Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел II. Моделируем слова и читаем ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
К моменту перехода ко второму разделу пособия ребенок в результате освоения игр, данных в первой части, умеет выполнять звуковой анализ слова: ♦ выделять все звуки в слове; ♦ определять их последовательность; ♦ различать звуки по их качественным характеристикам: ♦ с помощью цветных фишек составлять звуковую модель Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их интонирует, различает согласные по твердости и мягкости, то звуковой анализ получается у него быстро и просто. Такие дети с большой охотой выкладывают слова фишками, просят все новые задания. Если же дошкольник занимается звуковым анализом с неохотой, то это означает, что какие-то игры из предыдущего раздела необходимо повторить, выяснив, что именно вызывает у ребенка затруднение. Глава 1. УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА Игра № 1. "ЧИТАЕМ ПО ФИШКАМ" Игровой материал: фишки, карточки с изображением предмета и звуковой моделью слова, соответствующего предмету. Правила игры: Для этой игры надо приготовить фишки синего, красного и зеленого цветов и карточки. Как сделать карточки? На лист бумаги наклеивается изображение нужного предмета. А внизу начертим клеточки: сколько звуков в слове, столько и клеточек.
Так выглядит карточка со словом "ДОМ". Ребенок последовательно протягивает каждый звук в слове и выставляет фишку. Гласные звуки обозначаются красным цветом. Твердые согласные - синим, а мягкие - зеленым. Звуковая модель слова "дом" выложенная фишками выглядит так: Вначале детям для анализа даем простые трехзвуковые слова: мак, дом, сыр, кит, луг, нос, мель, рак, соль и т.д. Затем - четырехзвуковые, но такие, в которых нет рядом двух согласных или двух гласных: пила, луна, лиса, гуси, бусы, рыба и т.д. А потом более сложные слова: утки, паук, аист, лист, волк, сумка, тигр, парта и т.д. Игра № 2. "ПОКАЖИ СЛОВО (звуковую модель) РУКАМИ" Игровой материал: фишки красного, синего и зеленого цветов, карточки с клетками для звукового моделирования слов. Правила игры: При описании игры "Тим и Том" рассказано, как вводить ручной показ твердых и мягких согласных звуков. Теперь мы с детьми договариваемся:
Все гласные звуки тоже будем показывать руками, изображая дудочку. У рта складываем пальцы неплотно в кулачок, а в дырочку произносим любой гласный, т.е. наша "дудочка " поёт. После этого можно приступать к показу целых слов. Сначала коротких, а затем более сложных по звуковому составу. Условными движениями руки показываем характер звуков (гласный, согласный - твердый или мягкий), а дети по нашему ручному показу кладут фишки нужного цвета. Потом произносим это слово, а дети по выложенной ими звуковой модели читают слово, четко называя и указывая пальчиком каждый звук по своей модели. Варианты этой игры: 1. "Отгадай словечко" Игра проводится в форме загадки. Говорим, например, что загадала какую-то профессию. По нашему ручному показу дети выкладывают звуковую модель, а затем отгадывают слово, т.е. какую профессию загадал ведущий. 2. "Узнай задуманное слово" Проводится тоже в форме загадки. По ручному показу ребята выкладывают звуковую модель. Например: Затем дети выясняют, к какой группе относится данное слово: - Это живое или неживое? - Живое. - Это человек? - Это летает? - Это птица? - Это насекомое? - Муха! 3. "Отгадай загадку" Загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели. Например: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, А рассказывает. Ребенок пишет отгадку: Игра № 3. "ЖИВАЯ МОДЕЛЬ" Игровой материал: квадраты синего, зеленого и красного цветов. Правила игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например: - Артур, ты превращаешься в первый звук слова "бублик". (Мальчик берет квадрат синего цвета и выходит к доске.) - Катя, ты становишься последним звуком слова "моль". (Девочка с зеленым квадратом встает рядом с Артуром.) - Оля, ты - гласный звук, который живёт в слове "рис". (Оля выходит с красным квадратом.) - Вера, ты второй звук слова "дно ". (Синий квадрат.) Перед детьми "живая" модель слова: 1 синий | зеленый | красный | синий | БЛИН Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось. В заключение игры "звукам" придумываем различные задания. Например, звук О должен покружиться, звуку Л' нужно отгадать загадку и т.д.
