Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приёмы работ по развитию связной речи на этапе обучения грамоте
Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Необходимо развивать и совершенствовать у каждого ученика умение слушать и говорить, говорить толково, сознательно, по существу дела. С первых же школьных шагов обучение устным формам речи можно построить на основе усвоения учениками такого универсального способа, как установление «смысловых вех». Педагог учит детей: когда слушаешь, сосредоточься и постарайся установить: 1) о чем идет речь, о чем говорится? 2) с чего начал говорящий? 3) что он сказал потом? 4) какими фактами, доказательствами подтверждает свои высказывания? 5) что сказал в продолжение своего высказывания, речи? 6) как закончил, чем завершил свою речь (ответ на вопрос, свое высказывание, свой рассказ). С другой стороны, прежде чем ты хочешь что-то сказать, на что-то ответить, высказаться, быстро про себя подумай, прикинь, реши: 1) о чем я хочу сказать? 2) кого и в чем хочу убедить? 3) с чего начну? 4) что скажу потом? 5) чем продолжу? 6) какие доказательства, примеры, факты приведу? 7) чем закончу? Развитие связной речи предполагает постепенное формирование у младших школьников умение описывать предметы и явления. Они учатся рассуждать на определенную тему.
Основными видами работы по развитию связной речи учащихся на этапе обучения грамоте являются следующие виды работы: - определение единства содержания через работу над заглавием: озаглавливание нескольких предложений или частей текста; - определение связного изложения текста; сопоставление упорядоченного или деформированного текста; - анализ содержания текста. Начинать систематическую работу над речью можно уже с первых уроков обучения грамоте. Главной задачей на этом этапе будет знакомство первоклассников с текстом, его основными признаками и структурой. Тогда традиционная работа с иллюстрациями «Азбуки» и рассказывание знакомых сказок будут развивать те умения, которые дети приобрели до школы. «Азбука» на каждом развороте представляет сюжетные картинки. Как правило, они тематически связаны с содержанием определенных произведений, на основе которых организуется речевая деятельность первоклассников.
Организуя работу по развитию связной речи, необходимо помнить, что в жизни речь всегда включается в деятельность общения, а значит, говорящий знает, кому, зачем и при каких обстоятельствах он говорит или пишет. Желательно, чтобы и в условиях обучения было так же. Поэтому важным методическим приемом оказывается создание (а в 1 классе и разыгрывание) различных речевых ситуаций. Уже в первом классе детей следует знакомить с понятием «текст», используя, например, противопоставление текста набору несвязных между собой предложений. Например, сравнить написанные справа и слева предложения, ответив на следующие вопросы: Сколько предложений в левой части? А в правой? 1. Что общего в этих записях? 2. В какой записи предложения не связаны между собой? А в какой части предложения раскрывают общую тему? 3. Как можно озаглавить запись, являющуюся связным текстом?
Подобную работу следует сочетать с рассказом о типах текстов (повествование, описание, рассуждение) и их видах (диалог, монолог) Методический прием «Основная мысль». Одно из речевых умений связано с определением темы и главной мысли текста. Важно, чтобы дети поняли: тема – это то, о чем говорится в каком-нибудь тексте, то общее, общий смысл, который объединяет предложения в текст. Текст, как правило, имеет заглавие. Заглавие – обычно краткое, обобщенное обозначение темы высказывания. С этим умением, согласно программе, дети знакомятся на втором году обучения, но уже в 1 классе задания типа «Озаглавь рассказ», «Продумай подпись к картине», «Составь рассказ» и т.п. становятся самыми распространенными. Следующий вид упражнений убедит учеников в необходимости следить за порядком предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет пособие «пирамида» (рис.1).
Ученики внимательно рассматривают картинку на с.64 «Азбуки», после чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит определить, можно ли из них составить рассказ. - О ком будет рассказ. (О детях) - Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки.) - Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для рассказа. Дети читают предложения, и если окажется, что какое-то из них соответствует замыслу, то полоску-колечко с ним надевают на основу «пирамиды». После этого читают предложения на «пирамиде». Выполняя подобные упражнения, ученики практически усваивают, что текст – это группа предложений, связанных по смыслу, раскрывающих одну тему и выстроенных в строгой последовательности.
Методический прием «Цепочка предложений в тексте». Цель данного приема – познакомить учеников с цепной связью предложений в тексте, при которой каждое последующее предложение соотнесено и синтаксически связано с предыдущим, отражая последовательное развитие мысли. Этот вид связи характерен для текстов, которые создают младшие школьники. Например, детям предлагается прочитать текст и вставить пропущенные слова, связывающие предложения, используя разные средства связи между предложениями. Принесли нам ребята небольшого сорочонка. Летать … еще не мог, только прыгал. Кормили мы … творогом, кашей, моченым хлебом, давали маленькие кусочки вареного мяса: …все ел, ни от чего не отказывался. Скоро у … отрос длинный хвост, и крылья обросли жесткими черными перьями. … быстро научился летать и переселился на житье из комнаты на балкон.
