Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III . Объяснение нового материала.
— Может ли основа предложения состоять из одного подлежащего? Найдите среди записанных на доске предложений то, в котором один главный член — подлежащее. (3.) Д. 1) Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Пословица.) 2) Сирень была светлая, бледная с капельками росы. (Е. Зайцев.) 3) Податливый, плавящийся асфальт под ногами. (А. Сурков.)
— Определите грамматические основы в двух оставшихся предложениях. На какие два вида можно разделить эти предложения? (Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов, и предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного какого-либо главного члена.) — Предложения первого вида, в которых есть и подлежащее, и сказуемое, называются двусоставными. А предложения с одним главным членом — односоставными. Теперь вы должны уметь пользоваться этими понятиями при характеристике предложений. Что можно сказать о наличии второстепенных членов в этих предложениях? (Во втором предложении их нет.) Кто помнит, как называются такие предложения? (Нераспространенными.) А те, в которых есть второстепенные члены? (Распространенными.) — Теперь скажите, почему слова податливый, плавящийся в третьем предложении являются определениями, а во втором — сказуемыми. Почему слова светлая, бледно-фиолетовая, с капельками росы, обозначающие признак, являются частью сказуемого? (Потому что во втором предложении эти слова стоят после глагола «была» и после подлежащего «сирень», то есть несут на себе основной смысл предложения — охарактеризовать, какой была сирень, а не просто указать на ее наличие. А в третьем предложении определения стоят в начале предложения, их задача — просто описать асфальт, который был под ногами; здесь основной смысл несет на себе подлежащее «асфальт».) — Изменится ли смысл предложения, если изменить этот порядок слов? Записывают на доске новые предложения.
Д. Светлая, бледно-фиолетовая, с капельками росы сирень была. Под ногам и асфальт податливый, плавящийся.
— Да, смысл изменился, теперь главными в смысловом плане стали глагол была и определения податливый, плавящийся. Их следует особо выделить голосом при произношении предложения. — Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в предложении, называют логическим ударением.
— А что еще изменило смысл этих предложений? (Новый порядок слов.) — О порядке слов в предложении прочитайте самостоятельно в § 166 на с. 211 учебника «Теория». — Итак, каким может быть порядок слов? (Прямым и обратным, который называется инверсией.) Определите порядок слов в предложениях, с которыми вы сейчас работали.
I V. Закрепление нового материала. Объяснительный диктант. — Запишите предложения, определите их вид по характеру грамматической основы (односоставное или двусоставное) и по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное) 1) И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. 2) Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. (А. Пушкин.) 3) Сердце бьется сильнее. 4) В глазах у меня потемнело. (М. Лермонтов.) 5) Очень тихо. 6) Слышно желну, сойку, дрозда. 7) По вечерам солнце косыми лучами ложится на Родь. (М Пришвин.)
Работа с учебником. 1) Выполнение устно упражнений 84 и 85 из учебника «Практика». — Какой вывод сделали о расположении подлежащего и сказуемого в текстах разного типа речи? (При повествовании: подлежащее + сказуемое; при описании: сказуемое + подлежащее.) — Очень часто нарушение порядка слов предложения приводит к речевым ошибкам, которые изменяют суть высказывания. 2) Выполнение упражнения 88 письменно с комментированием с места.
3. Творческое задание. Запишите предложение, которое вы видите на доске. Д. Вы принесете мне вечером молока?
— С помощью логического ударения измените смысл этого высказывания как можно большее число раз. Произнесите вслух, что у вас получилось.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.85 (0.007 с.) |