Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы формирования представлений
Представление возникает на основе образов прошлых восприятий. Поэтому и формирование представлений надо начинать с организации восприятия учебной информации. В процессе обучения единичные представления формируются на основе усвоения курсантами отдельных характерных признаков предметов и явлений боевой обстановки или машины. Единичные представления о признаках затем обобщаются, в результате чего возникает обобщенное единичное представление об одном предмете иди общее представление (также обобщенное) о нескольких сходных предметах. Степень обобщения (ступень абстракции) должна определяться потребностями данной специальности. Например, представление о приводе главного фрикциона: — для заряжающего это — педаль — тяга (вообще) — механизм выключения, позволяет понять процесс выключения и включения дисков трения, чтобы правильно действовать; — для механика-водителя оно шире, ему необходимо иметь представление также и о местах регулировки и смазки привода. Общие представления наводчика орудия о танках противника мало отличаются от соответствующих единичных представлений, а представления командира полка значительно шире: он должен уметь представлять и боевые возможности целых подразделений и частей противника и многое другое. Поэтому руководителю, готовясь к занятиям, следует самому четко усвоить, какие представления по содержанию и глубине надо сформировать у воинов данной специальности по каждому учебному элементу темы. Неорганизованное чувственное восприятие не приводит к образованию четких представлений. Взор курсанта часто скользит по поверхности предметов и явлений, задерживаясь лишь на том, что быстрее бросается в глаза. Поэтому руководитель, управляя процессом восприятия, одновременно работает над образованием в сознании курсантов отчетливых представлений: акцентирует их внимание на том, что надо усвоить, запомнить; ставит вопросы, предлагает задания, побуждает прислушаться, присмотреться и обязательно выполнить действием. Представления (как и понятия, теории, законы) нельзя механически вложить в головы обучаемых. Их должен сформировать и усвоить сам обучаемый. Задача руководителя занятий — активизировать осмысливание и память курсантов, планомерно и целенаправленно увязывая воспринимаемую информацию с имеющимися у них представлениями, знаниями и опытом. При этом важно включать их во все новую и новую деятельность по восприятию и осмысливанию новой информации, припоминанию имеющейся информации и действию с изучаемыми предметами.
Воины-специалисты используют конкретные типы техники и оружия: автомат АКМ, бронетранспортеры БМП-1, БТР-60ПБ и т. д. Поэтому единичные представления о них должны составлять основу их знаний и опыта. Содержание, глубина и полнота единичных представлений должны определяться потребностями конкретной специальности и отражаться в программах боевой подготовки и планах занятий как уровень усвоения и ступень абстракции (глубина проникновения) получаемых знаний. Осмысленность, яркость и образность представлений развиваются на основе широкого использования всех средств обучения. На лекции , например, это достигается, если лектор, раскрывая сущность темы, прибегает к ярким, образным описаниям, сравнивая, показывает сходство и различие, выделяет известное, статистический материал группирует и представляет в виде таблиц и графиков, повышая его наглядность, рисует на доске, использует магнитофонные записи, демонстрирует диапозитивы и фрагменты кино, предметную и другую наглядность, включая многие органы чувств, активизируя мышление и эмоции курсантов. Важными условиями накопления и закрепления представлений курсантов также являются: — организация активной учебной деятельности в обстановке, приближенной к боевой (выполнение учебных задач на различной местности, в непогоду, днем и ночью, с имитацией звуковых, световых и других воздействий «противника»), которая развивает представления курсантов о пространственных, временных, зрительных и звуковых характеристиках современного боя, о физическом, психическом и моральном напряжении сил воинов; — постановка вопросов, задач, которые бы способствовали воспроизведению нужных в данный момент представлений. Так, например, если курсант, отвечая на вопрос, мысленно описывает условия движения машины по маршруту вождения, наиболее характерные признаки препятствий, способы их преодоления и структуру своих действий, у него сформированы зрительные, слуховые, мышечно-двигательные и другие представления. Он подготовлен к преодолению маршрута;
— непрерывный контроль, оценка и самооценка правильности формируемых представлений. Руководитель, управляя формированием представлений и понятий, добивается, чтобы курсанты проверяли свои представления сравнением с реальными предметами и явлениями, учились бы подмечать недостатки в своих действиях, пересказывать действия, показывать и исправлять их на тренажерах; — положительное отношение к воспринимаемой информации — важнейший стимулятор полноты и четкости формируемых представлений и понятий курсантов. Поэтому руководитель, заметив ослабление внимания к тому или другому учебному элементу, тут же дополнительно мотивирует его, подчеркивает его значение, восстанавливает внимание курсантов. Сумма единичных и общих представлений — материал для абстрактно-логического мышления, воображения и прогнозирования боевых действий, творческого обоснования принимаемых командиром решений. Поэтому для их накопления желательно перед изучением каждого вида боевой подготовки читать общие курсы лекций: «Основы общевойскового боя», «Основы устройства автомобилей (танков, силовых передач и т. д.)». Но такие возможности из-за недостатка времени все больше снижаются. Поэтому «нераздельный принцип» формирования обобщенных представлений (назовем его так) становится главным. В его основе методы аналогий, сравнения и обобщения. Так, изучая отдельные тактико-технические характеристики, например заправку танка, оцени как боевое свойство: запас хода по шоссе и по местности, а затем — маршевые возможности и глубину наступления по местности и т. д. Такой путь формирования представлений имеет свои преимущества: опираясь непосредственно на конкретные образы восприятий, он отличается большей профессиональной направленностью, которая выражается в том, что все представления по различным видам боевой подготовки логически переходят в главные — оперативно-тактические представления. В заключение следует подчеркнуть, что чувственное познание связано с конкретными предметами, явлениями, фактами, на основе которых в первую очередь формируется конкретное (низшее) мышление. Задержаться на. этом — значит воспитать воинов — аналитиков, превосходно манипулирующих деталями и фактами, но не способных к синтезу и обобщениям их свойств и признаков, не умеющих делать выводы и предложения. Для принятия решения им всегда не хватает данных. Перейти к обобщениям раньше, чем сформированы образы конкретных представлений и понятий, значит образовать у воинов формальные (словесные) знания, не имеющие опоры в конкретных (чувственных) предметах и явлениях. Мастерство руководителя на этом этапе усвоения знаний состоит в определении для каждого учебного элемента, момента перехода (отрыва) от живого созерцания (деталей, фактов) к абстрактному мышлению и в определении правильного соотношения конкретных и абстрактных знаний. Важнейшим средством абстрактного мышления является процесс формирования образов мышления, называемых воображением.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.240 (0.006 с.) |