Разработка и принятие конституции 1993 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка и принятие конституции 1993 года.



1.Разработка новой Конституции России началась еще в 1991 г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР образовал Конституционную комиссию (КК), которую возглавил Б. Н. Ельцин. Наряду с проектом КК свои проекты предоставили Российское движение демократических реформ (РДДР), депутаты-коммунисты, группа С. М. Шахрая. (Поворот в экономическом развитии страны (резкий скачок цен вверх,шоковая терапия) серьезно сказался на отношениях Президента и правительства, с одной стороны, и Верховного Совета, с другой.Они приближались к политическому кризису. Принять новую конституцию в условиях вражды главы государства и парламента было невозможно. Съезд отказывал президенту в продлении полномочий,предоставленных ему на время проведения экономической реформы.)*
2.Проект, подготовленный этой КК, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России.
(Противостояние ветвей власти продолжалось.
В связи с этим 25 апреля 1993 был проведён референдум,на котором были вынесены вопросы о доверии президенту и о порядке проведения выборов.Результаты,конечно,были в пользу Ельцина.)*

3. 5–6 мая 1993 г. он представил президентский проект основного закона. В нем были серьезно усилены полномочия главы государства. 12 мая 1993 г. был подписан Указ Президента России «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», где говорилось о созыве специального органа – Конституционного совещания, начавшего свою работу с 5 июня 1993 г. для доработки проекта Конституции России.

(21 сентября 1993 г. Президент России издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России», где постановил прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

российский парламент расценил это как прямое нарушение действующей Конституции.

Верховный Совет определил действия Президента РФ как государственный переворот. Депутаты отказались покинуть здание Дома Советов в Москве. В результате это здание было окружено милицией и военными. В течение 3–4 октября 1993 г. сторонники Верховного Совета прорвали блокаду Дома Советов, штурмовали Московскую мэрию, Останкино, чтобы получить телеэфир и донести свою политическую позицию народу. Здание Дома Советов было по приказу Б. Н. Ельцина обстреляно из танков. Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, А. И. Лукьянов, другие депутаты и министры «параллельного» правительства были арестованы.)*
4. После устранения оппонентов шла доработка конституции. 9 ноября проект конституции был опубликован в «Российской газете». На референдуме 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция.

5.Новые положения конституции:
-переход к многопартийности и политическому плюрализму.
-введение принципа разделения властей
-отказ от примата государственной собственности,провозглашение экономической свободы
-учреждение института Президента России как главы государства
-введение суда присяжных.

 16. ДЕМОКРАТИЯ Конституция России провозглашает РФ демократическим государством с Республиканской формой правления. Это означает, что единственным источником государственной власти в РФ является весь народ государства, который принимает реальное участие в управлении государственными делами. Принцип народовластия является важнейшей составной частью основ конституционного строя России. Отсюда следует, что высшие органы государственной власти (Президент и Парламент) формируются путем свободных, демократических выборов. Однако народовластие в правовом государстве неразрывно связано с гражданским обществом. Поэтому Конституция РФ провозглашает одной из важнейших целей народа — формирование гражданского общества. Государство в гражданском обществе обязано всемерно поддерживать и развивать инициативу граждан. Оно должно всемерно способствовать единению власти и граждан, оберегать покой и безопасность личности.

НАРОДОВЛАСТИЕ В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Данная норма закрепляет главный принцип построения государственной власти в России — принцип народовластия. Народовластие — одна из основ конституционного строя Российской Федерации.

Понимание термина «народ» в контексте народовластия не следует слишком расширять или, наоборот, сужать. Так, нельзя отождествлять понятия «народ» и «население» государства, поскольку население включает и иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих политическим правами и, следовательно, не участвующих в осуществлении власти на территории РФ. Такое понимание термина «народ» является слишком широким. В то же время ряд ученых считают, что народ — это совокупность граждан Российской Федерации, обладающих избирательным правом (т.е. узкое понимание термина «народ», лишь как избирательного корпуса) ИНФОРМАЦИЯЯ ИЗ УЧЕБНИКА Конституция РФ отводит указанным выше вопросам гл. 1 «Основы конституционного строя». Закрепляемые в ней важнейшие черты строя — это народовластие (народный суверенитет); российское федеративное государство как организация всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. Логически следующее место в структуре конституций отводится закреплению статуса личности, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Их расположение именно здесь обусловлено тем, что, с одной стороны, человек, его интересы стоят на переднем плане в демократическом обществе и государстве, с другой — нельзя раньше основ конституционного строя поставить нормы о статусе личности, поскольку он обусловлен конституционным строем, на обеспечение интересов человека и гражданина направлены политика государства, система общественно-политических учреждений, допускаемых конституцией (партии, движения и т. д.), формы хозяйствования и собственности, а предоставляемые гражданину права и свободы позволяют ему активно влиять на государственные и общественные процессы. Внутри группы конституционных норм, посвященных правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, их последовательность также зависит от той или иной концепции в отношении статуса личности. Например, по концепции, превалировавшей в советский период, личность проявляла себя в трех главных ипостасях: на первом месте это участник осуществления экономической и социальной политики государства, на втором — участник управления государственными и общественными

делами, на третьем — индивид со своими интересами и духовным миром. Соответственно Конституция СССР, а за ней и Конституция РСФСР закрепляли права и свободы граждан сначала в социально-экономической сфере, далее—в общественно-политической сфере и лишь после этого — в области личной жизни и индивидуальной свободы. Демократия как основа образа жизни в России и ее политического (государственного) режима — это такая черта конституционного строя, которая проявляется в природе нашего государства, оно названо в Конституции демократическим. Вместе с тем значение демократии как одного из начал конституционного строя шире. Можно говорить об определенном идеале: весь образ жизни, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии. Во-первых, демократия есть такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами — и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять, считая народ 350 Раздел III. Основы конституционного строя России лишь объектом управления. Органы законодательной власти и занимающие руководящие позиции в своей системе органы исполнительной власти производны от народа и ответственны перед ним. Во-вторых, демократия как основа конституционного строя про* является и в том, что не только в государстве, но и в обществе в целом должны обеспечиваться гласность, свобода, полная информация, право обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов. В-третьих, демократия — это и внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. Всевозможные институты (политические партии, иные общественные объединения, обсуждение проектов законов, опросы, референдумы и т. д.) могут быть лишь внешней видимостью демократии, а на деле — манипулированием общественным мнением. Демократия есть там, где люди видят: их участие действительно важно для судеб страны, их позиция учтена и благодаря этому в обществе происходят перемены. В-четвертых, демократия — это еще и политический (государственный) режим в стране, когда закон и реальность адекватны. Политический (государственный) режим возникает как сочетание соответствующих идеологических установлений и результат действий органов государства, правящих социальных сил и политических партий. Если государство претендует на то, чтобы считаться демократическим, в нем должно быть един. * В-пятых, демократия как основа конституционного строя — это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Демократия несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.129.59 (0.009 с.)