Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История уставов железных дорог России
Устав железных дорог – нормативный акт, регулирующий взаимоотношения железных дорог с предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, пользующимися железнодорожным транспортом для перевозок. Создание и введение в действие первого Устава российских железных дорог. Первый российский и зарубежный опыт эксплуатации железных дорог показал их революционные экономические преимущества: скорость и непрерывность движения, грузоподъемность поездов и сравнительная дешевизна перевозки, возможность организации движения по графику независимо от времени года и распутицы. Для выполнения всего необходимого, связанного с железнодорожным делом Николай I указом от 1 февраля 1842 г. учредил Департамент железных дорог в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. В том же году был издан второй раз Свод законов Российской империи. В состав Свода законов были включены систематизированные нормы для водяных и сухопутных сообщений (820 статей). Несмотря на уже действующую Царскосельскую железную дорогу, в законе еще отсутствует термин «железнодорожный», т.к. еще не был наработан нормативный материал. Первый комплексный акт железнодорожного законодательства в виде главы из 143 статей появился в очередном издании Свода законов от 1857 г. и представлял небольшой кодифицированный свод отраслевых узаконений для государственного управления и регулирования нового вида транспорта. Большую часть главы (112 статей) занимало отделение «Об управлении Николаевской железной дорогой». Несмотря на смешение актов нормативного и административного характера, железнодорожная часть Устава путей сообщений представляла собой важное новое законодательство для общества и государства того времени. В Уставе определялись структура, штат и порядок управления дорогой, отраслевая терминология. Устанавливался обязательный правительственный контроль над частными дорогами. На 1857 г., кроме строившихся, имелось три действующие железные дороги протяженностью 979 верст. Отраслевое железнодорожное законодательство в составе Устава путей сообщения, определявшее правила строительства и организацию деятельности железнодорожного транспорта, изменяясь и совершенствуясь, действовало до революции, а в части терминологии используется и в наше время.
После проведения политических и экономических реформ Александра II перед правительством и деловыми кругами встал вопрос о дальнейшем развитии Российской империи и железных дорог, способствовавших расширению производства и подъему страны. Железнодорожный бум 1860-х – 70-х гг. привел к строительству железных дорог и увеличению их протяженности до 18 тыс. верст в 1876 г. Развитие промышленности и расширение объемов перевозок привели к возникновению неурегулированных взаимоотношений между железнодорожными предпринимателями, грузоотправителями и пассажирами. В связи с этим император подписал «Указ о создании специальной межведомственной комиссии для изучения железнодорожного дела». В 1879 г. были разработаны основы первого Устава железных дорог. В его подготовке активное участие принимал Н.О.Кульжинский, инженер, специалист в области эксплуатации железных дорог. В 1878 г. он предложил оригинальный метод расчета потребного парка вагонов. Разработанный по поручению Комитета министров закона проект закона «Общий устав железных дорог» был внесен для рассмотрения и принятия в Государственный совет. Принятый Устав был подписан Александром III и в веден в действие 12 июня 1885 г., т.е. через 9 лет после создания комиссии. Общий Устав Российских железных дорог имел статус закона, действовал до революции 1917 г., а основные перевозочные положения – до 1928 г. Влияние его норм на железнодорожное правотворчество ощущается и в наши дни. Первые общедорожные правила, установленные более века назад для упорядочения перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов, определили равную ответственность перевозчика и пользователей за вред и убытки, за личный и имущественный вред. Было введено понятие исключительно важное для экономики – обязательность прямого сообщения по пассажирскому и товарному движению с единым билетом и накладной на груз. В обязанность железных дорог входило осуществление прямых бесперегрузочных перевозок грузов по всей сети, а также составление взаимных договорных прав и обязанности дорог распространять прямые сообщения на другие виды транспорта. Отдельным разделом определены правила подсудности и исковой давности для железных дорог и исполнение исков к ним. Притом ввиду государственной важности бесперебойного функционирования дорог присужденные дорогам судом иски не распространялись на их имущество.
