Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роман «тихий Дон»: история создания, жанр, композиция.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала. Вид занятия: лекция. Оборудование: портрет М. А. Шолохова, презентация, выставка книг, рефератов, посвященных творчеству М. А. Шолохова.
Ход занятия Жить жизнью народа, страдать страданиями людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и нужды – вот тогда у писателя и будет настоящая, волнующая сердце читателя книга. М.А. Шолохов
Вступительное слово преподавателя о личности М.А.Шолохова. Михаил Александрович Шолохов – лауреат Нобелевской, Ленинской, Сталинской премий, академик, дважды Герой Социалистического Труда, в Вешенской и в Москве ему воздвигнуты памятники, при жизни одна из главных улиц станицы была названа Шолоховской (его возражения не были приняты во внимание). В Москве также есть улица его имени. Он был обласкан всеми властителями советского времени - Сталиным, Хрущевым, Брежневым. Открыт Музей-заповедник в Вешенской, насчитывающий уже более 50 тысяч единиц хранения, среди них бесценные автографы самого Шолохова, письма его друзей, товарищей, читательские письма; поддерживаются в надлежащем состоянии дом в хуторе Кружилине, где он родился и провел первые годы своей жизни, школа в станице Каргинской, где он учился. Наконец, в Вешенской, на берегу Дона, воздвигнут бронзовый памятник Григорию Мелехову и Аксинье, двум главным шолоховским персонажам: они изображены в пору их первой влюбленности, он – на коне, она с ведрами на коромысле поднимается в гору. «Григорий, улыбаясь, горячил коня: тот, переступая, теснил Аксинью к яру». Сотни, тысячи туристов и местных жителей останавливаются у подножия памятника…Уходят одни группы, подходят другие… Но популярность, премии, ордена, неслыханная до сих пор слава – все это внешние стороны творческой жизни Шолохова, но мало кто знал о внутренней, духовной и душевной жизни величайшего мастера 20-го века. Скупые, лаконичные интервью 20-х – 30-х годов лишь пунктирно обозначают стремительный рост таланта писателя, дают самые необходимые сведения о том, как создавались шолоховские произведения, кто послужил прототипами тех или иных его художественных образов. И вот появляются в печати одно за другим письма Шолохова, воспоминания близких и коллег о встречах с ним, беседы, размышления о нем; все это дает возможность глубже проникнуть во внутренний мир Шолохова.
В письмах к близким он делится не только своими творческими планами, но и заботами о семье, о доме, о хозяйстве, о детях… В письмах к Сталину раскрывается трагедия того времени, когда повсеместно господствовали скоропалительные суды без правового следствия, без разбирательства обстоятельств дела. Истинным народным заступником предстает Шолохов в этих письмах… А сколько раз дамоклов меч грозил опуститься над ним, и лишь личное мужество и народная любовь спасали его от неожиданного удара… А война? Великая Отечественная война с ее кровопролитными боями, тяжелейшей изнурительной работой в тылу. И все это ради жизни и во имя Победы. Чуткое сердце писателя переполнялось всечеловеческой болью, страданиями и муками людей, лишь изредка мелькали радости, улыбки… Поистине неистребим русский человек, как он напишет в своем неоконченном романе «Они сражались за родину». Родился 11 (24) мая 1905 на хуторе Кружилином, на Дону, близ станицы Вешенской. Мать Шолохова была родом из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, выращивал пшеницу на покупной казачьей земле; служил приказчиком, управляющим паровой мельницы. Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. С детских лет он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. С детства писателя окружала своеобразная атмосфера: быт казаков, их каждодневный труд на земле, тяжелая военная служба, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы. Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. В 1912 г. поступил в Каргинское начальное училище, в класс, который вел Михаил Григорьевич Копылов (впоследствии Шолохов изобразил его под своей фамилией в романе "Тихий Дон"). Вскоре после этого Михаил Шолохов тяжело заболел воспалением глаз, и отец отвез его в глазную лечебницу в Москву, в ту самую снегиревскую больницу, в которую попадает и главный герой "Тихого Дона" – Григорий Мелехов. Не окончив Каргинского училища, Шолохов поступил в подготовительный класс Московской гимназии Шелапутина, а через три года продолжил учение в Богучаровской гимназии. В годы учебы Шолохов с увлечением читал книги русских и зарубежных писателей-классиков. Особое впечатление на него произвели рассказы и романы Льва Николаевича Толстого. Среди наук, преподаваемых в гимназии, Шолохова больше всего интересовали литература и история. Отдавая предпочтение литературе, он в юношеском возрасте начал пробовать свои силы в стихах и прозе, сочинял рассказы, юмористические сценки.
