Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционная направленность предметного преподавания с учетом нарушения зрения обучающихся
Р.Ш. Серодеева Ульяновский государственный педагогический университет, Б.К. Тупоногов, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Рассматривается проблема коррекционной направленности предметного преподавания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III и IV видов. На примере конкретного урока по природоведению даются этапность и последовательность осуществления коррекционно-педагогической работы. Излагаются рекомендации для студентов и практических педагогов. Современное развитие коррекционной педагогики характеризуется тенденциями дифференциации и индивидуализации обучения детей. Этот процесс совершенствуется в сфере постановки тех научных и практических проблем, которые связаны со спецификой образования детей с нарушением зрения. Педагогика переходит от адаптивной, дисциплинарной и унифицированной модели к личностно ориентированной и вариативной модели. На современном этапе в центр внимания всего учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процессов ставится не условный «средний» ученик, а конкретная личность ребенка со всем многообразном ее свойств и качеств, с учетом особенностей его развития, познавательной, и другой деятельности. Только такой подход будет содействовать совершенствованию как общеобразовательного, так и коррекционно-восстановительного процессов, поможет более глубоко решать задачи коррекционной помощи детям с психофизическими нарушениями в развитии. Среди детей старшего дошкольного и школьного возраста большое количество тех, у кого нарушено зрение (65-70%). У 20-22% школьников зрение на уровне патологических изменений. Аналогичная картина среди студентов высших учебных заведений. В вузы поступает молодежь, у которой наблюдается довольно высокая степень близорукости (до 23% первокурсников), не считая других зрительных нарушений. Если нарушена работа зрительного анализатора, то как следствие страдает психофизическое развитие учащихся. Поэтому насущная задача в ходе обучения школьников и студентов организовать коррекционную работу по преодолению указанных недостатков в их развитии. Эта работа осуществляется на специальных профилактических коррекционных занятиях и очень мало уделяется внимания этой деятельности на обычных предметных занятиях. Последние также должны быть коррекционно направленными и способствовать преодолению недостатков развития учащихся со зрительной депривацией.
В педагогическом вузе необходимо научить будущих педагогов приемам и способам осуществления коррекционной работы, особенно на занятиях по методикам преподавания основ наук. Содержание, структура и направленность коррекции переплетаются с методикой работы будущего педагога. Приемы коррекции, освоенные на этих занятиях и ориентированные на детей со зрительной недостаточностью, помогут студентам с аналогичными нарушениями в развитии самокоррекции, в охране своего собственного зрения. В.Ф. Базарный в своих исследованиях показал, что коррекция зрительного восприятия учебного материала необходима и полностью зрячим учащихся для снятия нервно-психического утомления. Пример коррекционной направленности методики преподавания природоведения в школе, которая учитывает недостаток зрения у детей. В этом примере большое внимание уделено не методическим аспектам преподавания природоведения, а содержанию, этапности и последовательности проведения коррекционно-педагогической работы, приемы коррекции, которые помогут преодолеть недостатки учебно-познавательной деятельности лицам со зрительной недостаточностью и организовать индивидуальный и дифференцированный подход в образовательном процессе. 1. Предмет: методика преподавания природоведения в школе. 2. Тема: «Растения весной». 3. Цель: раскрытие студентам методики преподавания данной темы с включением в предметную методику коррекционных задач по охране и развитию зрения у детей. Показать в работе со студентами конкретные коррекционные приемы, направленные на решение поставленной задачи. 4. Содержание коррекционной работы продумывается и планируется в тесной связи с темой занятия. Нельзя все виды коррекции, связанные с преодолением вторичных отклонений в развитии детей, определяемых зрительной депривацией, осуществлять на одном занятии. Поэтому коррекционно-педагогическая работа ориентируется на те виды работы, которые легко вписываются в тему «Растения весной».
