Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины лени и пути её устранения
Три основные причины лени: физическое, психофизическое, психические. К. Д. Ушинский подчеркивает особую важность отдыха для организма. Нервная система устает, силы ее истощаются, она, естественно, требует их возобновления. Но если человек не прислушивается к своему организму, продолжает активно работать, то слишком раздраженные нервы сами начинают поглощать силы из пищевого запаса. Такая невольная нервная деятельность приводит к синдрому эмоционального выгорания, психосоматическим заболеваниям, длительной, затяжной депрессии. Лучший отдых для организма – это перемена физического труда на психический, и, наоборот. Но, к сожалению, замечает К. Д. Ушинский, условия современной жизни слишком удалили людей от этого здорового возобновления сил: «на долю одних остается физический труд, на долю других – психический. Такое исключительное занятие тем или другим трудом, хотя возможно, но противно природе человека, оно, без сомнения, оказывает свое дурное влияние на его физическое и нравственное здоровье» В разумных пределах лень может быть даже необходима, так как позволяет не растрачивать без пользы энергию, экономит умственные и физические силы. Нежелательным качеством она становится, когда превышает защитный порог. Подобного рода лень является препятствием на пути к успеху, так как блокирует стремление человека достигать определенных результатов. В конечном итоге она негативно воздействует на процесс самореализации личности. Поэтому изучение, анализ теоретических основ лени может помочь преодолеть ее отрицательные последствия, или вовсе избежать их.
Тема 4. Педагогические идеи и деятельность С. Т. Шацкого. План. 1) Организация колонии. 2) Режим. 3) Самообслуживающий труд. 4) Общественные и хозяйственные работы. 5) Воспитанники о «Бодрой жизни»
ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛОНИИ В 1911 году именитый педагог С. Т. Шацкий после успешной деятельности созданного им в Москве общества «Детский труд и отдых» получил предложение от известной русской меценатки М. К. Морозовой организовать на ее земле большую колонию для летнего отдыха детей. Она не только принимала активное участие в разработке этого вопроса, но и оказывала материальную помощь на благоустройство территории и постройку необходимых сооружений.
Вскоре на лесной участок прибыла группа детей со своими наставниками - Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. Дети были отобраны из семей трудящихся, не имевших возможности создать для них благоприятные условия жизни. К приезду группы уже было построено большое двухэтажное здание с превосходной лоджией и двумя балконами на север и юг по всей длине второго этажа. Из остатков строительных материалов соорудили импровизированную кухню – шалаш, куда поставили железную плиту. Самую тяжелый труд, корчёвку пней, произвели рабочие, но обустроить для себя необходимые условия жизни предстояло лично детям. Работа началась сразу, дети разделились по возрасту и интересам на группы и бригады, выбрали главных - «бригадиров». Отдельная группа, состоявшая из мальчиков 14-16 лет, вместе с Шацким Занималась благоустройством участка: выкорчёвывали оставшиеся пни, прокладывали дорожки, достраивали помещения и выполняли другую трудовую работу. Младшие ребята вскапывали территорию, закладывали огород, высаживали ягодники и яблоневый сад. Девочки были ориентированы на кухню, в пекарню, прачечную и общежития для обустройства хозяйственного быта. На общественный труд отводилось пять часов в день. Воспитатели старались организовать жизнь детей так, чтобы через труд они обучались самообслуживанию, приобретали навыки сотрудничества в коллективе, получали многоплановый жизненный опыт из контактов с находящимся вокруг миром. На следующий год в колонию прибыло уже 55 ребят. К данному времени тут содержались лошадь, куры и гуси, за которыми ухаживали сами дети. Через несколько лет количество колонистов выросло до 100-150 человек. Воспитанники издавали собственный рукописный журнал «Наша жизнь», в котором описывали свои общественные и хозяйственные дела. Наблюдая за жизнью в колонии, Шацкий пришел к выводу, что нужно сделать условия и для всестороннего умственного развития детей - открыть среднее учебное заведение. После революции летняя колония преобразуется в круглогодичную, где на средства