Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пропаганда педагогических знаний
Далеко не все родители умственно отсталых детей владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии, и конечно же они не имеют сведений по олигофренопедагогике, олигофренопсихологии. Одни из них считают своего ребенка больным, другие, наоборот, не хотят у него видеть никаких отклонений. Часто родители не сознают, что ребенок растет, изменяется, что учащийся старших классов это не младший школьник, что подросток требует к себе особого отношения. Перед коррекционной школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Назовем некоторые направления, по которым следует организовывать циклы занятий с родителями: ♦ причины возникновения осложнений в развитии детей; ♦ типичные затруднения учащихся коррекционной школы в овладении учебными предметами; ♦ особенности поведения, интересов учеников младших классов; ♦ подростковый период в развитии ребенка; ♦ подготовка учащихся к самостоятельной жизни; ♦ роль семьи в обучении и воспитании ребенка. С циклом бесед может выступить один человек (врач, один из педагогов школы, приглашенный специалист), а можно и распределить темы между несколькими лицами. Выступающий должен говорить просто, доходчиво, так как среди родителей могут оказаться люди малограмотные и с невысокими интеллектуальными способностями. Рассказывая о детях, докладчик никогда не должен называть фамилии тех, кого он имеет в виду. Родители сами догадаются, когда в сообщении будет сказано об их ребенке или их семье. Беседы не должны быть продолжительными. Многие родители не привыкли долго слушать выступающего. И надо учесть, что они легче воспринимают речь, сопровождаемую демонстрацией рисунков, отдельных кадров из научных фильмов. Остановимся более подробно на содержании указанных циклов бесед с родителями. К первому циклу можно отнести причины направления ребенка в коррекционную школу: ♦ условия, необходимые для нормального развития ребенка от зачатия до поступления в школу: хорошее здоровье родителей, отсутствие наследственных заболеваний, правильный (здоровый) образ жизни, нормальное протекание беременности, родового акта, развитие без осложнений в первые годы жизни;
♦ факторы, вызывающие осложнения в развитии ребенка, т. е. причины умственной отсталости (при общении с родителями термины «умственная отсталость», «олигофрения» не употребляют, вместо них говорят об «отставании, осложнении в развитии», «трудностях, испытываемых детьми в обучении» и т. п.). Рассматриваются те причины умственной отсталости, которые широко представлены в анамнезах учащихся школы; ♦ умственная отсталость в сочетании с педагогической, социальной запущенностью. Затем можно побеседовать с родителями о сложностях в первые годы обучения: ♦ психофизическая готовность умственно отсталого ребенка к обучению в момент поступления в школу; ♦ трудности, испытываемые учащимися коррекционной школы при изучении грамоты: затруднения в запоминании букв и соотнесении их с соответствующими звуками, в овладении звуко‑буквенным анализом, в овладении слиянием звуков в слоги, по‑слоговом чтении, чтении целыми словами, в понимании прочитанного, в списывании и записи под диктовку слогов, слов, предложений; ♦ трудности, испытываемые умственно отсталыми школьниками в процессе изучения чисел первой сотни и арифметических действий с ними: затруднения в сравнении предметов по величине, групп предметов по их количеству, в запоминании цифр и соотнесении их с количеством предметов, в выполнении присчитывания и отсчитывания по единице, при пересчитывании и отсчитывании предметов, в выполнении действий сложения и вычитания, в понимании и запоминании таблицы умножения и таблицы деления; ♦ трудности, встречающиеся ученикам в овладении трудовыми навыками при работе с ножницами, иголкой, ножом, клеем и т. д.; ♦ совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком перечисленных трудностей. Можно рассказать родителям об особенностях поведения их детей: ♦ неумение умственно отсталого учащегося младших классов управлять своим поведением; ♦ отсутствие у младших школьников интереса к процессу познания; ♦ эгоцентризм умственно отсталых детей, равнодушие к окружающим людям, в том числе одноклассникам, к событиям, происходящим в ближайшем окружении ребенка, если они не приносят удовлетворения его эгоистичным желаниям;
♦ затруднения учащихся в овладении точными координированными движениями (низкое качество записей, зарисовок), что не может стимулировать желания выполнять школьные задания; ♦ необходимость успехов в учебной деятельности умственно отсталого ребенка как условие, пробуждающее и подкрепляющее интерес к учению, к учителю, школе, к другим учащимся. Еще один цикл бесед можно посвятить подростковому периоду: ♦ физические и физиологические изменения в организме ребенка во время пубертатного периода; ♦ особенности поведения умственно отсталого подростка, его отношение в этот период к родителям, школе, товарищам; ♦ установление взаимоотношений с детьми подросткового возраста в семье и школе с учетом их особенностей; ♦ помощь учащимся со стороны школы, семьи в организации поведения, развития здоровых интересов: культурный досуг, занятия спортом, трудом, тактичное руководство взрослых занятиями детей. Можно рассказать родителям о целях коррекционно‑развивающе‑го воспитания: ♦ формирование у учащихся санитарно‑гигиенических навыков; ♦ воспитание брезгливости, непримиримости к неопрятности, неряшливости, отсутствию чистоты и порядка, привитие желания и умения исправить названные недостатки; ♦ воспитание у детей чувства сострадания к слабым, старым и малым, больным; ♦ формирование у школьников правильного поведения в обществе: уважительное отношение к старшим, умение помочь тем, кто нуждается в помощи, соблюдение культурных норм; ♦ воспитание у детей потребности трудиться, владеть трудовыми навыками; ♦ сообщение учащимся знаний об организации семейной жизни: о распределении доходов, обязанностях членов семьи в повседневной жизни, воспитании детей; ♦ знакомство учащихся с этикой семейной жизни; ♦ привитие школьникам уважения к гражданским обязанностям, соблюдению законов, правил общежития, воспитание сознания, необходимости трудиться. Можно поговорить и о самих родителях, затронув следующие темы: ♦ выполнение родителями своих прямых обязанностей – ребенок должен быть вовремя накормлен, обут, одет; у него должно быть место для приготовления уроков, для книг, игрушек; ♦ знание и понимание родителями юридической и моральной ответственности за судьбу своего ребенка; ♦ создание в семье уюта, тепла; душевное внимание к ребенку, его нуждам, огорчениям, интересам, включение его в общие дела и заботы семьи, выработка привычки проводить время дома; ♦ роль примера родителей в воспитании детей; ♦ контроль за занятиями ребенка дома и вне дома; его друзья, их общие интересы, их взаимоотношения, способы проведения досуга; ♦ систематическое обсуждение с ребенком его дел. Забота о выполнении ребенком требований школы; контроль за приготовлением уроков; регулярное общение с учителем, посильная помощь школе. Безусловно, в беседах с родителями учителя будут затрагивать и другие важные вопросы (например, такие как организация общественно полезного труда, трудоустройство школьников после завершения обучения и т. д.), связанные с жизнью самой школы и с жизнью той территории, на которой она находится. Встречаясь с родителями, каждый из работников школы в беседе с ними обсуждает вопросы обучения и воспитания детей, что также расширяет круг педагогических знаний родителей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.163 (0.009 с.) |