Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Социально-психологические закономерности общения.
Классификация видов общения. Цели занятия: 1. В результате беседы определить понятие "общение". 2. Сформировать представления об основных видах общения. 3. Сформировать умение определять реализуемую функцию общения в каждой конкретной ситуации.
Ход занятия. Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью.
Виды общения. Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств. По содержанию: Материальное общение - обмен предметами и продуктами деятельности. Кондиционное общение - обмен психическим или физиологическим состоянием: люди оказывают друг на друга влияние, например, чтобы поднять / испортить настроение и т.д. Мотивационное общение - обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями и т.д.: например, один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло / исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-нибудь сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. По целям: Биологическое общение - необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида. По средствам: Непосредственное общение - осуществляется с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) Опосредованное общение - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (символы, печать, радио, телевидение и т.д.) Прямое общение - предлагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения: например, телесные контакты друг с другом, беседа при непосредственном присутствии двух или более членов данного процесса. Косвенное общение - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди или средства связи.
Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, языка в качестве средства общения. Оно осуществляется при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Многим из высших животных - собакам, обезьянам, дельфинам - дана способность невербального общения. Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. В целом, оно богаче по своим возможностям, в отличие от невербального общения.
Вопросы: 1. Что такое общение: - процесс взаимодействия между людьми; -установление контактов между людьми и между животными с различными целями; - средство от скуки. 2. С какими функциями общения человек сталкивается чаще всего в повседневной жизни? 3. Какой вид общения чаще других встречается между деловыми партнерами?
Речевое общение. Построение речевого высказывания. Цели занятия: 1. Осознать необходимость соблюдения толерантности в общении. 2. Сформировать представления о значении осознания своих чувств в напряженных ситуациях. 3. Научиться формулировать «Я-высказывание».
Ход занятия. При реализации коммуникативной функции общения происходит передача информации. Вербально информация передается при помощи речи. Речевое высказывание имеет значение и смысл. В процессе общения смыслы могут не совпадать, что вызывает появление смысловых барьеров в общении, препятствующих пониманию. Для преодоления смысловых барьеров важно уметь правильно слушать собеседника и правильно формулировать свою мысль, точно выстраивать речевое высказывание. В этом может помочь технология толерантного общения, техника "Я-высказывания" и "Формула сведенных мостов".
Схема «Я-высказывания» содержит три блока: ситуация (событие) – реакция (чувство, эмоция + потребность) – предполагаемый исход (свое объяснение причин данной ситуации, предложение, просьба).
- Безоценочное описание ситуации, вызывающей напряжение, констатация факта, наблюдение свободное от интерпретации (когда я задумываюсь над.., если я вижу, что.., в случае, когда я сталкиваюсь с тем, как...).
- Точное название своего чувства, эмоции, переживания в этой ситуации (я чувствую, как…, мне неприятно, что…, у меня возникает беспокойство…). Открытое выражение потребности, связанной с этим чувством (мне хотелось бы успокоиться… перестать волноваться по этому поводу…). - Называние собственного понимания причин этого напряжения, чувства, конфликтной ситуации. Свое предложение выхода из данной ситуации. Ясное выражение просьбы. При формулировании просьбы важно соблюдать три ее правила: 1. просьба – это не приказ; 2. просьба должна быть конкретной; 3. просьба должна быть позитивной (не содержать частицу «не») Осознание своих чувств в напряженной ситуации и их выражение в форме «Я-высказывания» позволяет конструктивно изменить не только собственное отношение к ситуации, но и отношение собеседника, партнера. «Я-высказывание» снимает чувство обвинения и необходимости защиты или оправдания, направляя усилия на совместный поиск выхода из ситуации. Оно позволяет выдвинуть и отстоять свою позицию, сказать «нет» и остаться после этого партнерами, коллегами, сохранить деловые отношения. Оно приводит к конструктивному развитию и разрешению конфликта. «Я-высказывание» позволяет передать собеседнику свое отношение без требований. Описание ситуации без оценки собеседнику сложнее опровергнуть. Объективность помогает собеседнику увидеть свои действия со стороны. При информировании собеседника о своих эмоциях и чувствах – он узнает о том воздействии, которые оказали его поступки. Большинство людей обижают окружающих нецеленаправленно и при этом могут не осознавать той реакции, которую вызывают их поступки у окружающих. Цель «Я-высказывания» - это не вежливость или мягкость, а ясность и простота. Оно позволяет выстраивать фразы, не задевая чувств собеседника.
Рекомендуемые упражнения. Переформулирование «Ты-высказывания» в «Я-высказывание», после четкого различения его признаков от «Ты-высказывания», составлении ситуаций из собственного опыта и попыток нового их осмысления для построения «Я-высказывания». Цели: 1. Научиться правильно формулировать свое отношение к ситуации. 2. Научиться озвучивать свои чувства.
Формула толерантного общения (схема достойного выхода из напряженной ситуации приводящего к конструктивному разрешению конфликта) - это «сведение разрушенных мостов общения» в цепочке (ситуация-чувство-причина-выход): - Начать разговор с конкретного случая, точного описания той ситуации, которая вас задела. - Выразить свои чувства в той ситуации или тем поведением по отношению к вам. - Высказать, как бы вам хотелось, чтобы поступали в подобных случаях. - Сообщить о том, как вы поведете себя в измененной ситуации. Задание: прочитать приведенные ниже «Ты-высказывания» и «Я-высказывания». Переформулировать «Ты-высказывания» в «Я-высказывания»
Вопросы: 1. В чем отличие «Я-высказывания» от «Ты-высказывания»? 2. Чем значение отличается от смысла? 3. Каким образом нарушается общение за счет говорящего?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.193 (0.01 с.) |