Перед революцией семья Шолоховых поселилась на хуторе Плешакове Еланской станицы, где отец писателя работал управляющим паровой мельницей. Летом Михаил приезжал к родителям на каникулы, и отец часто брал его с собой в поездки по Дону. Когда в июне 1918 г. немецкая кавалерия вошла в тихий придонский уездный городок Богучары, Шолохов был у отца, на хуторе Плешакове, расположенном напротив Еланской станицы. В это время на Дону развернулась острая классовая война. Летом 1918 г. белоказаки заняли Верхний Дон; в начале 1919 г. в район хуторов Еланской станицы вступили части Красной Армии, а ранней весной того же года вспыхнуло Вешенское восстание. Эти трагические события разворачивались на глазах у Михаила Шолохова. В период восстания он жил в Рубежном и наблюдал паническое отступление повстанцев, был очевидцем их переправления через Дон; находился в прифронтовой полосе, когда в сентябре на Левобережье Дона вновь вступили войска Красной Армии. К концу года белоказаки, разгромленные под Воронежем, бежали с верховьев Дона. В 1920 г., когда на Дону окончательно установилась Советская власть, семья Шолоховых переселилась в станицу Каргинскую. Михаил Шолохов принимал активное участие в становлении Советской власти на своей родине. С февраля 1920 г. он работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых на хуторе Латышеве; с середины года – журналистом Каргинского станичного Совета, затем – учителем в начальной школе; с середины 1921 г. – станичным статистиком в станице Каргинской; с января 1922 г. – делопроизводителем станичной конторы, а спустя некоторое время – производителем станицы Букановской. В конце сентября 1920 г. в пределы округа вступил многотысячный отряд Махно. Однажды ночью банды заняли станицу Каргинскую и разграбили ее. Коммунистам и комсомольцам пришлось несколько дней скрываться в зарослях камыша по Чиру. Во время боя под хутором Коньковом бандиты взяли в плен Шолохова. Допрашивал его Нестор Махно. В случае новой встречи он пригрозил юноше виселицей. 1921 год был на Дону, как и в Поволжье, очень тяжелым – засушливым и голодным. На Дону действовали местные банды Федора Мелихова, Кондратьева, Макарова, прорывались из соседней Воронежской губернии бандитские отряды Маслакова, Курочкина, Колесникова. Особенно жестоко зверствовала банда Якова Фомина, не раз занимавшая и грабившая станицу Каргинскую. В это время Шолохов принимал активное участие в борьбе с бандами, оставаясь на Дону до тех пор, пока они не были полностью разгромлены. В октябре 1922 г. Шолохов приехал в Москву, где собирался продолжить учебу. Но поступить на рабфак, как он хотел, не удалось. Занимаясь самообразованием, Шолохов работал грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем, счетоводом. А за плечами уже была суровая школа гражданской войны, борьбы за советскую власть на Дону. Именно в это время, по словам самого писателя, и возникла «настоящая тяга к литературной работе». В декабре 1923 года М. А. Шолохов вернулся в Каргинскую, а затем - в станицу Букановскую, где и посватался к Лидии Громославской - одной из дочерей бывшего станичного атамана Петра Яковлевича Громославского. Но бывший атаман сказал: «Бери Марию, и я сделаю из тебя человека».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.30 (0.006 с.) |