В ст. 142 имелась интересная норма – признание железнодорожного акционерного общества несостоятельным влекло немедленный переход дороги в государственное управление. В отдельном разделе содержатся правила поведения граждан в полосе отвода и взаимные обязанности работников по обеспечению санитарной чистоты и порядка в вагонах и на вокзалах, доступности книги жалоб. Охрана общественной безопасности и внешнего порядка в пределах полосы отвода возлагалось на полицейские управления железных дорог. Уставы железных дорог СССР. После Октябрьской революции на железнодорожное законодательство заметное влияние оказали нормативные акты, изданные для мобилизации сил страны в чрезвычайных условиях гражданской войны и военной интервенции. Затем в 1920 г. был написан и утвержден Советом Народных Комиссаров Общий Устав железных дорог РСФСР. Называется он «общим» по причине распада унитарного государства Российской империи и незавершенности национализации железнодорожного транспорта. Текст был небольшим по объему, 4-я глава – без названия. Впервые в истории России появилось федеративное законодательство, к которому относится и новый устав. Его положения отражают экономику периода «военного коммунизма», рассчитаны на перевозки грузов и пассажиров без оплаты, Для бесплатных перевозок ответственность перевозчика определена в трех статьях и трех видах: списание, уголовное наказание и компенсация до 100 тыс. руб. В 1920-е годы - в начале нэпа Гражданским кодексом РСФСР 1922 г. были установлены три формы собственности: государственная, кооперативная и частная. Восстанавливаются товарно-денежное обращение и оплата перевозок железнодорожным транспортом. В 1922 г. на основе Конституции и Гражданского кодекса создается и утверждается Правительством РСФСР Устав железных дорог РСФСР, который регулирует взаимоотношения дорог, лиц и предприятий, пользующихся их услугами в рыночных условиях. Устав 1922 г. регулирует взаимоотношения а перевозочном процессе на основе принципов железнодорожного права, изложенных в нормах российских железных дорог. Например, в ст.41 восстанавливается судно-складочно-коммерческая деятельность дорог. Действующий текст состоит из единственного раздела. В нем отсутствует раздел, устанавливающий полицейские железнодорожные правила (его нормы впоследствии перейдут в ведомственные инструкции). В 1924 г. вступает в действие Конституция СССР и на ее основе появляется общесоюзное законодательство. Железнодорожный транспорт теперь составляет собственность государства, Текст существующего республиканского железнодорожного устава (1922 г.) приводится в терминологическое и нормативное соответствие с новой Конституцией. В 1927 г. Правительство СССР утвердило и ввело в действие первый общесоюзный Устав железных дорог СССР. В этот устав без изменений перешли основные нормы, регулирующие перевозки, а также объем текста, структура и оглавление прежнего устава 1922г.
Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепила социалистическую систему хозяйствования и социалистическую собственность на орудия и средства производства. Соответственно следующие три устава - 1935, 1954, 1964 годов – в основном определяли задачи и обязанности дорог по выполнению государственного плана перевозок при одной форме собственности – государственной и при наличии только элементов товарно-денежных отношений. В 1935 г. вступает в действие второй Устав железных дорог СССР, созданный для нормативного регулирования выполнения государственного плана перевозок. В главы вводится и развивается понятие принятие грузов к перевозке по плану. Годовой, квартальный и месячный планы перевозок разделяются на две категории, Сохраняются и развиваются прямые смешанные перевозки с участием других видов транспорта, а также перевозки грузов и пассажиров. Включена новая глава «Акты, претензии и иски». Здесь записаны предупреждения об ответственности за нарушения уставного перевозочного процесса. Только уголовной ответственности посвящены 11 статей из 100. В годы Великой Отечественной войны работа железных дорог подпадала под действие под действие нормативных актов таких правовых режимов, как военное и осадное положение. Каждая четвертая статья предусматривает полномочия Народного комиссариата путей сообщения и наркома по изменению условий перевозок. С апреля 1955 г. вводится в действие новый послевоенный Устав железных дорог СССР (1954 г.). От предыдущего он отличался лучшей юридической проработкой. Устав определяет задачи и обязанности дорог по обеспечению потребностей страны в перевозках грузов, пассажиров и взаимоотношения с другими отраслями экономики и видами транспорта.В отличие от отмененного устава в нем отсутствуют меры репрессивного характера предупреждения об уголовной ответственности за неисполнение уставных норм. В этом Уставе сужается монопольная компетенция Министерства путей сообщения по изменению элементов перевозочного процесса. Вместо Тарифного комитета тарифы утверждаются Правительством. В Уставе семь разделов и 228 статей четко определяют направления регулирования. Отдельные разделы регламентируют: порядок составления и выполнения плана перевозок; эксплуатацию железнодорожных подъездных путей; взаимоотношения железнодорожного транспорта с другими видами.
Во времена «хрущевской оттепели» в пределах Конституции СССР 1936 г. проводилась либерализация хозяйственного права. В 1961 г. вводится в действие Закон СССР «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик», регулирующий отношения организаций железнодорожного и других видов транспорта с клиентурой и между собой. Устав железных дорог перерабатывается в соответствии с гражданским законодательством. Новый Устав вводится в действие в 1964 г. Он определяет обязанности, права и ответственность дорог, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом. Расширяются права начальников дорог, отделений и станций по ходатайству грузоотправителей принимать решения по перевозочной деятельности соответственно в пределах этих подразделений. Наряду с министерствами и ведомствами-отправителями в 60-е гг. создавались совнархозы. Введение в действие Конституции СССР 1977 г. не повлекло изменений или отмены этого устава, поскольку природа экономической среды не изменялась. В целом в уставах железных дорог СССР (1935, 1955, 1964 гг.) нашли отражение такие вопросы, как рациональное использование транспортных средств и снижение транспортных издержек, координация работы различных видов транспорта, планирование и рационализация перевозок, обеспечение сохранности грузов и безопасности перевозок пассажиров и грузов. Уставы железнодорожного транспорта Российской Федерации. В 1990-е годы в истории государства и права России произошли глубокие изменения. Необходимость принятия нового устава железных дорог определялась кроме Конституции России 1993 г. и Гражданского кодекса, законом «О федеральном железнодорожном транспорте». Проводимые в государстве рыночные реформы породили новые транспортные правоотношения, не предусмотренные действовавшим Уставом 1964 г. Он по прежнему был ориентирован на уже несуществующее, плановое предъявление грузов к перевозке отправителями и централизованное снабжение железнодорожных предприятий необходимыми для работы ресурсами. В 1998 г. в форме федерального закона был принят Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, который действовал до 2003 г. Устав имел характер переходного документа. В нем фактически были реализованы две идеи: избавление от норм планирования грузоперевозок и законодательное закрепление преимущества железнодорожных услуг в новых экономических условиях. Устав регламентировал отношения между железными дорогами и пользователями услуг железнодорожного транспорта, устанавливал требования к подвижному составу и контейнерам в процессе их использования, определял основные нормативные правовые акты и порядок их утверждения, а также отношения между субъектами рынка транспортных услуг с учетом особенностей управления федеральной собственностью, находившейся в распоряжении железных дорог на праве хозяйственного ведения.
