Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ рассказа А. П. Чехова «Душечка».Стр 1 из 6Следующая ⇒
Анализ рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи» с точки зрения хронотопа Неотъемлемым компонентом сюжета и композиции произведения литературы является хронотоп. Рассмотрим подробнее своеобразие воплощения хронотопа на примере рассказа «Темные аллеи» И. А. Бунина. Этот рассказ является первым в цикле «Тёмные аллеи» и играет роль зачина, в котором обозначены основные проблемы цикла. Композиция рассказа трёхчастна: 1. Неожиданная встреча Надежды и Николая Алексеевича в ее горнице. 2. Разрыв их давнего юношеского романа. 3. Драматическая для героя развязка его законного брака с другой женщиной. Рассказ начинается и завершается картиной осеннего ненастья, изображением «залитой дождями и изрезанной многими черными колеями» большой тульской дороги, предваряющим и замыкающим свидание героев. Так И.А Бунин подчеркивает, что действие происходит «в холодное осеннее ненастье». Образ дороги также появляется в самом начале рассказа неслучайно. Это способствует созданию образа безрадостного пути, приобретающего по мере развития сюжета символический смысл. Основное действие происходит в горнице постоялого двора. Таким образом, пространство рассказа сужается до пределов комнаты. Но художественное время в рассказе гораздо шире. Этому способствует мотив памяти. − «Сколько лет мы не виделись? Лет тридцать пять? − Тридцать, Николай Алексеевич». Также расширению художественного времени способствуют чувства героини, у которых нет временных рамок: «Сколько не проходило времени, все одним жила... Все проходит, да не все забывается». Расширению временных границ повествования способствует и упоминание «Обыкновенной истории» Н.П. Огарева: «...И все стихи мне изволили читать про всякие “темные аллеи”», где в поэтической форме рассказывается об истории любви, начало которой повторяют бунинские герои. Героиня вспоминает «темные аллеи» как символ обмана, как тяжёлый жизненный путь, поэтому Надежда не смягчилась и отказала в прощении офицеру: «Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя».
История любви Надежды и Николая Алексеевича, таким образом, типизируется, расширяя пространственно-временной континуум текста. В связи с этим следует отметить, что о своей семейной жизни Николай Алексеевич рассказал в пяти предложениях.. Таким образом, хронотопы действующих лиц разнятся: для Николая Алексеевича любовь – это прекрасное мгновение, оставшееся в прошлом: «Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста... Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни». Для Надежды любовь – вся жизнь: «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело». «Все проходит, да не все забывается». «Сколько ни проходило времени, все одним жила». Но оба героя понимают: лучшее, что было в их жизни – «темные аллеи» их любви: «Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!». В финале рассказа художественное время и пространство предельно сконцентрированы, так как былого счастья уже не вернуть. И.А. Бунин подчеркивает эту мысль не только описанием состояния природы, но и употреблением в финале рассказа прилагательного «пустой» («Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам»), которое характеризует внутреннее состояние героя и его жизнь. Таким образом, в анализируемом рассказе повествование строиться по законам художественного времени рассказа: настоящее–прошлое–будущее, несмотря на то, что оно ведется в прошедшем времени. Анализ рассказа А. П. Чехова «Душечка». Анализируя рассказ А. П. Чехова «Душечка», осознаешь, что весьма сложно дать конкретную оценку образу главной героини. С одной стороны, очаровывает ее самоотверженность, добросердечность, преданность. С другой – возмущает абсолютное отсутствие собственного мнения, её внутреннее опустошение. Это обусловливается в первую очередь тем, что Оленька Племянникова по-разному оценивалась и до сих пор оценивается как читателями, так и литературоведами. Например, Л. Н. Толстой восхищался написанным Чеховым характером, а М. Горький, наоборот, активно не принимал его. У рассказа особая организация повествования. Нельзя выделить сторону чисто комическую, юмористическую, злободневную, к которой часто обращался Антон Павлович. В «Душечке» как бы соединяются лиризм и комизм, причём это выглядит вполне гармонично.
Основная тема «Душечки» – любовь. Вся жизнь Оленьки Племянниковой — это любовное чувство: «Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка». Именно поэтому система событий в рассказе, сконцентрированная вокруг главной героини, представляет собой историю ее любовных увлечений. Композиция произведения четырехчастная, что соответствует смене привязанностей Оленьки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию. Влюбленная Оленька словно перевоплощается в объект своей любви, перенимает его мнение, испытывает чувство утраты и в конце концов лишается внутреннего содержания, её жизнь превращается в существование. Душечка связывает свою судьбу с Кукиным и живет интересами театра, позже пылко влюбляется в лесоторговца Пустовалова и, наконец, полностью отдается заботам ветеринара Смирнина. И лишь в заключительной части испытывает ту любовь, которой ей так не хватало – материнскую. Итог любовных историй неутешителен. Умирает смешной и суетливый Кукин, и даже известие о его смерти дано в комическом ключе. Слова «сючала», «хохороны» - яркие детали, характеризующие театральность жизни героя. Кстати, эту же черту подчёркивает и его нелепо звучащая фамилия. Такое однообразие действий и прогнозируемость дальнейшего развития событий создают комический эффект. Хотя, если посмотреть с другой стороны, череда одинаковых событий и смена чувств Оленьки усиливают чувство жалости к ней. Симпатию вызывают самоотверженность и доброта, неизменно присутствующие в характере Оленьки, начиная с ее забот о здоровье постоянно хворавшего Кукина и кончая нежными хлопотами, которыми окружает она маленького гимназиста Сашеньку. До его появления образ Душечки представал в двояком освещении: трогательное и милое в ней было неотделимо от смешного и ограниченного. Лирическому началу в повествовании о ней неизменно сопутствовало начало ироническое. Но в последнем эпизоде, когда любовь Душечки приняла совсем новое направление, о ней сказано совершенно иначе: “Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?” Это глубокое чувство определило в значительной степени изменения в ее духовном мире, в ее образе мыслей и в поведении. Она становится более самостоятельной, позволяет себе высказывать собственные суждения, на что раньше и намека не было. Она уже советует родителям Саши, по существу безразличным к судьбе собственного сына, в какое учебное заведение устроить его учиться, полагает, что «классическое образование лучше реального», говорит о том, как трудно учиться в гимназии, мечтает о будущем Саши. И хотя у нее остаются ещё некоторые привычки старого (копировать других, в том числе и Сашу), во второй части рассказа перед нами предстает уже во многом другой человек, обретающий некую самостоятельность в поступках и суждениях, нашедший в жизни свое главное назначение и призвание — быть матерью.
Если отношения героини с Кукиным, Пустоваловым и Смирниным освещаются преимущественно в комическом ключе, то забота о мальчике, лишённом родительской любви, сообщает чувству героини глубокий смысл, возвышает ее над окружающим миром пошлости. Сложно понять отношение автора к героине. Мне кажется, Чехов не осуждает Оленьку, ибо показывает ее неограниченную способность любить, но он и не идеализирует ее, поскольку любовь Душечки растворена в пошлом существовании. В этом не столько вина, сколько беда Душечки. Но какая же всё-таки Оленька Племянникова: воплощение истинного предназначения женщины или непостоянное, не имеющее собственного мнения существо? Писатель, как и во многих своих произведениях, не даёт ответов на волнующие читателя вопросы. Финал рассказа Чехов оставил открытым: повторится ли для Душечки снова ситуация потери? Или она окончательно и бесповоротно обрела материнское счастье?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.213 (0.012 с.) |