Игра № 4. "НАЗОВИ СЛОВО ПО МОДЕЛИ" Игровой материал: доска, мелки, предметные картинки, цветные схемы, листы бумаги с рисунками предметов, и звуковыми схемами слов. Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов. Например: | синий | красный ] синий | Кто больше подберёт слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, сыр, мак и т.д. Модели нужно брать разные: 1 синий | красный | зеленый | дочь, лось, моль и т.д. | зеленый | красный \ зеленый | мель, киль, сель. | красный ] синий | красный | ухо, оса, ура. \ красный | синий | синий | красный | утка, игла, арба. Возможны и любые другие модели. Играть на победителя. Варианты этой игры: 1. "Найди свою схему" Трое детей превращаются в слова: кот, кит крот. Из трех моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою и доказывает, что это его схема. 2. "Угадай-ка" На д оске прикрепляем картинки с изображениями предметов Цветными мелками рисуем модели слов. Просим детей соотнести название предмета со звуковой моделью. Играем в доказываем правильность каждого ответа. 3. "Найди свою дорожку" Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем рисунки с изображениями предметов, слева - в любом порядке даны звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкои рисунок с нужной схемой. Усложнение: звуковых схем на листочке может быть больше, чем картинок. Иг ра № 5. "ШКОЛА" Иг ровой материал: фишки. Правила игры: Смысл этой игры в том, чтобы потренировать ребенка в составлении звуковых моделей. В этой школе все слова пишут не буквами, а фишками, т.е. в виде звуковых моделей. Например: написать три зимних слова; написать названия времен года; написать три названия ягод (птиц, рь0 и т.д.). И другие похожие задания. Глава 2. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ С БУКВАМИ Игра № 1. "ИСПРАВЬ БУКВУ" Игровой материал: лист бумаги с буквами. Правила игры: Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Дога дайся, какие это были буквы и исправь их: Игра № 2. "КАКИЕ ЭТО БУКВЫ?" Игровой материал: буквы, вырезанные из картона. * Правила игры: Из плотного картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить буквы. (А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.) Игра № 3. "РАЗРЕЗНЫЕ БУКВЫ" Игровой материал: листочки бумаги для цветных букв. Правила игры: На отдельных листочках бумаги написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Листочки разрезают на две-три части. Дети собирают буквы, а потом из них - слово. Игра № 4. "КАК ВКЛЮЧАТЬ БУКВЫ В ЗВУКОВЫЕ МОДЕЛИ СЛОВ" Игровой материал: фишки, буквы. П равила игры: После того, как ребенок научился легко выкладывать фишками любое слово, можно начинать заменять фишки буквами. Начинать лучше с гласных. У ребят фишками выложены слова: кран, марка, лампа. Какие здесь одинаковые звуки? Во всех словах красные фишки заменяем буквой А. Следующая буква, которую будем вводить в слова, - Я (а не У, как принято). Разберём слово "Надя ". Ребенок выложит: Получилось "Нала". Тогда вы ему говорите: "Чтобы был звук Д', а не Д, надо ставить букву Я, а не А, потому что буква Я обозначает и звук А и мягкость Д'. "
Разбираем много таких слов: мята, мясо, мякоть, мяч, ня ня, дядя и другие, каждый раз обращая внимание: чтобы согласный звук произнести мягко, надо ставить букву Я. Так же вводятся буквы: О - Ё У-Ю Э-Е Ы-И Разбираем очень много примеров. Постепенно дошкольники усваивают, что Я, Ё, Ю, И, Е - сигналы того, что предшествующую им согласную букву надо прочитать мягко. Игра № 5. "КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ? (окошки)" Игровой материал: лист плотной бумаги, буквы. Правила игры: На листе плотной бумаги сделать прорези. В одном окошке показываем буквы: Р, Л, М, Н, а в другом -поочередно гласные парами: А-Я У-Ю О-Ё Ы-И Э-Е Ребенок читает слоги: РА - РЯ РУ-РЮ РО-РЁ РЫ - РИ РЭ-РЕ Следим, чтобы дети, читая, не называли буквы отдельно, а только слогами. Для этого по необходимости обсуждаем с каждым ребенком, как будет звучать слог: мягко или твердо. И гра № 6. "АНАГРАММЫ" П равила игры: Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке. Например: атлас - салат кулак - кукла лиса - сила камыш - мышка и т.д. Использованная литература 1 Мир детства "Дошкольник". 2 Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. Пед. 3 Занимательное азбуковедение. /Сост. В.Волина - М.: Просвеще 4 Эльконин Д.Б. Как учить детей читать // Педагогика и психоло 5 Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Педагогика,
6. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. - Минск: Народ 7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического 8. Жедек П.С., Левин. Умный магнитофон. - Томск: Пеленг,1992. 9. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. -
10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. 11. Методические рекомендации к программе воспитания и обуче 12. Гербова В. Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: 13. Примерные конспекты занятий по развитию речи. /Ф.Сохин, 14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специ 15. Швайка Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - 16. Минский Е.. От игры к знанию.
17. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя.
18. Городилова В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. - 19. Лопухина И. Логопедия. - М.: Аквариум, 1995. 20. Городилова В.И. Чтение и письмо. - М.: Аквариум, 1995. 21. Фесюкова Л.Б. От 3-х до 7-ми. - Харьков: Фолио, 1996. 22. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способ 23 Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. - Москва, Братислава: 1989. 24. Конспект комплексного занятия по развитию речи и физическому воспитанию с детьми старшей группы //Дошкольное воспитание. 1995. № 1.С.14.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.106 (0.052 с.) |