Другой методический прием поможет обратить внимание первоклассников на то, что мысль может не только раскрываться в одном предложении, но и переходить из одного в другое, причем из каждого последующего можно узнавать что-то новое. Эту сложную аналитическую работу сделать доступной и интересной помогают игровые ситуации. Например, учитель сообщает: - «Сегодня я узнала, что Буратино решил отправить Незнайке в подарок необычную посылку. Он написал рассказ, каждое предложение поместил в вагончик, составил из них поезд и отправил его в путь. Но на одной станции Злой Волшебник все вагончики перепутал и испортил. Надо помочь веселым человечкам в беде». На доске размещаются вагончики:
(нужно поставить вагончики в определенном порядке)
Методический прием «Сочини сказку ». Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять и рассказывать. Цель данного приема – показать детям, как можно изменять сюжеты известных сказок, вводить что-то необычное, придумывать свои сказки. Сказка является благодатным материалом для развития связной речи и мышления, например, сочинять сказки по готовым моделям; решать сказочные задачи («Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?»); выворачивать сказку наизнанку; предложить сказку, у которой три конца и доказать какое окончание сказки лучше подходит к данному произведению и т.п.
Методический прием «Отгадай и сочини загадку» Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки, развивает наблюдательность ребенка. Методический прием «Опорные слова». Опорные слова передают самое главное, самое важное в тексте. Они отражают тему, основное содержание текста и служат как бы опорой при его воспроизведении, в частности при пересказе. Обычно в тексте выделяются 5-9 опорных слов. Например, дети по опорным словам отгадывают сказку. Учитель обращает внимание детей на то, что в сказке «Курочка Ряба» слова дед и баба – опорные, потому что они обозначают главных действующих лиц сказки. Но узнать сказку только по этим словам невозможно, потому что они встречаются и в других сказках. Желательно, чтобы были названы главные герои: дед и баба, курочка, мышка.
Методический прием «Как построить текст». Цель данного приема – дать понятие о структуре текста. Текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть и концовка. Когда мы рассказываем, рассуждаем или описываем что-то, вначале как бы готовим собеседника к тому, о чем дальше пойдет речь. Потом, в средней части, мы раскрываем это главное. А заканчиваем текст так, чтобы всем было понятно: мы сказали все, что хотели. Например, детям предлагается определить, где начальная часть текста, средняя и концовка: Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Не, не рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес. Методический прием «Какие бывают тексты». Цель данного приема – дать понятие о различных видах текстов. На вопрос как это случилось? (что произошло?) отвечает текст-повествование, на вопрос какой? – текст-описание, на вопрос почему? текст-рассуждение. Например, детям предлагается прочитать тексты и определить, к какому виду относится каждый текст и почему.
Методический прием: «Анализ текста и планирование высказывания». Эти методы направлены на углубление смыслового восприятия текста. Проанализировать его содержание – это, значит, организовать осмысление предметного, смыслового содержания, ведущее к определению темы, подтем, смысловых частей. Основными приемами осуществления данного процесса являются вопросы учителя. Осмысление предметного содержания направляется вопросами «Что? Где? Когда?, смыслового содержания – «Как? Почему?». Например, чтение сказки Л.Жарикова «Дуб и ветер» может быть организованно так: 1) Беседа с опорой на элементы книги: - Прочитайте заголовок. О ком этот текст? Возможно, не только о них, но и о других героях? Как устранить возникшее сомнение? 2) Чтение сказки. 3) Проверка первичного восприятия. 4) Осмысление предметного содержания. - Кто является главными действующими лицами? Как произошла их первая встреча? Кого позвал на помощь ветер? Закончилось на этом хождение ветра за помощью? Как пишет об этом автор? О чем разговаривали ветер и дуб в конце сказки? 5) Осмысление смыслового содержания. - Одинаково обращается ветер к дубу и к молнии? Почему? Как он обращается к леснику? Почему он так поступил? Что дало силы дубу удержаться от замысла ветра?
Обучение планированию высказывания следует начинать с работы над текстами, к которым имеются серии картинок. Затем оно продолжается при работе над выделением смысловых частей по плану, составленному учителем, при ответах на вопросы. Далее обучение протекает в форме коллективного обсуждения возможных «смысловых вех». В планировании высказывания помогают вопросы: «О ком (о чем?) прочитанное?», «Что о нем узнали?», «О чем расскажете, во-первых, во-вторых?..», «Как озаглавите подтемы?», «Сколько смысловых частей получилось?» Составленный план высказывания приводит к порождению различных видов пересказа.
Методический прием «пересказ». Пересказ – это, прежде всего, воспроизведение содержания исходного текста, а потом уже серьезная работа – это выделение ключевых слов, планирование, рассказ по абзацам, обсуждение общей темы. В период обучения грамоте очень важно сформировать и закрепить умения учащихся по подробному пересказыванию текста. При пересказе текста важно пользоваться планом, который составляется с помощью учителя в период обучения грамоте. Важно чтобы дети поняли, что план отражает содержание текста, помогает вспомнить то основное, о чем в нем говорилось. При подготовке пересказа необходимо научить учащихся учитывать речевую ситуацию, интересные, неординарные моменты текста, выделить по каждому абзацу ключевые слова.
Этот вид деятельности показывает точность понимания и усвоения учебного материала. При передаче содержания исходного текста активизируется словарь ученика, совершенствуется грамматический строй речи. Важно обратить внимание на выявление логической цепочки событий. Научить детей не затягивать сам пересказ, формировать у них быстроту и четкость мышления, например, «расскажи по одному предложению» - подробный пересказ, когда внимание детей сосредоточено на том, чтобы не пропустить ни одной детали в тексте; выполняется поочередно, каждый произносит одну фразу. Пересказать текст – значит понять его основные мысли, их последовательность, особенности стиля
Методический прием «Введение понятия «заголовок»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.22 (0.027 с.) |