Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационный подход к изучению общества.⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
К. Маркс в основу периодизации всемирной истории положил формы собственности, и в соответствии с этим подразделил всемирно - исторический процесс на пять основных общественно - экономических формаций. Д. Белл и другие сторонники технологического детерминизма в основу периодизации положили развитие орудий труда, и в соответствии с этим, они подразделяли всемирную историю на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Все эти периодизации страдают Некоторой односторонностью и неполнотой. Марксистская схема имеет, например, тот недостаток, что далеко не все народы прошли полагавшиеся по ней общественные формации, а подход Д. Белла позволяет включить в традиционное общество народы, находившиеся на самых разных этапах общественного развития, что не всегда правомерно. Опыт свидетельствует, что на сходной технологической базе могут возникать различные социально - экономические и политические структуры. Параллельно с указанными подходами в общественных науках, и в частности в социологии, разрабатывался цивилизационный подход к изучению общества. Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - очень многогранное понятие: оно рассматривается как синоним культуры (от лат. cultura - возделывание, воспитание), как уровень развития материальной и духовной культуры и т. д. Американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818 - 1881) рассматривал цивилизацию как третью эпо'ху в истории человечества после-дикости и варварства, которая начинается с появления письменности. Цивилизационный подход в социологии и культурологии связывают прежде всего с теориями русского социолога Николая Яковлевича Данилевского (1822 - 1885), немецкого философа Освальда Шпенглера (1880- 1936), английского историка и социолога Арнолда Джозефа Тойнби (1889 - 1976), благодаря которому и привилось в социологической науке понятие "цивилизация". Вместе с тем, сторонники цивилизаци-онного подхода рассматривают это понятие как не нуждающееся в объяснении. При этом они ссылаются на то, что обращение к данному подходу позволяет изучать соответствующие общества исторически конкретно, на их собственной основе, как самостоятельную реальность, подчиняющуюся внутренней логике, а не внешне заданным схемам.
Указанные социологи обратили внимание на то, что уже в ранней истории возникли крупные социокультурные общности - цивилизации, в состав которых входили многие государства, причём, каждая из них не была жёстко привязана к определённому государству. Эти цивилизации, конечно, включали в себя и материальные компоненты культуры, но определённость цивилизационным структурам придавал духовный фактор. Цивилизация, как тип культуры, основывается на всеобщей социокультурной связи индивидов и групп, создающей крупномасштабное единство в пространстве и во времени. Эта всеобщность выражается через формы духовности в идеях, символике, ритуалах, значение которых выходит за рамки любых этнических, социально - классовых, политических и хозяйственных образований. Духовный фактор оказывает воздействие на всю систему организации общества, определяет различные типы культурно - исторической динамики цивилизации. Классификация цивилизаций представляет в науке сложную проблему и вызывает большие расхождения, так как разные авторы кладут в основу классификации самые разные принципы. Н. Я. Данилевский насчитывал тринадцать культурно - исторических "типов" (египетский, китайский, романо - германский, славянский и др.), которые развиваются обособленно друг от Друга и подобно биологическим организмам. Как идеолог панславизма, он считал славянский тип особенным, находящимся в стадии становления и характеризующимся православием, культурной самобытностью, самодержавием, крестьянской общиной. Авангардная роль в этом типе отводилась автором России. О. Шпенглер выделял восемь "организмов", выражающих коллективную "душу" народа и проходящих определённый жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. А. Тойнби основным критерием выделения цивилизаций называл религию и выделял в истории человечества двадцать одну цивилизацию, семнадцать из которых уже мертвы. Каждая цивилизация, по мнению А. Тойнби, возникает как "Ответ" на "Вызов" каких - либо исторических обстоятельств или природных катаклизмов ("Вызов", в конечном счёте, исходит от Бога, каждая цивилизация реализует конечную целевую установку, идущую от Бога.) Движущая сила развития цивилизаций - "творческая элита", увлекающая за собой "инертное большинство". Прогресс человечества А. Тойнби усматривал в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований через универсальные мировые религии к единой религии будущего. По мнению всех указанных авторов, каждая цивилизация проходит в своём развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение и угасание. Если в процессе формационных сдвигов низвергаются одни и утверждаются другие социальные структуры, то в процессе цивилизаци-онных сдвигов меняются человеческие популяции и субъекты - цивилизации.
Непременным компонентом общего социологического и культурологического анализа в настоящее время становится анализ современных универсалистских цивилизаций: европейской и северо - американской (их принято объединять как "Запад"), индийской, буддийской, дальневосточной, исламской ("Восток"). Особое место в типологии цивилизаций занимает Латинская Америка, в которой имеют место устойчивые пласты европейской культуры в испано - португальском варианте. В настоящее время принято делить мировое сообщество на Запад и Восток, которые находятся между собой в сложном взаимодействии, и выделять особый тип общемировой культуры, складывающийся в новейшее время и имеющий в основном западное происхождение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.81 (0.007 с.) |