государства воспитываются дети-сироты. В это время начинают проводиться учебные занятия, а далее организуется среднее учебное заведение с девятилетним сроком обучения. Воспитатели под управлением Шацкого составили собственные учебные программы, которые опирались на индивидуальное творчество ребёнка и на опыт «Бодрой жизни». В начале 1919 года благодаря стремлениям Шацкого и его соратников было утверждено «Положение о первой опытной станции по народному образованию». Станция была создана в составе двух отделений: сельского - в Калужской области, на базе «Бодрой жизни», и городского - в Москве. Директором станции в целом был назначен сам Шацкий, а его супруга стала заведующей школой «Бодрая жизнь». В задачи станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с колонистами, но и проведение интенсивной работы в этом направлении среди населения. Сотрудники Шацкого приняли участие в просвещении народа, создавая опорные пункты по ликбезу. В данную работу обширно вовлекались и старшие колонисты. Они организовывали для крестьян выступления и спектакли, обучали сельских ребятишек растить цветы в палисадниках, вели борьбу за чистоту и гигиену в жилищах и на улицах. Итогом работы станции в сфере теории и методики преподавания явились бессчетные методические разработки для учителей, учебные пособия и заметки по педагогике. Педагоги старались привить ребятам любовь к музыке, литературе, театру, живописи. Вечера, приуроченные к слушанию традиционной музыки, сопровождались разговорами о композиторах, о времени, в котором они жили. На данных вечерах Станислав Теофилович исполнял оперные арии, а Валентина Николаевна аккомпанировала и читала лекции. Шацкий управлял и собственным театром, где совместно с детьми в роли актеров выступали учителя. У младших ребят был кукольный театр. После строительства районной электростанции в колонии была проложена электропроводка, появились радиоприемники. На полях загудел трактор, ыли приобретены сеялка, косилка. Все данные машины обслуживали старшие воспитанники. В этот период колонию навещало немало гостей, желавших познакомиться с навыком организации учебного процесса и воспитательной работы. Однако в скором времени для станции начинается сложный период. В обществе сгущалась аатмосфера подозрительности и недоверия. Все обсуждения вопроса в педагогике были прекращены, прервались взаимосвязи с иностранными коллегами. На Шацкого посыпались многочисленные обвинения, в том числе и за увлечённость трудовым воспитанием. В 1932 году станция была закрыта. Колония «Бодрая жизнь» стала средним общеобразовательным учебным заведением с интернатом и методическим центром для школ Угодско-Заводского региона. Через два года грубое отстранение от любимого дела катастрофически сказалось на самочувствии Шацкого, и сердце не выдержало. Школе было присвоена имя её отца, и она стала именоваться школой-колонией «Бодрая жизнь» имени С.Т. Шацкого. В память о знаменитом советском учителе на территории колонии был установлен монумент Шацкому.
РЕЖИМ Шацкий установил в общине порядок, при котором дети имели возможность самостоятельно улаживать личные дела и вопросы. Любые существенные темы обсуждались на ежедневных собраниях, на одном из которых воспитанниками было принято решение дать колонии Шацкого название «Бодрая жизнь». Анализируя жизнь и деятельность своих подопечных в колонии, Шацкий пришел к заключению, что необходимо организовать условия для всестороннего умственного, а не только трудового развития детей. Таким образом, было открыто среднее учебное заведение, и после революции летняя колония преобразовалась в круглогодичную.
САМООБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД Основой жизни в колонии был физический труд: дети вместе с сотрудниками выполняли работы по приготовлению пищи, по самообслуживанию, по благоустройству колонии. Начиналось с простого — корчевали пни, прокладывали дорожки, возводили постройки. Со временем стали обрабатывать поля, выращивать на них рожь и пшеницу. Позже появилась своя электростанция. Трудовая деятельность детей складывалась из дежурств по отдельным отраслям хозяйства (в кухне, в прачечной, на скотном дворе) и общественных работ, в которых участвовали все свободные от дежурств колонисты. Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал С. Т. Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.186 (0.011 с.) |