4.1. Коррекция психического развития. Развитие и совершенствование полисенсорности восприятия, компенсаторных возможностей сохранных анализаторов. Формирование умений по цветоразличению, фиксации взора и прослеживающих функций. Формирование адекватных представлений о весенних изменениях растений. 4.2. Коррекция физического развития. Развитие мелкой моторики, микро- и макроориентировки, глазодвигательной мускулатуры. Провести зрительную гимнастику с предметной направленностью (включить в нее коррекционные приемы по определению размеров (масштабности) изучаемых, растений и их частей, упражнения на тренировку аккомодации (определение изучаемого материала на различном удалении). Зрительная гимнастика проводится после продолжительной работы с помощью зрительного анализатора, и в нее включаются, кроме вышесказанного, глазодвигательные упражнения (взгляд вниз, вверх, влево, вправо), затем закрыть глаза и помассировать пальцами рук веки. В.Ф. Базарный рекомендует проводить зрительную гимнастику на каждом уроке, и не только для детей с нарушенным зрением, но и для учащихся со 100%-ым зрением. 5. Средства коррекции и коррекционная направленность дидактического материала. Прежде всего педагог должен проверить наличие у детей показанных оптических средств коррекции (очки, лупы), у некоторых могут быть сменные очки: для видения вдаль и для видения вблизи. Их использование контролируется. Для лучшего цветовосприятия (для детей-дальтоников иди с ограниченным цветоразличением) педагог готовит светоэлектрические сигнализаторы (фотофон, фоноскоп) и контрастные фоновые экраны. Студенты должны знать, что для детей с дефектами зрения следует подобрать для занятия ветки деревьев и кустарников с крупными, хорошо различимыми почками (каштан, тополь, рябина, ива (верба), ольха...). К занятию студенты готовят раздаточный материал в виде веток с набухшими почками, ветки хвойных растений (ель, сосна...), крупные экземпляры травянистых: растений (мать-и-мачеха, гусиный лук, хохлатка, медуница...), увеличенные цветные и контрастные рисунки весенних растений. Цветоконтрастное исполнение и подбор рисунков студенты проверяют на своих товарищах, у которых имеются какие-либо зрительные нарушения. Так, для страдающих миопией лучше подбирать рисунки преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах, черные изображения для них следует давать с увеличением контрастности до 90 и более процентов. Для детей с заболеванием зрительного нерва особое внимание при подборе изобразительных пособий уделяется белому н красному цветам. При врожденных дефектах развития глаз у детей необходимо иметь контрастный фон на тех участках изображений, где встречаются красный, белый и зеленые цвета. При резком ограничении цветовосприятия, при дальтонизме, ахромазии, потери чувствительности к определенным цветотонам используются цветочувствительные сигнализаторы и цветоиндикаторы типа фотофон и фоноскоп. Эти приборы дают сигнал разной звуковой тональности на все цвета спектра, по которым идет цветовая констатация.
Для комфортной работы и доступного обследования природного материала используются в работе с детьми фоновые контрастные экраны. Студенты рассматривают объекты на разных, фонах и устанавливают, что желтые цветы мать-и-мачехи легче рассматривать на черном фоне, лилово-розовые цветы медуницы лучше различимы на белом фоне. Передовые учителя специальных школ и ДОУ, классов и групп охраны зрения готовят фоновые контрастные экраны на шесть стандартных цветов спектра. Такой подход обеспечивает более качественное восприятие изучаемых объектов и их органов. Натуральные объекты (растения и их органы) студенты (учителя) подбирают с учетом полисенсорности восприятия, чтобы была не только зрительная информация, но и осязательная (крупные почки деревьев и кустарников определяются этим анализатором), обонятельная (запах весенней почки перед распусканием). Такой коррекционно-педагогический подход содействует лучшему и более полному формированию чувственного образа изучаемого объекта, выполняет компенсирующую роль при неполноценном зрении и позволяет отдохнуть этому анализатору. 6. Руководство учебно-познавательной деятельностью. В коррекционно-педагогическом процессе очень важно показать студентам, как осуществляется руководство учебно-познавательной деятельностью детей со зрительной недостаточностью. Необходимо, чтобы сами студенты усвоили структуру этого руководства и апробировали предложенные приемы коррекции как при формировании сенсорного опыта, так и при использовании приемов умственной деятельности. 6.1. Для формирования сенсорного опыта исследования весенних растений и определения их характерных признаков предлагается осуществить с помощью осязания (констатировать форму, величину, характер поверхности, расположение почек на стебле), с помощью обоняния улавливается запах, определяется цвет при помощи неполноценного зрения или специальных приборов (фотофон, фоноскоп). Предлагается также чувственное определение факторов внешней среды, влияющих на рост и развитие растений весной (солнечное тепло, влажность, характер почвы,...). 6.2. Формирование приемов умственной деятельности осуществляется на базе чувственных представлений, и коррекционный процесс заключается в органичной связке чувственного и логического познания. Внимание студентов обращается на осмысление факторов внешней среды, влияющих на появление отдельных весенних признаков у растений. Суммирование этих факторов соотносится, с зимними явлениями в природе, отдельные признаки растений объединяются в существенные характеристики весенних растений. Далее осуществляется включение понятия «весенние растения» в систему ранее сложившихся понятий о растении как о живом организме.
