![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровневаядифференциацияобучениявизучении курса«Окружающиймир»
Преподаваниепредмета«Окружающиймир»определя- етнеобходимостьовладенияучителемначальныхклассов методикой обучения, основанной на педагогическихтехно- логиях.
Подходыкприменениюпедагогическихтехнологийвпрактикеоб- разовательнойшколыраскрытывисследованияхученых(В.В.Гузеев, М.В.Кларин,М.МЛевина,Г.К.Селевко,В.А.Сластенин,В.П.Третья- ков).Рассмотримпонятия«педагогическаятехнология»,«образователь- наятехнология».ПедагогическаятехнологиявработахВ.А.Сластенина рассматривается как последовательная взаимосвязанная система дей- ствийпедагога,направленнаянарешениепедагогическихзадач,или какпланомерноеипоследовательноевоплощениенапрактикезаранее спланированного педагогического процесса1. Образовательный процесс вшколе,егосовершенствованиепозволиливыделитьпонятие«образова- тельнаятехнология».ВработахИ.С.Якиманскойобразовательнаятех- нология рассматривается как совокупность содержания, форм, средств, методоворганизациииреализацииобразовательногопроцесса2.Виссле- дованияхВ.М.Монаховсвязываетпедагогическуютехнологиюсмето- дом,методикой,технологией.Приэтом,методрассматриваетсякакпуть кдостижениюпедагогическойцелиилисистемадействийпорешению конкретной учебной задачи. Методику автор рассматривает каксистем- ныйспособдостиженияцели.Технология—системнаяпоследователь- ность методов, обеспечивающая максимально точный стандартизован- ныйпереходотцеликпланируемомурезультату3.И.П.Подласыйпод технологиейпонимаетвсе,чтонаходитсямеждуцельюирезультатом, «это связанные в одно целое методы. формы, средства, способы, матери- альные ресурсы»4. Любая педагогическая технология затрагивает совокуп- ностьсодержания,форм,средств,методовобучения,вос- питания, обеспечивающих достижение планируемых обра- зовательныхрезультатов.Визучениикурса«Окружающий мир» применяются следующие педагогические технологии деятельностноготипа: — технология сотрудничества (обучение в малыхгруппах); — технология проблемногообучения; — технология деятельностного методаобучения; — уровневаядифференциацияобучения; — технология педагогическогопроектирования;
— метод проектов как педагогическаятехнология. Визучениикурса«Окружающиймир»ихследуетсвязы- вать со способами организации деятельности исредствами 1 СластенинВ.В. Педагогика:инновационнаядеятельность/В.В.Сла- стенин,Л.С.Подымова.—М.:ИПЧ«Из-воМагистр»,1997.—С.157–158. 2 Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь., 2000. 3 МонаховВ.М. Введениевтеориюпедагогическихтехнологий.—Волго- град:2006.—С.53. 4 Подласый И.П. Педагогика. Кн.2. Теория и технологии обучения. — С. 416.
обучения, обеспечивающие планируемый результат. Нель- зяихприменениеотделитьотсодержанияучебногоматери- ала по предмету. Особенностью педагогических технологий является результативность, включение учащихся в разноо- образные видыдеятельности. Формированиезнанийиотношениякприроде,изуче- ниеокружающегомиравцелом,требуетновогоподхода корганизацииучебнойдеятельностимладшихшкольни- ков,позволяющейучитыватьихуровеньобученности,об- щихучебныхумений,развитияпознавательногоинтереса, логическогомышления.Несомненно,решениезадачобу- чения,воспитанияучащихсявомногомзависитиотзна- нияпедагогомсвоихвоспитанников,уменияприменять дифференцированные средства обучения, формыучебной работы. Одним из направлений развивающего обучения являет- ся личностно-ориентированное обучение. Е.В. Бондарев- ская,И.С.Якиманская,А.А.Алексеев,В.И.Слободчиков, В.В.Сериковсвязываютегосраскрытиемиразвитиемин- дивидуальности, накоплением каждым школьником своего общественно значимого личного опыта. Дифференциация ииндивидуализацияявляютсяосновойорганизациилич- ностно-ориентированного обучения. Младшие школьники лучшеучатсятогда,когдаизучаютто,чтосоответствуетих возможностям.Каксделатьобучениеличностно-ориенти- рованным? Несомненно, школа ориентируется на форми- рованиежелаемыхобществукачествличности.Обучение, чтобы оно было личностно-ориентированным, нужно начи- натьсизученияивыявленияиндивидуальныхособенностей развития каждого учащегося. Встает вопрос, какиеособен- ностимладшихшкольниковучитыватьвпроцессеобучения икакихвыявить?
