Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация восприятия, осмысливания и действий курсантов
В начале первого занятия следует кратко показать и объяснить размещение и назначение предметов боевого отделения, чтобы сориентировать курсантов, сформировать у них общее представление об устройстве отделения. Организуя восприятие и осмысливание предметов боевого отделения курсантами, так же как и при изучении отделения управления, показ проводить по заранее определенным функционально связанным группам, пояснив маршрут показа. Такими группами могут быть: размещение экипажа; вооружение; приборы наблюдения и прицелы; боекомплект; вентиляция; включатели и освещение; внутренняя и внешняя связь и др. Стабилизатор в связи с большим объемом информации желательно не раскрывать, а только нужно указать: «Вот эта группа приборов относится к стабилизатору, который будет изучаться отдельно». Все другие несгруппированные предметы изучаются по пространственному принципу по маршруту: слева (от оси пушки) — справа — крыша — пол. После краткого объяснения общего устройства боевого отделения руководитель организует деятельность обучаемых по формированию представлений и начальных умений в соответствии с целями занятия. В плане-конспекте руководителя должны быть разработаны рациональные последовательности действий курсантов по каждой группе начальных умений. Эти последовательности методом поэтапного формирования преобразуются ими в оперативный план мышления (действия) по принципу: проговариваю — действую — представляю. Курсанты, не выполняющие в данный момент практические действия, имитируют их выполнение: проговаривают и показывают структуру действий в пространстве. Так, например, снятие башни со стопора курсант имитирует: пальцами левой руки — поворот рукоятки фиксатора вниз; правой рукой — поворот рычага стопора к себе и нажатие на него вниз; левой рукой — поворот рукоятки фиксатора вверх. Такие представления служат надежными критериями успешности усвоения знаний и преобразования их в умения и навыки. Курсант, умеющий проговорить и показать структуру действий, имеет реальные знания, увязанные с практикой. Подводя итоги первого занятия, руководитель поясняет, что, судя по неумелым действиям курсантов, можно утверждать, что следы мозаик условных нервных связей еще настолько «мелки и прерывисты», что, если их не закрепить, они быстро разрушатся, знания и действия забудутся. Затем дает указание по организации самоподготовки: углубить понятия, закрепить представления и начальные умения, выполняя действия в такой же последовательности, как это делалось на занятии.
На последующих практических занятиях продолжается углубление представлений и понятий и преобразование начальных умений первого занятия в навыки и умения по принципу: сперва глубокое осознание, точность и последовательность действий, а затем постепенное выключение сознания — автоматизация действий, преобразуемых в навыки. Тема 1 «Боевое и десантное отделение БМП» с точки зрения организации занятия и психологии усвоения аналогична темам 1 огневой и технической подготовки. Поэтому, чтобы не повторять здесь общее, а рассмотреть только различное и наиболее характерное, руководителю занятий важно ознакомиться со всеми психологическими особенностями, положениями и рекомендациями, изложенными выше. Наиболее характерными психологическими особенностями этой темы являются необходимость формирования, особенно у оператора, значительно большего количества представлений, понятий и начальных умений, чем в танке. Такая интеллектуальная перегрузка оператора обусловлена установкой комплекса ПТУРС, механизма заряжания (М3) и других дополнительных систем и механизмов. Здесь мы имеем убедительное подтверждение известного в инженерной психологии положения о том, что автоматизация производства, освобождая человека от тяжелого физического труда, предъявляет более высокие требования к качествам человеческого сознания. Руководителю занятий следует заранее разрабатывать наиболее оптимальные алгоритмы действий обучаемых по подготовке каждого вида вооружения, М3, приборов и прицела, по переводу боевого отделения в боевое и походное положение и др. (по аналогии с уже описанными выше). Эти алгоритмы, записанные курсантами, как схемы ориентировочной основы действий, должны на всех последующих занятиях, и особенно на стрелковых тренировках, преобразовываться в высокоавтоматизированные навыки и в мысленные представления или оперативные планы мышления: мысленно перемещаюсь по маршруту — проговариваю — представляю образ предметов и образ действия с ними.