При формировании сенсорного опыта у детей важно обратить внимание студентов на необходимость чувственного восприятия учащимися таких факторов, как усиление солнечного тепла (кожное восприятие температуры воздуха), появление цветущих растений в местах, наиболее прогреваемых солнцем (визуальное и тактильное восприятие), увеличение влажности почвы (осязательная оценка сухой и влажной почвы), сравнение величины и формы почек на деревьях, кустарниках и на веточках, простоявших одну или полторы недели в банке с водой); обонятельное восприятие запаха набухших почек тополя (помять пальцами и понюхать почку). Полисенсорность восприятия, организованная и осуществленная педагогом, поможет детям со зрительными нарушениями сформировать адекватный зрительный образ о весенних изменениях в жизни растений. Здесь важно все, любые признаки растений, доступные для восприятия с помощью сохранных сенсорных систем, должны быть предъявлены школьникам. Со студентами отрабатывается методика отбора и определения растений с характерными признаками. Из травянистых растений наиболее доступным для восприятия является, как мы указывали выше, мать-и-мачеха. С помощью неполноценного зрения и осязания отмечаются следующие признаки: хорошо различимые цветы желтого цвета, крупные листья с различным характером опущенности верхней и нижней частей листовой пластины, утолщенная подземная часть стебля (запас питательных веществ). Те признаки растений, которые трудно определить при зрительной недостаточности на натуральном объекте, исследуются на специально подготовленных рисунках. Здесь детали строения даются увеличенными, с резким цветоконтрастным исполнением. Весенние растения сравниваются с теми, ветки которых не меняются сезонно (ель, сосна). Обобщение изучаемого материала строится следующим образом: выделение признаков конкретного весеннего растения, обобщение признаков всей группы цветущих весной растений, определение состояния всей живой и неживой природы. Практика самостоятельных работ студентов по подготовке поурочных разработок коррекционной направленности предметного преподавания с учетом психофизических нарушений у детей показывает, что у всех встречается два недостатка. Во-первых, в планах имеется разрыв в чувственном и логическом познании, то есть в коррекционной работе сначала планируется формирование сенсорного опыта, а затем переход к приемам умственной деятельности. Эти процессы протекают в единстве, хотя определенный акцент в методике будет: на первоначальном этапе больше внимания уделяется формированию чувственного образа объекта (с обязательным осмыслением действий), на заключительной стадии увеличивается объем умственной деятельности.
Во-вторых, при методическом решении последней задачи оказывается, что объем работы на различение объектов всегда больше, чем на обобщение. В понятийном и коррекционном плане это неверно, когда степень обобщенности понятий планируется лишь на этапе закрепления материала и отводится на эту работу 3-4 минуты. Степень обобщенности понятий – это важный компенсаторный показатель в работе с детьми, имеющими дефекты в развитии, ему следует уделять внимания не меньше, чем работе по сравнительной оценке различных растений. 7. Коррекционная направленность методов обучения. Для студентов важно понять сущность коррекционной направленности методов обучения детей с нарушением зрения. Метод состоит из приемов, и если в структуру методов входят не только общепедагогические приемы, но и коррекционные, метод получает коррекционную направленность. На предложенном занятии будут использоваться все три базовых метода (словесный, наглядный, практический). В словесный метод важно включить такие приемы коррекции, как образность подачи материала, конкретизация, строгая логическая последовательность изложения. Рассказ педагога должен быть красочным, интересным, с привлечением хрестоматийного материала, и строиться с учетом доступности объяснения для детей со зрительной депривацией. Мышление, основанное на прошлом опыте, у людей со зрительной недостаточностью неполное, фрагментарное, а в ряде случаев и искаженное. Выяснив уровень сложившихся представлений о весенних явлениях в жизни растений, можно целенаправленно организовать коррекционный процесс по преодолению недостатков этих представлений. При использовании наглядного метода обучения необходимо продумать этапность и последовательность исследования растений. Для студентов, имеющих зрительные нарушения, важна ориентировка и направленность исследовательской деятельности, что повысит качество восприятия характерных признаков весенних растений, будит содействовать формированию умений и навыков работы с детьми с таким же дефектом. Направление движения руки при обследовании растений должно совпадать с естественным направлением роста и развития этих природных организмов. От места соединения корня со стеблем (корневая шейка) рука двигается вверх по стеблю, при этом отмечаются утолщения нижней части стебля, его гладкость, опушенность, наличие граней и другие признаки; далее находятся листочки (почки), плоды и семена. Корневая система также обследуется в направлении роста и