М.К.Акимоваобосновываетто,чтовобучениенельзя учесть все психологические особенности, во вниманиепри- нимаютсялишьте,которыеоказываютсяважнымивизуче- ниитогоилииногопредмета1.ИсследованияВ.В.Давыдова доказали,чтовозраст6–9летявляетсясенситивнымпери- одомвразвитиимышления,развитиеегоспособствуетдру- 1 АкимоваМ.К. Диагностикаучебнойдеятельностиприпереходеизна- чальнойшколывсреднюю.—Самара:СИПКРО,1996.
гим познавательным процессам1. Н.Ф. Виноградова также уделяетвниманиетому,чтопроцессобучениявначальной школедолженбытьоснованнамышлении,воображении младшихшкольников2. Вначальнойшколесредитехнологийдифференцирован- ногообучениянаиболееприемлемауровневаядифференци- ацияобучениянаосновеобязательныхрезультатов.Онапо- зволяет: — осуществитьдифференцированныйподходкмладшим школьникам как возможность индивидуализацииобучения в одномклассе; — организоватьобучениенаобязательномуровнеипо- вышенном уровнесложности; — проектировать на основе полученных результатов ин- дивидуальные пути учащихся в обучении иразвитии; — обеспечитькачествознаний,общихучебныхумений, усвоениекоторыхопределяетдальнейшуюуспешностьоб- учения учащихся в 5 классе общеобразовательнойшколы; — обеспечить базовый, обязательный уровень подготов- ки,которыйобязандостичькаждыйучащийся,ипредо- ставляется возможность усвоения материала повышенной степенисложности. Уровневую дифференциацию обучения на основе обяза- тельных результатов следует рассматривать как целостный педагогический процесс подготовки младших школьников к реализации дифференцированного обучения в старших классах общеобразовательной школы.
Организационно-педагогическими основами уровневой дифференциа- ции обучения в изучении курса «Окружающий мир» являются: — изучениеиучетиндивидуальныхвозможностейучащихсявобу- чении(уровеньобученности,способностей,общихучебныхумений,по- знавательногоинтереса); — дифференцированныйподходкмладшимшкольникамвобучении; — разделениеучащихсявклассенавременныегруппысотноситель- но одинаковым уровнем умственного развития для осуществления диф- ференцированногоподходакучащимся; — применение дифференцированных заданий, включающихразлич- нуюстепеньсложностиучебногоматериалапопредмету,учебныедей- ствия,необходимыедляихвыполнения; 1 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 2002. 2 ВиноградоваН.Ф. Окружающиймир.3–4класс.Методикаобучения.— М.,2012.
— организациягрупповыхформобученияучащихся(дифференциро- ванно-групповой, парной, звеньевой, индивидуализировано-групповой, индивидуализированной)вучебнойивнеурочнойработепопредмету; — организация самостоятельной работы учащихся на различныхэта- пахурока; — оценка успешности учебных достижений учащихся, продвижение каждоговразвитииотносительносвоегоисходногоуровня.
Уровневая дифференциация в изучении курса «Окружа- ющий мир» основана на учете: индивидуальныхпсихологи- ческих особенностей личности, темпа изучения материала, применениидифференцированныхзаданийразличнойсте- пенисложности,сочетанииколлективной,индивидуаль- ной,групповойформучебнойработыучащихся,возмож- ностивыборавидовдеятельностиучащимися,организации самостоятельнойработы.
