поручено вести Немировичу-Данченко. Сталин обещал артисту дать дом, дачу и т.д. Разговор с Федором Ивановичем произошел через посредника. Шаляпин не верил в искренность сталинских приглашений. Он внимательно следил за событиями в Советском Союзе, и у него были все основания думать, что по возвращении может оказаться в концлагере как «враг народа». Иезуитский замысел Сталина ему был ясен. К тому же Шаляпин не мог вернуться, по его неоднократным заявлениям, после всей гнусной кампании, которую вели против него в СССР. Одной из причин отказа от возвращения на родину он назвал и такую: «Не хочу потому, что не имею веры в возможность для меня так жить и работать, как я понимаю жизнь и работу».[45] Свою политическую, демократическую позицию Ф.И. Шаляпин отстаивает в книге «Маска и душа», вышедшей в 1932 г. в Париже. В ней автор обстоятельно нарисовал социальную, духовную, психологическую ситуации, в которых оказался народ, русская интеллигенция, люди искусства, поставленные перед жестоким выбором: или безусловное подчинение авторитарному революционному диктату, идеологической догме, духовной, творческой несвободе, или социальная дискриминация со всеми сопутствующими последствиями - ограничением в правах, общественным порицанием, презрительным ярлыком «попутчика», «социального отщепенца», «классово-враждебного элемента». В 1935 г. Шаляпин серьезно заболел. 23 июня 1937 г. он спел свой последний концерт в английском городе Истборне. После продолжительного лечения в европейских санаториях певец вернулся в Париж. 10 апреля 1938 года Сергей Рахманинов в последний раз видел в Париже прикованного к постели Шаляпина, который, по воспоминаниям композитора, подарил его улыбкой и погладил ему руку. На этом они расстались навсегда. Днем 12 апреля 1938 г. сердце великого артиста остановилось.
На парижском кладбище, среди чужих могил, пролежал прах Ф.И. Шаляпина 47 лет. И все же мы, ныне живущие, стали свидетелями поистине незабываемого события: 29 октября 1984 г. на Новодевичьем кладбище в Москве: состоялось перезахоронение останков великого русского певца. Так была исполнена последняя воля гения: вечный покой он обрел в родной земле. Истинная Россия всегда светилась в сердце Ф.И. Шаляпина, ибо он был ее великим сыном и остался им на все времена.
Русский балет. На рубеже XIX-XX веков и в начале XX столетия в балетном искусстве соперничали две школы - русская и итальянская. Эта борьба за приоритет на мировой хореографической сцене закончилась победой русской школы балета, в которой пластика и техника были направлены на создание образа, на выражение его внутреннего состояния. Эта главная черта русской балетной школы отличала ее от других европейских школ. В русском балете выросла плеяда блестящих балерин, танцовщиков, балетмейстеров. Среди них наиболее популярными были А. Павлова, М. Кшесинская, Т. Карсавина, О. Спесивцева, Чернышева, Лопухова, М. Фокин, В. Нижинский, Н. Легат, В. Владимиров, Мясин, Лифарь. Творческую деятельность некоторых из них рассмотрим в этом параграфе.
АННА ПАВЛОВНА ПАВЛОВА (1881-1931). В 1906 г. получила звание балерины. В 1910 г. перешла на положение гастролерши. Последнее выступление в Мариинском театре было в 1913 - партия Ники («Баядерка»), последняя гастроль в России - концерт в Зеркальном театре сада «Эрмитаж» в 1914 г. в Москве. Первая мировая война и последовавшая за ней революция удержали Павлову от возвращения на родину. Так прославленная русская балерина оказалась в эмиграции. С 1908 г. Анна Павлова выступала за рубежом, с 1909 г. участвовала в «Русских сезонах» в Париже, в 1910 г. создала собственную труппу, с которой гастролировала по странам Европы, Америки, Азии. Она была яркой представительницей русской балетной школы. Публика видела в Павловой не только замечательную танцовщицу, но и одаренную актрису. Дар перевоплощения помогал ей создавать как характерные, так и лирические образы, тем самым делая диапазон творчества необъятным. Павлова с одинаковым мастерством исполняла роли Китри и Жизели и выступала в «Умирающем лебеде» в постановке М. Фокина и в «Вакханалии». Жизнерадостность, бодрость, задор были наиболее близки ее таланту, воплощающему на сцене новую классику Баланчина.