Продолжающийся в России процесс перехода к рыночным отношениям поставил перед железнодорожным транспортом новые задачи, связанные с повышением эффективности его использования. Структурная реформа на железнодорожном транспорте определила кардинальные изменения существа правоотношений, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, появление новых субъектов на рынке железнодорожных перевозок. В этой связи потребовалась существенная корректировка действовавшего в то время Транспортного устава 1998 г. В мае 2003 г. был введен в действие новый Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.03 г.), который продолжает действовать и в настоящее время. Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Устав состоит из девяти глав, включающих 130 статей. Новый Устав отражает концептуально иной подход к организации перевозок на железнодорожном транспорте. Уставом 1998 г. на рынке железнодорожных перевозок выделялось два субъекта - железная дорога и пользователь услуг железнодорожного транспорта (пассажир, грузоотправитель, отправитель, грузополучатель, получатель). В новом Уставе таких субъектов три: – перевозчик (лицо, владеющее подвижным составом и контейнерами); - владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (лицо, владеющее железнодорожными путями, зданиями и сооружениями) и – пользователь услуг железнодорожного транспорта. Принципиально новым отличием является предоставляемая Уставом возможность стать перевозчиком и владельцам инфраструктуры, и любому юридическому или физическому лицу, имеющему лицензию на перевозки (ст.2). Обязательное требование к перевозчику наличие вагонов, контейнеров на праве собственности или на ином законном основании. Перевозчик также должен иметь локомотив или заключать договор на предоставление услуг локомотивной тяги. Все отношения, связанные с перевозкой, регулируются между пользователями услуг железнодорожного транспорта и перевозчиками. Все претензии, связанные с перевозкой, предъявляются к перевозчику. Он несет ответственность перед пользователем услуг в случае неисполнения обязательств по перевозке. Вторым субъектом – владельцем инфраструктуры согласно ст.2 Устава признается любое физическое или юридическое лицо, имеющее на праве собственности или на иных законных основаниях инфраструктуру и предоставляющее услуги по ее использованию на основании договора. Владелец инфраструктуры должен иметь соответствующую лицензию. Он предоставляет услуги, обеспечивая передвижение вагонопотоков, регулирование обращения вагонных и локомотивных парков, а также организацию технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава перевозчиков. Третьим субъектом является пользователь услуг железнодорожного транспорта. Взаимоотношения между пользователями услуг и перевозчиками регулируются Уставом, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных и иных нужд. Уставом обеспечивается развитие конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок. Поскольку большая часть перевозок осуществляется на подъездных путях предприятий, в отдельную главу Устава включены вопросы взаимодействия перевозчиков с владельцами железнодорожных путей необщего пользования. В главе «Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении» рассмотрены вопросы взаимодействия с другими видами транспорта (морским, речным, автомобильным, воздушным). Одной из основных целей структурной реформы на железнодорожном транспорте является обеспечение безопасности и качества оказываемых им услуг. В этой связи Уставом в специальной главе закреплен ряд положений, повышающих уровень обслуживания пассажиров. Это перечень обязанностей владельцев инфраструктур и перевозчиков по своевременной доставки багажа пассажиров и грузобагажа (ст.80). Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами (ст.80). Совершенствуется обслуживанию пассажиров в поездах дальнего следования (ст.83). Статьи 82, 87-92 Устава регулируют перевозку грузобагажа. В заключительных главах Устава регламентируется порядок предъявления и рассмотрения претензий по перевозкам пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, содержатся особенности предъявления исков по данным перевозкам. По мнению многих специалистов, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации является эффективным нормативным правовым актом, имеющим большое значение в развитии железнодорожных перевозок, улучшении их качества, создании здоровой конкуренции между перевозчиками. Все это оказывает влияние на подъем российской экономики. Таким образом, анализ и изучение истории уставов железных дорог России позволяет сделать вывод, что железнодорожное законодательство, с одной стороны, идет вслед за меняющимися условиями экономического развития государства (от концессионной частно-хозяйственной к государственно-капиталистической системе хозяйства и формированию государственного сектора железных дорог, затем от централизованного планирования к рыночным отношениям), а с другой стороны, - сохраняются основы железнодорожного хозяйства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.87.156 (0.023 с.) |