Существуютразличныеподходыпообъединениюучащих- сявгруппы.А.А.Бударныйпредлагаетучитыватьуровень обученностииработоспособностишкольников.Онделитуча- щихсяна3группы:свысоким,средниминизкимуровнями развития учебных возможностей. Исходя из указанных двух критериевкаждуюгруппуещена3подгруппы1.И.М.Че- редов выделяет три уровня обучаемости и работоспособно- стиучащихся(высокий,средний,низкий).Онобъединяет учащихсяв4группы:высокимиучебнымивозможностя- ми—одинпоказательвысокий,адругойсредний;сочень высокими учебными возможностями — высокие показате- лиобучаемостииработоспособности;сосреднимиучебными возможностями—одинпоказательвысокий,другойнизкий, илиобапоказателясредние;снизкимиучебнымивозмож- ностями—одинпоказательнизкий,адругой—низкийили средний.В.Д.Шадриков,Л.В.Шмельковапредлагаютобъ- единятьучащихсявгруппы,учитываяихобученность,спо- собности, учебные умения, познавательныйинтерес2. Учетиндивидуальныхпсихологическихособенностей младшихшкольниковприизученииокружающегомира связансдиагностикой.Выявитьумладшихшкольников уровень развития логического мышления позволяют мето- 1 Бударный А.А. Дифференцированный подход в учебно-воспитательном процессе. — М., 1982. 2 ШадриковВ.Д. Психологиядеятельностииспособностичеловека.—М., 1996. 6.1. дики: Н.М. Поливановой, М.К. Акимовой1,2.Определить уровеньусвоениязнанийвусловияхдифференциациипо- зволяют методики Л.И. Буровой3, А.П. Мишиной.Млад- шиешкольникиприизучениикурса«Окружающиймир» должныуметьприменятьзнаниявпрактическойдеятель- ностиивновыхучебныхситуациях,анезаучить,запом- нить учебныйматериал. Понятие«обученность»включаетзнания,уменияиспособыихполу- чения.В.П.Симоновхарактеризуетобученностьпятьюпоказателями: распознавание; запоминание учебного материала; понимание учебного материала; применение знаний в практической деятельности (простей- шиеэлементарныеуменияинавыки);перенос—применениезнаний, уменийвновыхучебныхситуациях4.Следовательно,учащиесядолжны овладеть при изучении окружающего мира учебными действиями, кото- рые включают:
— распознавание объектов, явлений природы (узнавать объектов по внешним признакам на иллюстрациях, гербариюрастений); — запоминание учебного материала (воспроизведение содержания, отвечатьнарепродуктивныевопросы); — понимание учебного материала (выделять существенные, главные признаки,устанавливатьсвязимеждуобъектамиокружающегомира, объяснять, подтверждать ответыпримерами); — применение знаний в практической деятельности (ученикивыпол- няютзаданиянаосновеусвоенныхзнанийиумений); — применениезнанийвновыхучебныхситуациях(выполнятьтвор- ческие задания, находить оригинальные подходы к решениюпоставлен- ныхзадач).
Кобщимучебнымумениям,которыенеобходимоучиты- ватьнауроках«Окружающиймир»приобъединениимлад- шихшкольниковвгруппыотносятся:умениенаблюдать, чтение,овладениелогическимиприемамипознанияокру- жающегомира—приемомсравнения,обобщения,класси- фикации,выделениясущественных,главныхпризнаков вобъектах. Уровеньразвитиялогическогомышления(степеньобоб- щенияивыделениясущественныхпризнаковвобъектах); 1 ПоливановаН.И,РивинаИ.В. Диагностикасистемногомышленияде- тей6–9лет.—М.,1995. 2 АкимоваМ.К. Диагностикафакторовуспешностиучебнойдеятельности припереходеизначальнойшколывсреднюю.—Самара:CИПКРО,1996. 3 БуроваЛ.И. Способыформированияпервоначальныхпонятийумлад- ших школьников // Гносеологическое обоснование методов начального обу- чения.—М.,1984.—С.14–24. 4 Симонов В.П. Диагностика степени обученности. — М., 1999.
общихучебныхумений;обученности;развитияинтере- сакпредметупозволяетобъединитьучащихсявгруппы с относительно одинаковыми особенностями. Умственное развитиевключаетобученностьиспособностиучащих- ся. Интерес способствует развитию учебной деятельности иуспешностиобучения.Вклассенаурокахпопредмету «Окружающиймир»можновыделитьвременныегруппы учащихся. Практикаработышколы,исследованияпоказали,что вусловияхдифференциацииобученияможновыделитьсле- дующие группышкольников: I группа — воспроизводящий уровень усвоения знаний, умений; ученики затрудняются в распознавании объектов, неразличаютглавныеинесущественныепризнакивобъ- ектах,присравнениисначаларассматриваютиописывают признакиодногопредмета,затемдругого,допускаютсме- шениепонятий,затрудняютсясопоставлятьпризнакидля сравнения,устанавливатьобщиечертыичертыразличия, нераскрываютвзаимосвязивприроде; II группа—репродуктивныйуровеньусвоениязнаний, умений;ученикислабораскрываютвзаимосвязивприро- де, более полно характеризуют объекты окружающегомира лишьприпостановкевопросов,детализирующихпроцесс наблюдения; при нахождении ошибок учителем исправля- ютих,нодопускаютэтиошибкивпрактическойдеятельно- сти,распознаютобъекты,нозатрудняютсявыделять,ана- лизировать и соотносить существенные признаки, назвать принципклассификации;
III группа — конструктивный уровень усвоения знаний, умений; ученики распознают объекты окружающего мира, распределяютихпогруппам,способныделатьобобщение на уровне элементарных понятий, применяют знания, уме- ниявпрактическойработе,еслидопускаютошибки,легко их исправляют; но способность к выделению существенно- гопризнаканеявляетсядостаточнообобщенной,неумеют устанавливать принципклассификации; IV группа—повышенныйуровеньусвоениязнаний,уме- ний;ученикиназываютпринципклассификацииобъектов, делаютобобщениянаосновемысленногоанализасвязей иотношений,применяютзнания,умениявновыхучебных ситуациях. 6.2. Объединивучащихсявгруппы,учительимеетвозмож- ностьорганизоватьпроцессобучениянаурокесучетом учебных возможностей школьников. Особая роль в этомот- водится самостоятельнойработе.