Искусство Анны Павловой, подготовленное развитием русского балета начала XX века, во многом определило его дальнейший рост и утвердило за пределами России мировую славу русского балетного театра. Вслед за выступлениями Павловой за границей к ней пришла мировая слава. В течение последующих двадцати лет художественный мир, говоря о балете, думал, прежде всего, о Павловой. Ее имя стало олицетворять искусство хореографии. До конца жизни она никогда не изменяла идеалам русской национальной школы балета. Умерла Анна Павлова 23 января 1931 г. в Гааге.
МАТИЛЬДА ФЕЛИКСОВНА КШЕСИНСКАЯ (1872-1971). Кшесинская была той танцовщицей, которая могла возглавить борьбу с итальянками за окончательное утверждение русской школы в балете. Для того чтобы одержать победу, русские балетные артисты должны были овладеть техникой итальянок и превзойти их мастерством. Именно «Спящая красавица» заставила зрителей поверить в превосходство отечественного балета. Кшесинская убедила их в превосходстве русских артистов. Она с равным успехом исполняла и лирические, и характерные, и полухарактерные роли. Образы, созданные Кшесинской в «Лебедином озере», «Эсмеральде» и «Тщетной предосторожности», не только свидетельствовали о высоком актерском мастерстве, но и показали широту диапазона балерины. В 1904 г. она первая из русских артистов получила звание прима-балерины. Кшесинская неоднократно с большим успехом выступала за рубежом и была неутомимым борцом за интересы русского балета. В эмиграции она жила в Париже с мужем - великим князем Андреем Владимировичем Романовым.
ТАМАРА ПЛАТОНОВНА КАРСАВИНА (1885-?). Дочь известного петербургского танцовщика и педагога П.К. Карсавина. Она проявила себя как талантливая балерина в главных ролях в балетах «Пробуждение флоры» (1906) и «Грациелла» (1907). Выступление Т. Карсавиной в «Лебедином озере» явилось решающим для раскрытия всей глубины ее самобытного таланта. В образе Одетты-Одиллии артистка показала высокую художественную культуру, врожденное чувство стиля и исполнительного такта, простоту и искренность переживаний. Т. Карсавина участвовала в первом длительном сезоне русского балета в Париже, но мировую известность завоевала лишь во время гастролей 1910-го года. Балерина, выйдя замуж за англичанина, покинула Россию в конце 1918 г. Некоторое время она выступала за границей, преимущественно в Лондоне, принимала участие в восстановлении балета «Жар-птица» в театре «Сэдлер Уэллс». В 1930 г. выступала в труппе «Балле Рамбер». В 1930-1955 годах Т.П. Карсавина - вице-президент Королевской академии танца в Лондоне. Она автор книг о хореографии.
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА СПЕСИВЦЕВА (1895-1990). В 1918 г. стала балериной. Она обладала чарующей внешностью, безупречно владела техникой танца. Особенно близки были танцовщице лирические образы. Спесивцеву заметили с первого же выхода в Мариинском театре в 1913 г. Образы, созданные ею в «Эсмеральде», «Баядерке», «Жизели» были особенно впечатляющими. В 1916 г. 0. Спесивцева едет с труппой Дягилева в США, где с большим успехом танцует в паре с самим Нижинским. Вернувшись в начале 1917 г. на родину, она испытала все тяготы страшного времени: холодную сцену, голодные обмороки. Но именно тогда Ольга Спесивцева раскрывается как блестящая балерина, а в 1921 г получает мировое признание в Париже и Лондоне. В 1924 г. О.А. Спесивцева покидает Россию В том же году она начинает танцевать в парижской Опере. Затем гастроли с дягилевской группой в Моте-Карло, Лондоне. После смерти Анны Павловой она, как бы приняв от нее эстафету, отправляется теперь уже с бывшей группой Павловой в Австралию. Ее бурный взлет, когда все давалось легко и просто, переходит постепенно в стадию изнуряющего труда, с частыми переездами В 1936 г. у Ольги Александровны намечался новый контракт с Гранд-Опера. Однако этот договор не состоялся. Ей предлагают США, но она колеблется и едет в Аргентину, с блеском выступает в Буэнос-Айресе. Это был ее последний выход на сцену. В США у О. Спесивцевой возникло душевное заболевание. Ее поместили в психиатрическую больницу, где она провела двадцать два года в полной изоляции. После выхода из больницы - дом престарелых, и никаких надежд на возвращение на родину. Но Ольга Александровна вновь прибегает к творчеству пишет книгу о классическом балете. О.А. Спесивцева была последней выдающейся русской балериной Петербургского императорского балета.
ФОКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1880-1942). Фокин был одним из крупнейших новаторов русского балета начала XX века, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию психологического, содержательного и правдивого образа. Выдающийся артист балета, балетмейстер, он считал, что танец должен выражать душевные переживания действующих лиц, говорил о невозможности ставить балеты на случайную музыку, представляющую собой набор вальсов, полек и галопов, чтобы музыка в свою очередь выражала те чувства, которые передаются движениями танцующих. Считая недопустимым пользоваться одной и той же формой танца во всех балетах, балетмейстер указывал на необходимость изменять ее в зависимости от характера всего произведения. Имя М.М. Фокина было популярным в Петербурге. Он поставил балеты «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона по одноименной пьесе Шекспира (1906), «Шопениану», основанную на сюите для большого оркестра, инструментированной Глазуновым для пяти фортепьянных пьес Шопена (1907), и «Евнику» на музыку композитора А. В. Щербачева (1907), «Павильон Армидеи» на музыку П.П. Черепнина (1907). Следующим спектаклем Фомин и избрал балет А.С. Аренского «Египетские ночи», который был поставлен в 1909 г на сцене Мариинского театра. Критики и художники объединения «Мир искусства» со своих позиций по достоинству оценили в балетмейстере художника яркой индивидуальности, большого вкуса и чувства стиля. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный Фокиным для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В.А. Серова, стал символом русского классическою балета. Участие М. Фокина в «Русских сезонах» в Париже принесло ему мировую славу. М.М. Фокин внес огромный вклад в историю русского балета. Им была создана своя самобытная школа балета. Творчество Фокина сыграло большую роль в развитии зарубежного балета. Он не принял Октябрьской революции и эмигрировал из большевистской России. С 1918 г. М. Фокин работал в Швеции, Франции, США и других странах, занимался педагогической деятельностью. Он автор мемуаров и статей о балете. Умер М.М. Фокин 22 августа 1942 г. в Нью-Йорке, поставив за свою жизнь около 60 спектаклей.
НИЖИНСКИЙ ВАЦЛАВ ФОМИЧ (1890-1950). Родился в потомственной балетной семье. Уже в Петербургской балетной школе проявил удивлявшие педагогов способности танцовщика. Помимо этих исключительных дарований, Нижинский обладал редкими актерскими данными, имел способность полного перевоплощения в ролях. Его лучшими ролями были Альберт («Жизель»), Зигфрид («Лебединое озеро»). Золотой раб («Шехерезада»), Петрушка в одноименном балете Стравинского. Мировой славы артист добился в дягилевских сезонах. М. Фокин ставил для него отдельные балеты и танцы. По причине конфликта с дирекцией Мариинского театра Нижинский подал в отставку и в 1911 г. покинул Россию. За рубежом артист продолжал работать с Дягилевым и Фокиным и с прежним мастерством создавал новые яркие образы. Прославленная французская драматическая актриса Сара Бернар, увидев его в роли Петрушки, призналась: «Мне страшно, я вижу величайшего актера в мире».[46] В 1911 г. Нижинский, поддержанный Дягилевым, решил попробовать свои силы как постановщик. Он поставил три балета: «Полуденный отдых Фавна» (1912), «Игры» на музыку Дебюсси и «Весна священная» на музыку Стравинского. Появление в 1913 г. «Весны священной» вызвало грандиозную полемику в парижских газетах. В. Нижинский незадолго до начала Первой мировой войны переехал в Австро-Венгрию, где намеревался участвовать в постановке нескольких балетных спектаклей, но в начале войны был арестован местными властями. После освобождения он уехал в США, подавленный, с глубокой депрессией от ареста и заключения в концлагерь. В 1916 г. Нижинский поставил свой последний балет, избрав для него сюжетом предание о Тиле Уленшпигеле, народном герое Фландрии. Эго была одна из его наиболее оригинальных работ. Октябрьская революция в России вызвала у Нижинского шок. Попытки вывести его из этого состояния не давали никаких результатов. В 20-х годах он с женой переехал в Париж, а затем поселился в Венгрии, в маленьком городке Оденбурге. В. Нижинский страстно желал победы русского народа в Великой Отечественной войне. Вошедшие в Венгрию советские войска встретил восторженно. Он решил во что бы то ни стало вернуться на родину. Для устройства своих дел В. Нижинский приехал в Лондон, где и скончался 11 апреля 1950 г.
