Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и их значение для правильного применения уголовно-процессуального закона.
Применение норм уголовно-процессуального закона нередко встречает затруднения на практике, в связи с чем они нуждаются в разъяснении и детализации. Такие разъяснения дает Пленум Верховного Суда РФ в актах, издаваемых в форме постановлений. Подобные акты не являются источниками уголовно-процессуального права, но разъяснения, содержащиеся в них, имеют важное значение для правильного и единообразного применения закона. Постановления Пленума Верховного суда РФ обязательны и для органов дознания, предварительного следствия, прокуроров, для всех других субъектов (участников) уголовного судопроизводства на любой его стадии. Пленум Верховного суда РФ вправе давать разъяснения не только Федеральным Законам, но и законам субъектов Российской Федерации. Разъяснения Пленума Верховного суда РФ не должны противоречить международным договорам Российской Федерации, Конституции России, Федеральным Конституционным Законам РФ. Вопрос о необходимости дачи судам этих разъяснений может возникнуть в связи с рассмотрением коллегиями и Президиумом Верховного Суда РФ уголовных дел в кассационном или надзорном порядке, запросами судов, прокуратуры, других правоохранительных органов. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ содержатся либо в постановлениях, посвященных практике применения законодательства по отдельным категориям уголовных дел, либо в постановлениях, специально вынесенных по вопросам разъяснения уголовно-процессуального законодательства. Пленум Верховного суда РФ наряду с руководящими разъяснениями по общим вопросам и по отдельным категориям дел, дает разъяснения по применению отдельных норм материального и процессуального уголовного законодательства путем принятия решений по конкретным делам. Такие решения Верховного суда одновременно разъясняют смысл уголовно-процессуальной нормы, хотя формально является обязательными лишь при рассмотрении конкретного дела. Казуальное толкование, т.е. официально разъяснение Пленумов Верховного суда РФ смысла уголовно-процессуальной нормы, делаемое в связи и по поводу рассмотрения отдельно взятого дела, имеет большое значение для улучшения работы судов, органов предварительного следствия, для приведения их к единообразию (унификации) правоприменительной практики.
Подследственность.
Распределение уголовных дел между органамидознания и предварительного следствия осуществляется в соответствии с установленными УПК правилами подследственности. Подследственность — это юридическое свойство уголовного дела, в соответствии с которым предварительное расследование отнесено к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия. Ведомственный критерий подследственности (ст. 151 УПК) характеризует отраслевую принадлежность органа дознания или предварительного следствия (принадлежность к ведомству, в частности к Следственному комитету РФ, к МВД России, к ФСКН России и т. д.). Он может определяться предметным, персональным или альтернативным признаком. 1. Предметный признак обусловливает отнесение уголовных дел к компетенции различных органов дознания или предварительного следствия, в зависимости от квалификации расследуемых преступлений. Так, следователи СК расследуют наиболее тяжкие преступления против личности, половой неприкосновенности и половой свободы и пр. ФСБ – преступления против гос безопасности и пр. 2. Персональный признак обусловливает отнесение уголовных дел к компетенции различных органов предварительного следствия или дознания при наличии специального субъекта. Специальным субъектом является участник уголовно-процессуальной деятельности (потерпевший, подозреваемый или обвиняемый), обладающий какими-то специфическими признаками. Им может быть лицо, занимающее определенную государственную или муниципальную должность, военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов и т. д. Например, предварительное следствие по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов РФ, а также о преступлениях, совершенных отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью, проводится следователями Следственного комитета РФ. 3. Альтернативный признак обусловливает возможность отнесения уголовных дел к компетенции того органа предварительного расследования, который выявил преступление. По этому признаку подследственность определяется у уголовных дел, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК и подлежащих возбуждению только в связи с расследованием других преступлений, например вовлечение несовершеннолет него в преступную деятельность.
При соединении в одном производстве уголовных дел, отнесенных к компетенции разных органов, общая подследственность определяется прокурором на основании предметного, специального или альтернативного признака (ч. 7 ст. 151 УПК). Он же разрешает и все возникающие споры о подследственности (ч. 8 ст. 151 УПК).
Территориальный критерий подследственности (ст. 152 УПК) характеризует место производства предварительного расследования, т. е. территориальную компетенцию органа дознания или предварительного следствия (район, город, субъект РФ, федеральный округ и т. д.). ● Предварительное расследование производится по месту совершения преступного деяния, содержащего признаки преступления, независимо от места наступления общественно опасных последствий. ● А если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту его окончания. ● Если в рамках одного уголовного дела рассле дуется сразу несколько эпизодов преступной деятельности, происшедших в разных местах, то территориальная подследственность определяется вышестоящим руководителем следственного органа по месту совершения большинства деяний или по наиболее тяжкому из них (ч. 3 ст. 152 УПК) ● В УПК предусмотрены механизмы изменения территориальной подследственности. Так, в целях обеспечения полноты и объективности предварительного расследования, в целях соблюдения процессуальных сроков уголовное дело может расследоваться не по месту совершения преступления, а по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152 УПК). ● Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в России, либо по месту нахождения большинства свидетелей, а если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации — по месту жительства или месту пребывания обвиняемого.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.237 (0.006 с.) |