![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система законодательства: понятие, признаки, элементы, соотношение с системой права.
Под законодательством в узком смысле понимают совокупность самих законов; вшироком смысле законодательство — вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), действующих внутри государства и регулирующих общественные отношения. Нормы международного права к законодательтсву не относятся. Согласно cт. 3 действующего Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», законодательство — это система нормативных правовых актов, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений [60]. Под системой законодательства понимается: 1) взаимно согласованная, иерархически определенная совокупность всех нормативных правовых актов государства; 2) система отраслей законодательства как совокупность нормативных правовых актов или их статей (например, торговое, спортивное право, коммерческое, хозяйственное, сельскохозяйственное и др.). Структура системы законодательства предполагает вертикальное (построенное на принципах субординации и иерархичности по критерию юридической силы) и горизонтальное деление (по предмету правового регулирования) [27, с. 174]. Последнее предполагает отраслевое и межотраслевое законодательство, т.е. отрасли права находят свое формальное закрепление в отраслях законодательства. Отрасль законодательства ( комплексная отрасль) — это совокупность актов законодательства, принадлежащих к одному виду или к сфере правового регулирования с единым содержанием, формой и системными связями между составляющими их институтами законодательства. Это понятие появилось в юридической литературе с 40 гг. ХХ в. Признаками законодательства считают: 1) наличие основного акта, как правило, кодифицированного, который определяет целостность отрасли (конституция, кодекс, основы законодательства). Кодекс есть «венец» отрасли законодательства, а конституция — нормативная основа для всех отраслей законодательства; 2) объединение по предмету правового регулирования, которым является вид (трудовые, административные и др.) или сфера качественно однородных общественных отношений (образование, здравоохранение, наука и др.); 3) единство содержания объединенных актов — единство принципов правового регулирования, единство источников формирования норм, общность основных положений;
4) единство формы — акты внутри отрасли (кодексы, законы) должны быть внешне упорядочены так, чтобы они составляли единое целое; 5) системные связи актов внутри определенной области с актами других отраслей законодательства через нормативные предписания, содержащиеся в их статьях (статья — структурное первичный элемент как для отрасли законодательства, так и всего законодательства в целом); 6) формально-логическое разделение отраслей законодательства на институты законодательства. Виды отраслей законодательства таковы: 1) соответствующие отраслям права — система нормативных правовых актов или их статей одной отрасли права (конституционное законодательство, гражданское, уголовное и др.); 2) внутриотраслевые (специальные) — система нормативных правовых актов (их статей) подотрасли или института права (уголовно-исполнительное законодательство как часть уголовно-процессуального законодательства); 3) межотраслевые (комплексные) — система нормативных предписаний нескольких отраслей, подотраслей, институтов права, которые составляют относительно самостоятельную (комплексную) сферу общественной жизни. Комплексность законодательства означает, что один нормативный правовой акт с целью наиболее эффективного правового регулирования включаются нормы из разных отраслей права. Комплексное законодательство регулирует разнородные общественные отношения (административные, финансовые, гражданские, предпринимательские и другие) с помощью сочетания норм, принципов, методов различных отраслей права (хозяйственное законодательство, транспортное законодательство, ювенальное законодательство, коммунальное законодательство и др.). Нецелесообразно разделять отрасли законодательства на основные и неосновные, поднимать одну отрасль законодательства над другой. Основные отрасли права обычно соотносятся с отраслями законодательства. Но отрасли законодательства могут существовать без отраслей права (например, право социального обеспечения, образовательное право, законодательство о нотариате, бизнес-законодательство и другие некодифицированные и «разбросанные» по разным нормативным правовым актам отрасли законодательства).
Соотношение системы права с системой законодательства таково: 1) система права — внутреннее содержание, а система законодательства — внешняя форма; 2) система права состоит из отраслей права и т.д., а система законодательства — из отраслей законодательства; 3) первичным элементом системы права является норма права, а у системы законодательства — статья нормативного правового акта; 4) система права объективно связана с системой общественных отношений (формируется более объективно), а система законодательства определяется волей законодателя (субъективна); 5) число отраслей права меньше числа отраслей законодательства; 6) сейчас формирование новой отрасли права идет через формирование отрасли законодательства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.9 (0.005 с.) |