ЛЕГАТ НИКОЛАЙ ГУСТАВОВИЧ (1869-1937). В 1888 г., после окончания балетной школы. Легат был зачислен в труппу Мариинского театра на положение корифея, быстро выдвинулся на ведущие роли. Он обладал природной грацией, естественностью, четкостью выполнения движений и классической простотой. Ярый противник танца ради танца, он включился в борьбу с итальянцами за главенство русской школы в балете. В это время Легат стал заниматься педагогической деятельностью, вел класс совершенствования артистов. За победами русского исполнительского искусства, естественно, следовала и победа русской хореографической педагогики. Природное актерское дарование сочеталось у Легата с талантом художника, что позволяло ему создавать исключительно яркие костюмы и гримы для разных актерских ролей. После Октябрьской революции Н. Легат некоторое время занимался педагогической деятельностью в Московской балетной школе, а затем он эмигрировал и открыл в Англии балетную студию.
ВЛАДИМИРОВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ (1893-1970). Выдающийся русский танцовщик. В 1911 г. он окончил Петербургскую балетную школу и уже на четвертом году артистической деятельности получил звание танцовщика первого разряда. За это время он успел принять участие в антрепризе Дягилева и с исключительным успехом выступить в Москве. В отличие от многих петербургских танцовщиков, Владимиров поражал зрителей мужественностью своего танца, темпераментом и смелостью, граничившей с дерзостью. Свободное владение техникой танца позволяло ему легко справиться с любыми трудностями и никогда не выходить за рамки изящества. Помимо этого, Владимиров обладал незаурядными актерскими способностями. Покидая Россию в 1918 году, Петр Владимиров выступал за рубежом со своей женой, балериной Ф. Дубровской. Вернемся к С.П. Дягилеву. «Русские сезоны» в Париже положили начало проникновению русской балетной школы в Западную Европу. С.П. Дягилев, продолжая жить за границей, создал в 1911 г. труппу под названием «Русский балет Сергея Дягилева». Эта труппа существовала до 1929 г., до кончины ее организатора. Она гастролировала по странам Европы и Америки. В 1914 г. труппа выступила в Лондоне. В мае 1917 г. в парижском театре «Шатле» состоялась премьера балета «Парад» на музыку Эрика Сати в постановке Леонида Мясина. Оформлял спектакль знаменитый на всю Европу французский художник Пикассо, с которым Дягилева связывала дружба. В 1917 г. «Парад» был показан в Мадриде и Барселоне. В сентябре 1918 г. «Русский балет» отправился в Лондон. Там Дягилев представил публике балет «Парад» и одновременно работал над новым балетом «Трикор» в постановке Л. Мясина. Пикассо написал для него эскизы декораций и костюмов. Гастрольные выступления «Русского балета Сергея Дягилева» явились триумфом русского балетного искусства. В середине XX в. балет распространился по всему миру. Большую роль в этом сыграл С.П Дягилев и его антреприза - частная балетная труппа. Можно с уверенностью заявить, что мировой балет первой половины XX это создание балетных сил русской эмиграции. Участники русского балета, рассеявшись по всему миру, способствовали созданию новых очагов танцевального искусства, каждый по-своему продолжал дело Дягилева во Франции, Германии. Англии, США, Японии, Австралии. Балет во Франции в начале XX в. пребывал в кризисном состоянии. «Русские сезоны» Дягилева оказали сильное влияние на французский балет, способствовали его возрождению. Труппа Дягилева базировалась во Франции до 1929 г., затем на ее основе создались другие русские труппы, из которых возник современный французский балет. Сергей Лифарь, воспитанный в труппе Дягилева, много лет возглавлял балет парижской Оперы. Две ранее соперничавшие труппы бывших артистов императорских театров России во главе с Р. Блюмом и В. де Базилем объединились в Монте-Карло и создали в 1932 г. Русский балет Монте-Карло. Пользовалась эта труппа в основном репертуаром дягилевской антрепризы, дополненной новыми балетами Дж. Баланчина и Л.