![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документация логопеда в группе детей с онр
Для успешной результативной работы логопеду помимо профессионализма и целого ряда личностных качеств необходимо владеть умением правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений детей, их физиологических и психологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического обследования. Ведение документации позволяет специалисту отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, подгрупповых, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведенной логопедической работы. Умение правильно оформлять документацию поможет логопеду реально, с максимальной точностью оценивать результативность коррекционно-педагогического процесса обучения и, судя по итогам, намечать в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми. Документация логопеда должна включать медицинские заключения, с которыми ребенок поступает в группу: заключение МППК, логопедическую характеристику от логопеда поликлиники; заключения психоневролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортодонта. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет пять видов документации: - речевую карту на каждого ребенка; - перспективный и календарный план работы; - индивидуальные тетради на каждого ребенка; - тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда; - годовой отчет о результатах коррекционного обучения.
По окончании обследования оформляется логопедическое заключение в соответствии с психолого-педагогической (ОНР, второй уровень речевого развития) и клинико-педагогической (дизартрия) классификациями и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребенком на период обучения. Образец речевой карты дан на с. 39 — 43 настоящей книги.
В конце учебного года в речевой карте необходимо отметить итог логопедической работы: какие дефекты в произношении и аграмматизмы в речи еще имеют место, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения. В заключении даются рекомендации для дальнейшего обучения. Следующий вид документации логопеда — перспективное и календарное планирование. Перспективное планирование в группе общего недоразвития речи представлено в пособии Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993). В соответствии с перспективным планом логопед обязан вести календарный план, в котором отражается ежедневная работа — фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. К фронтальным занятиям при календарном планировании обязательно должен прилагаться конспект или развернутый план с указанием темы, цели, основных этапов занятия. Индивидуальные занятия с детьми (не менее семи человек) также планируются каждый день. В календарном плане в разделе «Индивидуальная работа с детьми» должны указываться: - фамилия и имя ребенка; - тема индивидуального занятия; - содержание занятия (вписывается в индивидуальную тетрадь ребенка). Приведем примерный образец календарного планирования на один день в группе для детей с ОНР (первый год обучения). 25 сентября. 1. Фронтальное занятие по формированию произношения. Тема «Звуки а—у». Цель: уточнить и закрепить артикуляцию звуков а и у, учить выделять звуки в начале слова. План занятия Организационный момент. Уточнение артикуляции звуков any (отгадывание по беззвучной артикуляции). Развитие фонематического слуха (выделение звука а из ряда звуков, выделение звука у). Анализ звукового ряда (ау, у а). Физкультминутка (упражнение на координацию речи с движением). Выделение звука а или у в начале слова {Алик, утка, антенна, ухо, автомат, улитка, айва, утюг, аптека, улей).
Развитие слухового внимания (выполнение двухступенчатой инструкции типа: «Подойди к окну, возьми альбом»). Итог занятия. 2. Индивидуальная работа с детьми. Миша Ф., Оля Р., Света К. — подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука с. Вася Ш., Лена В. — постановка звука л. Ярослав В., Вера К. — автоматизация звука в в словах. Примерно один раз в две недели логопед должен планировать консультации для родителей, подготовить и провести четыре родительских собрания, приурочивая их к началу учебного года и к каждому периоду обучения. Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребенка. Для удобства можно использовать общие тетради в 96 листов. Тетрадь должна оформляться красочно, совместно с воспитателем и родителями, с привлечением посильной помощи ребенка. В ней записываются индивидуальные задания. Основное содержание записи должно включать: - дату проведения индивидуального занятия; - задания для развития фонематического слуха; - артикуляционные упражнения; - упражнения на формирование правильного произношения; - упражнения для развития лексико-грамматических представлений; - упражнения для развития связной речи; - упражнения для развития неречевых процессов. В течение недели по индивидуальным тетрадям с детьми занимаются воспитатели, в выходные дни тетради отдают родителям для закрепления и повторения материала за истекшую неделю. Образец записи заданий в индивидуальной тетради ребенка может быть следующим. 21 сентября. 1. Ежедневно выполнять следующие упражнения комплекса артикуляционной гимнастики: «Домик», «Грибок», «Маляр», «Барабанщик», «Гармошка». 2. 3.Автоматизировать звук с в слогах, использовать игру «Песенка насоса»: с-с-с-а, с-С'С-о, с-с-с-у, с-с-с-ы. 4. Провести игру «Назови первый звук в слове»: автомат, апельсин, Умка, уши. 5.Провести игру «Что растет на грядке?». Сделать соответствующие рисунки, назвать картинки. 6.Провести игру «Закончи предложение и повтори»: Я выдергиваю... (морковь). Я срезаю... (капусту). Я срываю... (огурец). Я выкапываю... (картофель). 7. Составить рассказ по сюжетной картинке «Дети собирали урожай». 8. Являясь одним из видов документации логопеда, индивидуальная тетрадь вместе с тем служит стимулом поддержания интереса дошкольника к логопедическим занятиям и наглядной иллюстрацией для родителей динамики речевых возможностей их ребенка в процессе коррекционного обучения. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям логопеда — пример совместной работы логопеда и воспитателя. Ежедневно в конце рабочего дня логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми. Количество детей, занимающихся вечером с воспитателем, не превышает шести. В тетради записываются дата проведения занятий, задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. В последней записи логопед указывает, насколько успешно был усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий, предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.
В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения: - по отработке артикуляционных упражнений; - для автоматизации поставленных звуков; - на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом; - для развития фонематического слуха; - по формированию лексико-грамматической стороны речи. Логопед не должен включать в вечерние занятия воспитателя упражнения по постановке звуков. Примерный образец заданий для вечерних занятий может быть следующим: 28 сентября. 1.Ваня Р., Даша К. — вырабатывать направленную воздушную струю (упражнения «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш»). 2.Наташа Б., Артем И. — автоматизировать звук с в чистоговорке: Са-са-са — вот летит оса; су-су-су — отгоню осу; сы-сы-сы — вот и нет осы. 3.Леня П., Юля Ч. — закрепить употребление относительных прилагательных по теме «Фрукты». Игра «Вкусный сок» (яблочный, апельсиновый, виноградный, сливовый, грушевый). 4. Годовой отчет логопеда — это отчет об эффективности работы логопеда за год, который представляется старшему логопеду округа. Содержание годового отчета включает следующие данные: - фамилия, имя и отчество логопеда, речевой диагноз детей, входящих в группу, год обучения; - дата комплектования группы; - количество детей, поступивших в группу, с указанием диагноза каждого из них; - количество выпущенных детей (всего; с хорошей речью; со значительным улучшением; без значительного улучшения); - учреждение, куда рекомендовано направить ребенка (общеобразовательная школа, массовый детский сад, Коррекционный класс, речевая школа, вспомогательная школа); - количество детей, оставленных в логопедической группе, с каким диагнозом; - количество детей, выбывших в течение года по разным причинам (указание причины). Итак, наличие основных видов документации является обязательным условием работы логопеда в группе; правильность ее ведения оценивается представителями сектора логопедии округа или города и является одним из решающих моментов при определении квалификационного разряда логопеда.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.103.205 (0.014 с.) |