Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Эмоциональная сфера личности
Информационный блок. План 1. Эмоции: понятие, функции 2.Классификация эмоций 3.Эффективные способы контроля эмоций
1. Эмоции: понятие, функции В современной науке существует несколько определений эмоций, т.к. не существует единой теории эмоций. Эмоции (в пер. с лат. потрясать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивациями, отражающих в форме непосредственных переживаний значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространённые формы эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Различают эмоции и чувства. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции связаны с первоначальными впечатлениями от окружающей среды. Чувства - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познаёт и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, определяют динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехе любимого человека, огорчении при его неудачах. Эмоции свойственны и человеку и животным, а чувства присущи только человеку, т.к. они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Например, чувство долга, собственного достоинства, патриотизма и т.п. Источником эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности. Физиологической основой эмоций являются процессы, происходящие в коре головного мозга.
Функции эмоций. 1. Сигнальная (коммуникативная) - выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими или пантомимическими, изменениями голоса, вегетативными изменениями. Данные проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям, какие эмоции испытывает человек, позволяют передать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. В эмоциональном переживании отражается жизненная значимость действующих на человека факторов. 2. Оценочная - выражает оценку человеком действующих на него раздражителей, явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность действующих факторов и реагировать на них. 3. Регулятивная - выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся препятствия. Регулятивные механизмы позволяют снять избыток эмоционального напряжения. 4. Побудительная (стимулирующая) - определяет направление поиска способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и своё пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека действовать. 5. Подкрепляющая - выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. 6. Переключательная - обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (например борьба между страхом и чувством долга). 7. Приспособительная - эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность приспособиться к окружающим условиям. 8. Стоп – фактор - деятельность побуждается потребностью, которая выражается определённой эмоцией. При встрече с непреодолимым препятствием для удовлетворения потребности эмоция останавливает активность по отношению к этому предмету. Как только деятельность становится неуспешной, нерентабельной, она прекращается.
9. Дезорганизующая функция – способность нарушать целенаправленную деятельность. 10. Следообразование - эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия, удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. 11. Функция разрядки психических напряжений - сюда относят группу психосоматических состояний. 12. Отражательная - эмоции отражают особенности внешнего мира. Классификация эмоций
Основные формы эмоциональных состояний: собственно эмоции, чувства, аффекты, настроения, стрессы. Эмоции различаются по модальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, форме, уровням проявления в строении психического(высшие- низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям, по предметному содержанию и направленности (на себя, на других, на будущее и т. п.), по особенностям их выражения, по нервному субстрату и т. п. Модальность как составное свойство эмоций определяется соотношением трёх двухполостных компонентов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение- успокоение, напряжение- разряжение (В. Вундт). Можно выделить следующие виды эмоций.
Положительные: ( удовольствие, радость, симпатия и т.п.) Отрицательные: ( горе, тоска, тревога, обида и др.) Нейтральные: (любопытство, удивление, безразличие и др.) Положительные и отрицательные эмоции сопровождают человека в течение всей жизни. Человек постоянно эмоционально отражает воздействие окружающей среды. Сила проявления эмоций, их направленность и воздействие на психосоматику человека индивидуальны. Одни и те же явления вызывают у разных людей различающиеся эмоции. Знак эмоции, её степень определяется возможностью удовлетворения или достижения определённой потребности. При низкой вероятности достижения потребности возникает отрицательные эмоции, мобилизующие вегетативно - энергетические ресурсы организма на преодоление препятствий для достижения потребности. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребности, вызывают удовольствие, расслабляющее нервную систему, дающее не только психический, но и физический отдых. П. Анохин сравнивал эмоции со своеобразными пеленгами различных внутренних состояний и внешних воздействий, одни из которых полезны, а другие вредны. По влиянию на процессы жизнедеятельности эмоции делятся на: - стенические: повышают жизнедеятельность, улучшают кровообращение, дыхание, обмен веществ. Это радость, уверенность, торжество. - астенические: угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности,угнетают кровообращение и дыхание,особенно неблагоприятно сказываются на кровообращении мозга.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.112 (0.007 с.) |