6.2. Организация самостоятельной работы учащихся приизучениикурса«Окружающиймир»вусловиях Дифференциации обучения Висследованияхученыхнетединойточкизрениянапо- нятие«самостоятельнаяработа». Она рассматривается как метод обучения (Г.Е. Ковалева, А.В.Усова), являетсясредствомобучения,спомощьюкоторогоучительвовлекаетуча- щихсявсамостоятельнуюпознавательнуюдеятельность(П.Я.Лернер, М.Н. Скаткин). П.И. Пидкасистый понятие «самостоятельная работа» раскрываеткакучебноезаданиеиформапроявлениявсоответствующей деятельностиразвитиямышления,памяти,воображенияучащихся1. Наурокахпопредмету«Окружающиймир»наибольшая возможность в умственном развитии младшихшкольников возникает тогда, когда начинается систематизация и обоб- щениезнаний.Входесамостоятельнойдеятельности,уче- никивыполняютзадания,включающиесоставлениесхем, решениепроблемныхситуаций,познавательныхзадачна доказательство, сравнение, классификацию, обобщение, раскрытиепричинно—следственныхсвязей.Однимизус- ловийреализацияосновнойобразовательнойпрограммына- чальногообщегообразованиявсвететребованийСтандарта является «использование в образовательном процессе педа- гогических технологий деятельностного типа,эффективной самостоятельной работыобучающихся»2. Попредмету«Окружающиймир»длятого,чтобыоргани- зоватьсамостоятельнуюработуучащихся,адаптированную кихучебнымвозможностям,нужнознатьуровеньразвития общихучебныхумений.Например,умениечитатьтексткар- точек—заданийиливопросовврабочихтетрадях;понима- ниеихсодержания,выполнениеучебныхдействий;умение самоконтроля и самопроверки результатов; принятиеучеб- 1 Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980. — С.17. 2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — М.: Просвещение, 2010. п.. IV. 22.
нойзадачимладшимишкольниками(понимание—зачем икакэтоделать).Учителюнеобходимовыбратьадекватные способыдействий,ведущиекрешениюпоставленныхзадач самостоятельнойработы,операцииконтролярезультатавы- полнениязаданийучащимися.Сэтойцельюследуетпрове- рятьответыспомощьюсредствобратнойсвязи,имеяобра- зецвыполнения.Онпомогаетнайтиошибкиввыполненных заданияхиихисправить.Например,учительпредлагает ученикамследующеезаданиедлясамостоятельнойработы. Задание. Рассмотритерисунок(нарисункеизображеныптицы,рядом кружки).—Назовитептиц:—Запишитевкружкецифры,соответствен- ноназваниюптиц.Надоскеучительпредлагаетобразецответа:1—си- ница,2—воробей,3—дятел,4—ворона,5—грач(образецделается до урока). После самостоятельного выполнения задания осуществляется проверка.Учитель:«Проверимзадание.Укогоответтакой,какнадо- ске?Покажитезеленыйсигналсветофора».Надоскекромеобразцаот- ветаимеютсяиллюстрациисизображениемптиц,рядомснимицифры. Учитель:«Укогоответдругой?Покажитекрасныйсигналсветофора». Входебеседыобсуждаютсяправильныеответыдетей.
