Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение и формирование личности
Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик, психических процессов, свойств и состояний. А.А. Бодалевым (1979) особо подчеркивается недостаточность традиционного подхода к исследованию роли в формирования личности лишь одной предметно-практической деятельности. Обязательным компонентом общения является гностический компонент – познание людьми друг друга в совместной жизни и деятельности. Способность к общению складывается из способности разбираться в людях и верно оценивать их психологию, способности адекватно эмоционально откликаться на состояние и поведение окружающих, способности выбора способа обращения с окружающими адекватного, как с точки зрения общественной морали, так и индивидуальных особенностей человека. Качество этих характеристик социальной перцепции повышается с накоплением и обобщением опыта общения. Различают следующие уровни общения: дефиниция – общение, не сопровождающееся эмоциональной реакцией; идентификация – принятие на себя роли другого, отождествление с ним; эмпатия – сопереживание. Роль общения в формировании личности подчеркивалась также В.Н. Мясищевым (1960), Б.Г. Ананьевым (1977), Б.Ф. Ломовым (1971). Дальнейшая разработка проблемы общения и закономерностей социальной перцепции важна для различных областей прикладной психологии, в частности, в медицинской психологии и психотерапии.
Психология отношений
Исследование личности как системы отношений начато Александром Федоровичем Лазурским (1874-1917) и детально разработано как в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике медицины Владимиром Николаевичем Мясищевым (1892-1973). Главной характеристикой личности В.Н. Мясищев считает систему ее отношений. Отношение – это сознательная, основанная на опыте избирательная психологическая связь, которая соединяет человека с живой и неживой природой, процессами и явлениям в мире, с другими людьми (интерперсональные связи), с самим собой (отношение к себе, самооценка). Человек рождается без всяких отношений, но в процессе жизни у него формируется система отношений, свойственная только данному конкретному человеку. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием, следующим вслед за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление характера и в целом системы отношений личности, обеспечивая ее целостность. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, поэтому они и выступают в качестве движущей силы личности.
Отношения являются трехкомпонентной структурой и проявляются когнитивным, эмоциональным и поведенческим составляющими. Отношения можно различать по модальности (положительные, отрицательные), по интенсивности, устойчивости и широте. Помимо отношений, в структуру личности входят еще три компонента: психический уровень человека (способности и психическое развитие человека); динамика реакций и переживаний (темперамент); архитектоника личности - соотношение психических свойств, их пропорциональность, соподчиненность и гармоничность (характер). Психология отношений имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей клинических проявлений и предупреждения заболеваний. Понятие В.Н. Мясищева о значимых отношениях личности, столкновение которых с определенными, несовместимыми с ними жизненными ситуациями, может служить источником нервно-психического патогенного напряжения и невроза.
Теория установки
Грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950) понятие установка было использовано в качестве универсального объяснительного принципа изучения психики. Установка – это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности. Базовой идеей традиционной психологии являлся «постулат непосредственности»: объект непосредственно и сразу влияет на сознательную психику, определяет ее деятельность. Узнадзе в 1910 г. начал поиск преодоления этого постулата, предположив наличие «опосредующего» звена. В ходе этих поисков постепенно и сформировалось понятие «установка», как «средний член» между физическим и сознательным миром.
В школе Узнадзе разработано положение, согласно которому возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы объективизации. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления, обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного. Установки, по мнению Д.Н. Узнадзе, обеспечивают не только состояние готовности к определенной деятельности, направленной на удовлетворение той или иной потребности, но и являются фактором, направляющим и определяющим содержание сознания. Благодаря механизмам объективизации человек выделяет себя из окружающего мира, начинает относиться к нему как к существующему объективно и независимо от него. Таким образом, понимание природы бессознательного с позиций теории установки кардинально отличается от трактовки его в психоанализе З. Фрейда.
Глава 17
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.254 (0.008 с.) |