Кроме указанных частных последовательностей руководителю следует разрабатывать и общие алгоритмы подготовки машины к бою, к производству первого выстрела, например, из орудия или других систем. Нужны такие алгоритмы, которые обеспечивали бы скорость и точность действий курсантов и надежность подготовки машины к бою. Методическими пособиями по огневой подготовке такие последовательности действий курсантов предлагается называть операционными картами. Можно бы назвать их и алгоритмами. Это понятие точнее отражает суть процесса. Ведь алгоритм — это система правил и логических условий, последовательное выполнение которых приводит к решению задачи. Так как в алгоритме предусматривается разработка схемы ориентировочной основы действия (ООД) и системы контрольных операций, являющихся условиями правильного выполнения действий, то его лучше разрабатывать по приведенной форме. Алгоритм действий оператора по подготовке орудия и боевого отделения БМП к производству первого выстрела (вариант)
Приведенный алгоритм (операционная карта), несмотря на многочисленность операций, выполняется одним заходом по кольцевому маршруту. Это позволяет ускорять восприятие, осмысливание и запоминание информации курсантами и формирование четких представлений и действий. Систематические упражнения и стрелковые тренировки, проводимые в полном объеме и последовательности, позволяют быстро закреплять в сознании курсантов оперативный план мышления, который будет точно срабатывать и в условиях ограниченной видимости и при высокой психической напряженности членов экипажа и боевого расчета. Для повышения активности и духа состязательности важно, чтобы все курсанты одновременно действовали: одни — с реальными предметами, другие — имитировали бы свои действия, проговаривая и сопровождая их речью. Например: отжимаю ручку влево (показывает руками в пространстве) и снимаю рычаг с фиксатора — перевожу рычаг вниз и вперед до отказа — открываю затвор до захвата его лапками экстрактора — возвращаю рычаг в исходное положение. Важной составной частью подготовки операторов, как и других специалистов, является определение причин задержек и устранение неисправностей. Такие задачи, как известно, могут успешно решаться методом абдуктивного мышления: по воспринимаемому следствию определяю скрытую причину, в основе которого лежат представления курсанта. Поэтому в ходе упражнений и танкострелковых тренировок необходимо, чтобы курсанты формировали представления о взаимодействии частей тех механизмов, в которых чаще возникают задержки. Это позволит обратным ходом мысли приходить от задержки к вызвавшей ее причине и определять способ устранения. Так, например, неисправность (следствие) — не горит лампа «Изделие установл.» на ПУ пусковой установки, оператор представляет связи, а по ним — возможные причины: перегорел предохранитель или лампа; неплотно закрыт люк выдачи; недослана направляющая на пусковой кронштейн. Перемещаясь от простого к сложному, устраняет причину.
Тема 4. Стабилизатор «Циклон» с точки зрения психологии усвоения относится к наиболее сложным и трудным. Стабилизатор состоит из множества взаимосвязанных машин и приборов, работающих на различных принципах: электрических, электронных, гидравлических, автоматики и др., при изучении которых необходимо сформировать многочисленные сложные представления, понятия и начальные умения. Все это может отрицательно сказываться на психическом состоянии курсантов: вызывать чувство недоступности познания, снижать их активность. Поэтому руководителю занятий особенно важно сформировать у курсантов следующие убеждения: а) стабилизатор — главное средство повышения огневой мощи танка. Он создает возможности поражения целей с первого выстрела; реализация этих возможностей зависит от подготовленности экипажа; б) все приборы стабилизатора имеют особенно тесные функциональные связи: не поняв принципа действия предыдущего прибора, невозможно понять последующий. Здесь надо убедить курсантов, чтобы они удерживали внимание в течение всего занятия, а после него тут же повторяли, воспроизводили определения, представления и действия, с тем чтобы к следующему занятию предыдущее было прочно закреплено. При соблюдении указанных условий тема вполне познаваема, вызывает большой интерес у курсантов, развивает их интеллектуально и повышает техническую культуру. Методика разработки целей по формированию представлений и начальных умений рассмотрена при анализе предыдущих тем. Поэтому здесь рассмотрим психологию усвоения следующих трех учебных вопросов: 1. Общее устройство стабилизатора. 2. Принцип действия стабилизатора. 3. Алгоритм (последовательность) действий наводчика по подготовке стабилизатора к бою. Организуя восприятие и усвоение курсантами общего устройства стабилизатора, важно сформировать у них представления: о размещении и назначении блоков и приборов стабилизатора, функциональных связях приборов и общем принципе работы стабилизатора. Для достижения этих целей желательно на занятии иметь: каркасный стенд, выложенные на столах приборы стабилизатора (в той же структурной схеме, как на стенде или танке), плакаты размещения приборов стабилизатора в башне, их общее устройство и функционально-логическую схему (рис. 16), изготовленную своими силами (или рисуется на доске).