развития: от корневой шейки по главному корню к боковым корням. В случае мочковатой корневой системы обследуются и изучаются скелетные корни (их масса, разветвлённость, длина, наличие наростов и образований и др.). Важное значение имеет последовательность подачи дидактического материала. Коррекционная направленность в этом случае заключается в использовании следующей последовательности: от натурального объекта к модели (макету), далее к рисунку и схеме, то есть от живого растения – к обобщенной схеме, на которой четко, контрастно, в увеличенном цветовом исполнении показывается весеннее растение с выделенными характерными признаками строения и сезонного изменения. На закрепительных, повторительно-обобщительных занятиях эта последовательность может быть изменена, но при изучении нового материала предложенные этапность и последовательность должны быть сохранены. Коррекционные приемы по этапности, последовательности, ориентировочным действиям следует включить и в практические методы обучения. 8. Форма организации коррекционной работы. Все разобранные коррекционно-методические построения говорят о том, что эту работу следует проводить не как групповое занятие в ДОУ или урок в школе. Не годятся для этих целей и аудиторные занятия для студентов. Лучше провести экскурсию на природу. Сама природная обстановка – это прекрасное место для проведения коррекционно-педагогической работы, связанной с формированием адекватных представлений о весенних явлениях в жизни растений. Лучше проводить экскурсию на высоком, хорошо прогреваемом месте на опушке смешанного леса (парка). Солнечный свет, дуновение ветра, журчание весенних ручейков, голоса птиц содействует успеху при преодолении недостатков развития, связанных со зрительной депривацией. Сама обстановка мобилизует активность детей, повышает эстетику восприятия, воспитывает любовь к природе. Студентам следует усвоить, что предложенная форма занятия позволит расширить объем коррекционной работы, включить в нее упражнения по ориентировке на местности, по координации движений учащихся с использованием неполноценного зрения и сохранных анализаторов (пройти определенный отрезок, ориентируясь на свет и тепло солнца, на направление ветра, шум деревьев и журчание протекающего ручья, на природный наклон местности; пройти лабиринт, обозначенный зебровидной лентой, координируя движение с помощью определенных природных ориентиров (отдельно стоящие деревья и кустарники и др.). 9. Констатация ожидаемого эффекта компенсации дефекта. В результате проведенного занятия компенсаторный эффект будет заключаться не в улучшении зрения детей (это медицинская проблема), а в том, что у них, несмотря на зрительную недостаточность, сформируется адекватное представление о весенних изменениях в жизни растений, что понятия учащихся в этом природном явлении по степени обобщенности будут находиться на уровне нормы, что у детей выработаются определенные коррекционные умения. Будущим педагогам важно знать, что педагогическая коррекция направлена на преодоление вторичных отклонений в развитии детей, связанных со зрительным дефектом (недостатки восприятия, представлений, речи, мышления, памяти, воображения, ориентировки в пространстве, координации движений, моторных функций и др.). Преодолевая эти недостатки в ходе коррекционной работы, мы выходим на компенсаторный эффект. Студентам важно показать, как определяется ожидаемый эффект компенсации дефекта, уровень проведенной коррекционно-педагогической работы. Для этого следует предложить учащимся различные виды воспроизводительной деятельности: расскажи, ответь на вопросы, покажи части строения на живом растении, на рисунке, схеме признаков весенних изменений, нарисуй, вылепи и т.д. В зависимости от результатов этой деятельности, от качества усвоения изучаемого материала задания меняются. Важно, чтобы учитель выяснил, насколько глубоко и прочно дети усвоили характерные признаки весенних растений и природные факторы, их определяющие, насколько органично вновь сформированные понятия вошли в систему уже отработанных представлений о мире. 10. Подведение итогов занятия. В конце экскурсии (урока, группового занятия) педагог подводит итог или оценивает знания и умения детей. В оценке учебно-познавательной деятельности детей с нарушением зрения обязательно должно прозвучать, насколько хорошо они овладели коррекционными знаниями и умениями: как дети соблюдали этапность и последовательность обследования растений, как они фиксируют взор, хорошо ли учитывают природные факторы при ориентировке в пространстве и координации движений, помогают ли работе неполноценного зрения при констатации биологических признаков подключением осязания и других сохранных органов чувств и т.д. Предложенная схема может быть реализована и на других, занятиях по другим предметам. Ее можно модифицировать под любой возраст учащихся. Рекомендуемые приемы коррекции помогут преодолеть недостаток зрения обучающихся при условии, что они будут использоваться не фрагментарно, а комплексно и в системе. Дефектология №3, 1998, стр. 44-48
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.46.193 (0.026 с.) |