Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-политическая мысль при Николае I.
Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства оживили общественные движения: петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников; Елагина; Аксаков), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Современник» и др. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. Консерватизм Консерватизм в России опирался на самодержавие и крепостное право. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмомабсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия. КарамзинН.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов. В теории официальной народности графа С.С. Уварова (мин. просв): идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Перемены не нужны, необходимо укрепление самодержавия и крепостного права. Пропаганда через прессу, сестему образования. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем (издатели газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М.П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах развивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С.П. Шевыревым (профессор филологии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О.И. Сеньковским. Либеральное направление. ТОН вызвала резкую критику либеральной части общества. Выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.
П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запретом заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли. На рубеже 30–40-х гг. XIX в. среди либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Термин «славянофильство» придуман идейными оппонентами — западниками («русолюбы») исторические судьбы русского народа, а не славян. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х гг. XIX в. Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области философии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства). Основные идеи славянофилов: · самобытность пути развития России · значение крестьянской общине; · отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра; · единственно верной и нравственной религией считали православие; Западничество — мировоззрение, основанное на признании общности России и Западной Европы (единое культурно-ист. целое). Влияние мыслителе й: Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондорсе и др. Видными представителями московских западников были В.П. Боткин, Г.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев и др. В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В.Г. Белинского. В его кружок входили П.В. Анненков, И.И. Панаев, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и др.
Основные идеи западников: · благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием— самодержавие и крепостное право; · отрицали роль общины (пр-во навязало для сбора налогов) · за просвещение народа Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении. Радикальное направление (рев-демократ): Восстание декабристов подтолкнуло студенчество к организации различного рода кружков и тайных обществ. · кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов; · кружок Н.П. Сунгурова (1830–1831) выступал за революционный переворот; кружки В.Г. Белинского (1829), А.И. Герцена, Н.П. Огарева (1831–1834), Н.В. Станкевича (1833–1837) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию. Идеи: против ТОН, общность развития с Зап. Европой, против бурж. развития Рссии, просвщение. Герцен (западник, разочаровался в западе – рев.48, ищет новый путь) и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. В.Г. Белинский. Лит. критик, воспевал ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеал: нет богатых, нет бедных, все братья. Белинскому были близки идеи Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. «Письмо к Гоголю» - ответ на публиц. сборник 1847 года. Порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы.: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Большое значение для нового поколения общественных деятелей радикального направления. Петрашевцы. М. В. Буташевич-Петрашевский. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф.М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.). Влиние: Фурье (европ. социалист. учение). Осуждали самодержавие и крепостное право, за республику. «Проект об освобождении крестьян», освобождение с наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Участники кружка были жестоко наказаны. Казнь заменена бессрочной каторгой. (инсценировка в романе Идиот). Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей. В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни — молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие — настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.231.93 (0.007 с.) |