Руководитель показывает путь прохождения сигналов управления: гироблок (ГБ) — источник сигналов ГН и ВН — блок усилителей (БУ), который суммирует и усиливает сигналы; отсюда сигналы разветвляются и идут вправо на приборы стабилизатора ГН и влево на приборы стабилизатора ВН. Показывая и объясняя на стенде, руководитель предлагает курсантам соотносить их представления со стабилизатором, выложенным на столе, и с плакатами. Курсанты узнают приборы, осмысливают и закрепляют представления и понятия. После уяснения размещения и назначения приборов руководитель объясняет по функциональной схеме общий принцип работы стабилизатора, непрерывно соотнося объяснение с реальным стабилизатором. Напомним, что функциональные схемы (куда относятся также и тактические схемы) лучше усваиваются, если их развертывать, рисуя на доске по ходу объяснения. В этом случае у курсантов одновременно формируются как познавательные образы (представления и понятия), так и оперативные образы действия, отражая и конструкцию, и процесс. Такую схему можно изготовить и светящейся, но и в этом случае следует соблюсти указанное психологическое требование к схеме: подсветку предметов и путей движения сигнала (тока, жидкости) включать последовательно, по этапам.
Рис. 16. Функционально-логическая схема стабилизатора «Циклон»:ПУ—пульт управления; ГБ — гироблок: ДУ — датчики угла и скорости; ПТ — преобразователь скорости; БУ — блок усилителей; ЭУ Г(В)— электронные усилители; ЭУ — электромагнит управления; ГУ — гидроусилитель; БП — бак пополнительный; ЦИ — цилиндр исполнительный; ОУ — ограничитель углов; ДИ — двигатель исполнительный;ЭМУ — электромашинный усилитель; ВУ — виброусилитель; -токбортовой сети +26В; — — — сигналы обратной связи
Переходя к изучению принципа действия стабилизатора, надо усилить мотивацию учения, разъяснив курсантам, что самой главной частью этого учебного вопроса является понятие принципа возникновения сигналов управления стабилизатором. Без этого двигаться дальше бессмысленно. И наоборот, хорошее понимание этого принципа позволяет значительно легче усвоить принцип действия последующих приборов, так как все они обеспечивают только прохождение и преобразование полученных сигналов. Для усвоения принципа получения сигнала управления стабилизатором особенно важно умело использовать модель трехстепенного гироскопа и датчика угла, соединенного с амперметром (рис. 17), а также соответствующие плакаты. При этом основными вопросами занятия будут: усвоение двух принципов трехстепенного гироскопа; ориентирование осей и рамок гироскопа относительно пушки и уяснение связей осей гироскопа с роторами вращающегося трансформатора и электромагнитов наведения (ЭН), а статоров ВТ и ЭН соответственно с пушкой и реостатом пульта управления. Устройство других агрегатов и приборов следует изучать в процессе действия с усвоением на уровне знакомства, сосредоточив главное внимание на понимании физических процессов, происходящих в них, и на изучении тех элементов, по которым намечено формирование начальных умений курсантов. Так, например, при изучении блока усилителей руководитель показывает и объясняет, что в корпусе размещаются два электронных усилителя (ВН и ГН), каждый из которых служит для сложения сигналов управления стабилизатором по углу и по скорости, последующего выпрямления переменного тока сигнала в постоянный и для усиления суммарного сигнала управления стабилизатором ВН или ГН.
