Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и сущность эмоционально окрашенной лексики
Так как проблемой изучения эмоционально-окрашенной лексики занимались многие ученые, это обусловило возникновение множества подходов к данному вопросу.Кроме этого, используются разные термины для обозначения рассматриваемого явления. Т.В. Матвеева предлагает следующие определения эмоциональной (эмотивной) лексики; это «слова, всё лексическое значение которых или их отдельные компоненты выражают эмоции и чувства говорящего» [14, с. 541]. Согласно Л.С. Бархударову, вся лексика разделяется на 3 группы: нейтрально-эмоциональная, отрицательно-эмоциональная и положительно-эмоциональная. Последние две из вышеупомянутых групп входят в пласт эмоционально-окрашенной лексики. Также он пишет следующее: «в любом языке существуют слова и выражения, компонентом семантической структуры которых является эмоциональное отношение говорящего к называемому словом предмету или понятию, то есть отрицательная или положительная оценка этих предметов и явлений действий, качеств, которые обозначаются данным словом». [6, с 111]. Д.Н. Шмелёв считает, что параллельно со словами, которые сами по себе имеет нейтральную окраску, существуют слова, лексическим содержанием которых является обозначение эмоций: радость, тоска, любить, ненавидеть, милый и т.д. Данную лексику исследователь определяет как экспрессивно-оценочную [28, c.133]. Также, Д.Н. Шмелёв предлагает разграничить слова, называющие эмоции и слова, которые сами по себе обладают потенциальной окраской: «Необходимо различать, во-первых, слова, которые обозначают определенные эмоции и переживания, имеют эмоционально-оценочные значения и т. д. (выделение этих слов производится в связи с предметно-тематической классификацией лексики); во-вторых, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств; в-третьих, слова, в собственно лексическом значении которых заключена определенная оценка обозначаемых ими явлений. Только по отношению к двум последним группам слов было бы оправданным наименование «эмоционально окрашенная лексика», так как слова, обозначающие эмоции и т. д., не окрашены этими (или какими-то другими) эмоциями, а непосредственно отображают их своими значениями» [28, с.163-164]. Интересным для нашего исследования является точка зрения высказаннаыя Т.В. Матвеевой. В своих работах она высказывает сходную точку зрения: «мысль об эмоции и собственно эмоция – неоднородные явления, а эмоциональной (эмотивной) можно считать лишь ту лексику, в которой эмоция находит непосредственное выражение». Однако в то же время она признает, что «специфика обозначаемых понятий, вытекающая из общечеловеческого знания и переживания чувств, обусловливает тот факт, что в речи слова, обозначающие эмоции, как и другие прагматически нагруженные слова с когнитивным обеспечением воздействия, легко приобретают и семантические признаки эмоционального выражения» [14, с.33-34].
По мнению С.Е. Токмаковой, при восприятии денотативного значения слов-номинантов эмоций человек не может не обращаться к чувственному опыту. Название эмоций вызывает у человека соответствующие эмоциональное переживание Поэтому в своем сознании индивид не разделяет имя предмета от самого предмета [25, c.174]. Мы склонны принимать данную позицию. По нашему мнению, в словах, которые изначально называют эмоции, присутствует эмоциональная окраска. К примеру, слово «любовь» как правило вызывает положительное отношение, а слово «ненависть» – отрицательное. Не стоит забывать, что эмоциональное воздействие также зависит от восприятия конкретного человека и ситуации. О.А. Полякова также придерживается мнения, что эмоциональная окраска слов обусловлена отношением говорящего к предмету или объекту речи, в то время как оттенки варьируются в зависимости от меняющихся обстоятельств. [19, с. 66]. Трудно не согласиться с точкой зрения высказанной Л.Л. Нелюбиным. К категории эмоциональных относит слова, имеющие эмоциональную окрашенность, выраженные звуковыми средствами, а также бранные слова, междометия и слова, что служат обозначением переживаемых чувств, настроения или же средством выражения эмоциональной оценки. [17, с. 257]. Т.В. Жеребило, говоря об эмоционально-оценочных словах, утверждает, что это слова, которые имеют в себе элементы оценки. А также они выражают отношение говорящего к действительности, к содержанию сообщения или к его адресату. Слова с эмоциональной окраской могут иметь различный диапазон оттенков: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и другие [10, с. 467].
Л.А. Новиков приравнивает эмотивное значение слова его грамматическому значению, которому он дает определение как «закрепленное в языковой практике отношение говорящих к употребляемым знакам и соответствующее воздействие знаков на людей» [18, с.99-100]. Он придерживается мнения, что единицы, которым свойственно прагматическое значение, не только понимаются, а также переживаются, вызывают эмоциональную реакцию у человека, который её воспринимает [18, с.103]. Однако существует иная гипотеза, согласно которой, абсолютно любая лексическая единица в меньшей или большей степени несёт в себе эмоциональную окраску. Так Ш. Балли считает, что не бывает ни абсолютно рассудочных, ни абсолютно эмоциональных речевых актов, поскольку рассудок и чувства – это два взаимосвязанных аспекта психической деятельности, которая смешивается в процессе мышления. Таким образом, значение имеет только пропорция в которой они представлены. Также важно определить, какой из элементов преобладает [15, c.133]. Сходную точку зрения можно найти и у Е.М. Галкиной-Федорук. Исследователь заявляет, что неправильное понимание различие единства эмоционального и рационального в языке, в познании, а также общении людей приводит некоторых ученых к выделению в языке «нейтрального» стилистического пласта, которого по сути не существует, поскольку интеллектуальное тесно переплетено с эмоциональным, а также волевым, то есть всякая эмоция или воля осмысленны [8, с.105]. Таким образом, исследователи, по-разному именуя данный феномен, склонны сходиться во мнении, что язык включает в себя слова, выражающие положительное или отрицательное отношение к окружающей действительности. Однако в научных кругах существуют разногласия касательно того, включать ли в разряд эмоционально-окрашенной лексики слова, которые называют эмоции. Также большой интерес представляет и мнение, согласно которому в определенном контексте любое слово может приобрести эмоциональную окраску.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.58 (0.006 с.) |