Ф. Мясина. Она с успехом гастролировала во Франции, Англии, США, Канаде, Южной Америке и Австралии. В 1936 г. приняла название «Оригинальный русский балет». Труппа работала до 1951 г. В Берлине существовал до 1928 г. Романтический балет, руководителем которого был известный артист Мариинского театра Б.Г. Романов. Его балет пользовался большим успехом, как у эмигрантов, так и у немцев. Романов ставил «Жизель», которая вошла в контекст русской и мировой культуры близким национальной культуре содержанием, темой «преступления и наказания», «Петрушку», «Шута» и другие балеты. Прима-балериной в его балетах в Берлине выступала Е.А. Смирнова, выдающаяся танцовщица Мариинского театра. Англия не имела до 1930-х годов собственного национального балета. Первые английские труппы были организованы артистами, работавшими у Дягилева. Важную роль в становлении Английского Королевского балета сыграли ученики Н.Г. Легата. Балет США сейчас один из сильнейших. Для его становления и развития большое значение имели сначала гастроли дягилевской труппы (в 1916 году), затем других русских трупп и работа в США балетмейстеров, начинавших в труппе Дягилева (Л. Мясин, Дж. Баланчин). Влияние дягилевской антрепризы наблюдается и в других странах, и на других континентах: в Южной Америке, Австралии, в отдельных странах Азии. Балетная труппа Дягилева способствовала не только развитию, но иногда и рождению балетных театров в странах, не имевших ранее своего балета или утративших традиции. Лев Любимов в упоминавшейся книге отмечает такой интересный факт. Авторитет русской хореографической школы был настолько высок, что желавшие прославиться французские, английские, американские балерины, в большинстве ученицы русских балетных школ, выступали в 20-30-х годах под русскими псевдонимами. Благодаря Дягилеву на Западе сложился новый тип балетной труппы, не зависимой от оперного театра, новый тип представления - спектакль, составленный из нескольких одноактных балетов. Возрос интерес композиторов к балетной музыке. С.П. Дягилев, вычеркнутый кремлевскими идеологами на долгие годы из культурного наследия России, возвращается на свое заслуженное место в истории отечественной культуры. В начале 1990 г. в Москве группа гуманитариев-меценатов, занятых частным бизнесом, создала товарищество «Дягилевъ-центръ». Его цель - продолжение дела С.П. Дягилева: развитие и популяризация русского искусства, возрождение традиций Серебряного века русской культуры, восстановление насильственно прерванной связи времен. Товарищество «Дягилевъ-центръ» проводит разнообразную работу, одно из направлений которой - возвращение забытых в нашей стране традиций дягилевской балетной труппы. В 1992 г., к 120-летию со дня рождения С. Дягилева, был проведен первый в истории отечественной хореографии независимый конкурс балета, который торжественно открылся в Москве, в концертном зале им. Чайковского. Его главным спонсором была Российская товарно-сырьевая биржа. Основная задача конкурса - выявление и поддержка молодых талантов. В нем приняли участие молодые (от 12 до 24 лет) артисты балета и учащиеся хореографических школ Москвы и других городов России, бывших республик, а также из Франции, Испании, Японии, Филиппин. По инициативе товарищества «Дягилевъ-центръ», воссоздаются балеты М. Фокина.
ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО В начале XX века признанными центрами российской эстрады были Петербург, Москва, Киев («клуб фармацевтов»). Накануне и в период Первой мировой войны лидировать стала одесская эстрада. Здесь славились куплетисты, в том числе начинающий Леонид Утесов (Вайсбейн)- куплетист. В эстрадный репертуар обязательно входил романс. На рубеже ХIХ-ХХ веков в России широкую популярность имели городской и цыганский романсы, которые исполнялись под фортепьяно, гитару или в сопровождении оркестровой группы, куда обязательно включались гитары и скрипки. Русская школа романса была признана лучшей в мире. Русские композиторы XIX в. уделяли особое внимание декламационности музыкальной фактуры романса (Даргомыжский, Мусоргский). У Чайковского и Рахманинова романс нередко приближался к арии с широким симфоническим развитием. В начале XX в. композиторы отказываются от типовых жанров, ищут в романсе главным образом новые пути синтеза музыки и слова. Зачастую они называют свои произведения не романсом, а «стихотворением для голоса с сопровождением» (Танеев, поздний Рахманинов, Прокофьев). Особым жанром русского романса стал цыганский романс, к которому цыгане не имели никакого отношения, кроме исполнения его хором, ансамблем. Для «цыган» писали стихи многие известные русские поэты, но главную роль в становлении русского цыганского романса сыграл поэт Аполлон Григорьев. Известными эстрадными певцами были Александр Давыдов, Анастасия Вяльцева, Юрий Морфесси, Настя Полякова, Александр Вертинский, Петр Лещенко, Алла Баянова. Во многом благодаря им русская песня полюбилась и стала звучать за рубежом. В эмиграции у большинства русских эстрадных артистов произошла не только ломка судеб, но и переоценка ценностей, смена сценического образа. Новые условия жизни заставили их соблюдать правила игры другого мира, западного общества, приспосабливаться к вкусам и привычкам западной публики. За рубежом актер - это машина для развлечения зрителей, здесь не прощаются никакие странности таланта, причуды гения и т.п. В эмиграции многие русские эстрадные артисты были вынуждены зарабатывать, выступая в кабаках, где они хлебнули лиха, и где жизнь поломала многих из них. А. Вертинский вспоминает: «...кабаки были страшны именно тем, что независимо от того, слушают тебя или не слушают, ты должен петь. Публика может вести себя как ей угодно. Петь и пить, есть, разговаривать, шуметь или даже кричать - артист обязан исполнять свою роль, в которой он здесь выступает, ибо гость - святыня. Гость всегда прав. Он платит деньги... Перед ним склоняется все!»[47] Русские артисты в западных кабаках прошли через все: хамство публики, унижения, которым они подвергались со стороны хозяев, ругань, пьяные драки, визг проституток. Успех или неуспех артиста зависел не от его мастерства, голоса, внешности, театральности, а от состава публики, ее настроения и количества выпитого спиртного. Из многих русских эстрадных артистов, оказавшихся за рубежом, вспомним трех.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ВЕРТИНСКИЙ (1889-I957). Поэт, композитор, певец, он вначале был актером в театре «Алатор» в Москве, а затем ушел на эстраду и стал петь свои песни-новеллы. В 1913 г. в модном эстрадном кафе «Павильон де Пари» состоялся дебют Александра Вертинского. Обладая незаурядными актерскими способностями, он талантливо использовал их на эстраде при исполнении песен. Он пел тихо, но его было слышно всем присутствовавшим, потому что исполнительская манера, обогащенная сдержанными жестами и утонченной мимикой, восполняла вокальное мастерство. До эмиграции А Вертинский снимался в кино, выступая как партнер Веры Холодной, Ивана Мозжухина и других «звезд» кинематографа начала века. В 1919 г. А. Вертинский эмигрировал. Корабль «Великий князь Александр Михайлович» унес его к берегам Турции. Окунувшись в жизнь беженцев, он временно остановился в Константинополе, этом своеобразном перевалочном пункте российской эмиграции 1920-1922-го годов. Первый год зарубежной жизни Вертинский с подачи его антрепренеров провел на ресторанных подмостках, пел свои романсы по заказу кабацкой публики в «Черной Розе». На его вечера в этом ресторане часто приезжал глава английских оккупационных войск в Турции адмирал Бристоль. Он заказывал шампанское и слушал русскую музыку. По воспоминаниям Вертинского, адмирал очень любил незатейливую «гусарскую песенку» («оружием на солнце сверкая»).