Рис. 17. Модель датчика угла стабилизатора, соединенного с амперметром
Удерживая гироскоп и отклоняя пушку макета, руководитель показывает отклонение стрелки амперметра и рисует на доске синусоиду изменения величины сигнала управления стабилизатором в зависимости от величины и направления отклонения пушки. Затем, нарисовав под ней синусоиду изменения величины сигнала по скорости, показывает принцип сложения сигналов (векторов). Такой несложный прием помогает курсантам образно представить суть происходящих процессов в блоке усилителей. Завершается изучение блока усилителей показом мест и принципа регулировки («ОБЩ» и «ДУ») электрических характеристик стабилизатора. Таким путем изучаются и другие приборы стабилизатора. Для подготовки стабилизатора к бою требуется выполнить большое количество операций. Пропуск или несоблюдение последовательности действий может приводить к невключению стабилизатора, к перегрузке и выходу из строя его узлов и даже к увечьям членов экипажа. Поэтому главное внимание руководитель должен сосредоточить на формировании представлений и осознанных начальных умений, а в ходе последующих практических занятий, упражнений и танкострелковых тренировок — на преобразование их в навыки и умения курсантов. При этом важно по мере усвоения действий стремиться все более усложнять условия выполнения, приближая их к боевым: готовить машину к бою после напряженного бега в строй из казармы или из укрытия, с выполнением нормативов и правил посадки в танки, с указанием времени первого выстрела и т. д. Можно рекомендовать такую последовательность действий курсанта после входа в танк: — проверить напряжение аккумуляторных батарей — «Норма» (операции завершаются словом); — закрыть люк водителя — «Люк закрыт»; — включить освещение башни — «Освещение включено»; — проверить масло в БП — «Норма»; — устранить препятствия повороту снаружи и внутри — «Устранены»; — включить на ПУ включатель ПРЕОБР. — «Вижу Л (лампу) зеленую на ПУ, слышу монотонное звучание преобразователя»; — установить перепускной золотник на АВТ. ручка вперед — «Авт. готово»; — закрыть крышку ствольной коробки пулемета — «Крышка СГМТ закрыта»; — включить прибор ПА — «Задняя кнопка утоплена»; — снять пушку со стопора — «Пушка отстопорена»; — отстопорить люк командира — «Люк отстопорен»; — установить откидное и съемное ограждение — «Ограждение установлено»; — отстопорить башню — «Башня со стопора снята»; — перевести механизм поворота башни на АВТ. (рычаг МПБ повернуть вниз) — «МПБ переключен на АВТ»; — после команды «Внимание, включаю стабилизатор» запустить двигатель — «Двигатель запущен»; — отключить подъемный механизм (рукоятку вниз, рычаг застопорить) — «Слышу визжащий звук гидроусилителя»; — включить на пульте управления (ПУ) включатели «А» и «П» — «ГН включен, вижу свет лампы «П» на ПУ, слышу нарастание звучания ЭМУ»; — доложить — «Стабилизатор к бою готов!» Таким образом, изучение каждой темы огневой и технической подготовки завершается формированием практически значимых представлений и понятий и осознанных начальных умений. В ходе практических занятий они закрепляются действиями самих обучаемых, а в ходе упражнений и танкострелковых (стрелковых) тренировок преобразуются ими в навыки и умения. Для интенсификации учебного процесса, повышения эффективности усвоения и качества знаний и действий курсантов важно упорядочить их психическую деятельность по восприятию, осмысливанию и закреплению знаний и проводить упражнения и тренировки на основе научно обоснованных операционных карт (алгоритмов), примеры которых приведены выше. Одновременно в ходе изучения вооружения и приборов желательно разрабатывать также комплексные операционные карты (алгоритмы) совместных действий экипажа, в соответствии с которыми каждый воин выполнял бы свои функции в установленной очередности.
Глава XVI
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.25.81 (0.03 с.) |