[48] В Константинополе Вертинский пробыл недолго, вскоре он перебрался в Румынию, затем в Париж. И снова «Черная Роза». Помимо русских эмигрантов, ресторан посещало много французов, иностранцев, которые с восторгом принимали русского певца, его песни. В 20-х годах А. Вертинский часто гастролировал по странам Европы. Его песни, наполненные болью, тоской имеют глубокое драматическое содержание, одухотворены подлинными чувствами, поэтому требовали определенного настроя у слушателей, чтобы их воспринимать и понимать. Вертинский не раз говорил, что его песни рассчитаны на особое восприятие - «глаза в глаза» - «душа в душу». Поэтому артист не любил больших залов. В 1928 г. Вертинский переехал в Берлин. В западном секторе германской столицы, вблизи Курфюрстендам, главной улицы западного Берлина, он открыл «Черную Розу», третью по счету после Константинополя и Парижа. Посещала ресторан респектабельная разноязычная публика. Благодаря соблюдению владельцем заведения особого декорума, «Черная Роза» стала самым элегантным местом Берлина. В 1933 г., после прихода к власти гитлеровцев, начались различного рода запреты. Когда группа штурмовиков ворвалась в «Черную Розу», Вертинский решил закрыть ресторан и вскоре уехал в США. За два года жизни в Америке он совершил несколько гастролей на севере и юге континента. После Нью-Йорка и Голливуда А.Н. Вертинский прожил восемь лет в Китае (Шанхай). В 1943 г., в самый разгар Великой Отечественной войны, он вместе с семьей возвратился на Родину. Круг замкнулся. Обойдя со своими песнями многие страны, А. Вертинский снова обрел Отчизну. Вокальное наследство артиста включает более двухсот песен и романсов. До нас, россиян, оно дошло в виде граммофонных записей авторского исполнения. Песни Вертинского - это мир красоты и доброты, которых так недостает нам в наше суровое, бессердечное время. На родине Александра Николаевича пригласили сниматься в кино. Некоторый опыт у него уже был. В фильме «Заговор обреченных» он прекрасно сыграл старого кардинала, вдохновителя контрреволюционного путча в одной из как бы абстрактных стран. Вершиной успеха артиста была роль в фильме «Анна на шее», где Вертинский играл «его сиятельство». Он великолепно представил внешне любезного, радушного, но, в сущности, холодного и равнодушного человека. И здесь артист привнес в роль те знания о людях «того времени», их манерах, нормах морали и поведения, которыми уже никто из советский актеров не располагал. А.Н. Вертинский скончался 21 мая 1957 г. в Ленинграде, в гостинице «Астория», после концерта в Доме ветеранов сцены. Память о нем не должна померкнуть. Его любили за судьбу, за песни, за редкое ныне артистическое благородство.
ЛЕЩЕНКО ПЕТР КОНСТАНТИНОВИЧ (1898-1954). Его нельзя отнести к эмигрантам в полном содержании этого понятия. В 1918 г. Румыния оккупировала Бесарабию, и семья Лещенко, проживавшая в Кишиневе, оказалась за рубежом, где и сложилась его последующая жизнь. Таким образом, П. Лещенко, как и тысячи других русских жителей, оказался «эмигрантом без эмиграции», «отщепенцем» поневоле, хотя коммунистические идеологи называли его белоэмигрантом, белогвардейцем, изменником родины. В 1920 г. Петр с сестрами Валентиной и Екатериной переехал в Бухарест, где втроем они начали выступать с танцевальными номерами в кафе и ресторанах. В эти годы Лещенко серьезно увлекся народными танцами. Одаренность его натуры проявилась в техничной игре на гитаре. Чтобы повысить мастерство в танцах, он в 1923 г. (по другим данным, в 1925 г.) поступает в русскую балетную школу в Париже и одновременно поет в кинотеатрах столицы. Здесь Лещенко познакомился с выпускницей школы, латышкой Жени Закитт, которая вскоре стала его женой. Вместе с ней артист гастролировал на Ближнем Востоке, в Риге, Вене, Лондоне. Как эстрадный певец П. Лещенко родился именно в латвийской столице, где творчески сдружился с композиторами Оскаром Строком и Марком Марьяновским, которым принадлежат шлягеры, создавшие имя певца. В 1935 г., когда «звезда» артиста взошла высоко после выступления по английскому радио, он открыл на главной улице Бухареста шикарный ресторан «Петр Лещенко», оформленный в стиле «гранд-рюсс». На полуночные выступления хозяина заведения собиралась избранная публика румынской столицы, в том числе обеспеченные российские эмигранты. Посещали ресторан и члены королевской семьи. Петр Лещенко обладал отлично поставленным от природы голосом - красивым бархатным баритоном. Исполнительское мастерство артиста отличали легкая, свободная манера пения, лиричность и душевность, создававшие особое настроение у слушателей. Наиболее популярными песнями Лещенко стали песни, написанные в ритме тогдашних модных мелодий - танго и фокстротов. Петр Константинович с гордостью заявлял, что он всю свою жизнь пел только на русском языке.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.216 (0.072 с.) |