Успешность выполнения заданий самостоятельной рабо- тывомногомзависитотпоследовательностиследующихэта- поворганизацииеенаурокахкурса«Окружающиймир». 1. Выборучителемэтапаурока,накоторомпроводится самостоятельная работа в соответствии с дидактическими задачами:назакреплениеизученногоматериала;напровер- кузнаний,умений;наобобщениеисистематизациюзнаний; навоспроизведениеопорныхзнанийпередизучениемновой темы;напервичноезакреплениеизученногоматериала. 2. Подготовка учащихся к выполнению самостоятельной работы: а)четкое,немногословноеинструктированиеучащихся относительно задачработы; б)подборзаданийдлясамостоятельнойработысучетом учебных возможностейучащихся; в) сообщение школьникам времени выполнения работы. 3. Постановкаучебнойзадачиучителем.Принятиеучебной задачимладшимишкольниками(чтоикакнужноделать). 4. Выборформыучебнойработыучащихсяприорганиза- циисамостоятельнойработы(звеньевая,парная,дифферен- цированно-групповая, индивидуализированная,индивиду- ализировано-групповая).
5. Опосредованноеруководствосамостоятельнойработой учителем.Наблюдениезаходомвыполнениязаданийиока- зание необходимой помощи учащимся при возникновении затруднений. 6. Контрольучителемзавыполнениемсамостоятельной работы.Самоконтрольисамопроверкавыполнениязаданий учащимися. Одним из средств обучения, позволяющим организовать самостоятельнуюработунаразныхэтапахурокавкурсе «Окружающий мир», являются дифференцированныезада- ния (разноуровневые). К учебным заданиямпредъявляются следующие требования: — должныстроитьсянаосновепрограммногосодержа- ния, учитывать степень егосложности; — основыватьсянаучебныхдействиях,необходимых длявыполненияиучитыватьуровниусвоениязнаний(уз- наваниеизапоминаниеучебногоматериала,пониманиеего, применение знаний, умений в практической деятельности, применение знаний, умений в новых учебныхситуациях); — при подборе заданий необходимо обращатьвнимание наиндивидуальныепсихологическиеособенностишколь- ников (развитие логического мышления — степень обобще- ния и выделения существенных признаков, словесно-логи- ческойпамяти—скоростьзапечатления,заучивания,точ- ностьзапоминанияивоспроизведенияматериала); — учитыватьуровеньразвитиякомпонентовучебнойде- ятельностиучащихся(принятиеучебнойзадачи,учебные действия, самопроверка исамоконтроль); — являтьсяобязательнымструктурнымкомпонентом урока. Существуютразличныеподходыкзаданиямпоизуче- ниюприроды. Л.П.Симоновавыделяетзаданияпоэкологиидлямладшихшкольни- ков, учитывая их интерес, познавательную активность. Н.Ф. Виноградо- вауделяетвниманиевзаданияхособенностямразвитиямышления,во- ображения, компонентов учебной деятельности младших школьников.1 О.А.Казаровапредлагаетзаданияпоэкологии,включающиепознава- тельныезадачи2. 1 ВиноградоваН.Ф. Окружающиймир:методикаобучения—М.:Вентан- на—Граф,2004. 2 Казарова О.А. Творческие задачи по экологии для младших школьни- ков: методические материалы. — Нижний Новгород: НРЦОРО, 2001.
Приводимклассификациюзаданийпохарактерудея- тельности,необходимойдляихвыполнения.Можнотипы заданийразделитьнавиды.Рассмотримподробнокласси- фикациюдифференцированных(разноуровневых)заданий по изучению окружающегомира. Задания, опосредующие учебную информацию (на узна- вание, различение объектов): — заданиянаузнаваниеобъектов; — навыделениеглавных,существенныхпризнаков вобъектах; — на классификацию объектов окружающегомира. Задания, опосредующие учебную информацию (на узна- вание, различение, воспроизведение информации): — заданиянаописаниеобъектовсиспользованиемплана; — на дополнение незаконченных предложений сисполь- зованием слов длясправок. Задания, направляющие работу учеников с учебнымма- териалом(наприменениеЗУНвпрактическойдеятель- ности): — заданиянасравнение,обобщениеучебногоматериала; — задания,включающиевопросы,готовыйответнакото- рыевучебникеотсутствует,требующиедополненияктексту; — заданиянаподборпримеров,раскрывающихвзаимос- вязи вприроде; Задания, требующие от учеников применение знаний, умений в новых учебных ситуациях): — заданиянаустановлениесвязеймеждуобъектамипри- роды, на составление схем,моделей; — заданиянаосознаниепоследствийвоздействиячелове- ка наприроду; — задания на доказательство, решение познавательных задач; — наработусдополнительнойлитературой,поискин- формации. Попредмету«Окружающиймир»выделимвидысамо- стоятельныхработисоотнесемихсразноуровневымиза- даниями: — воспроизводящеготипа(заданиянаузнавание,разли- чениеучебногоматериала,учебныедействияпообразцу); — реконструктивно-вариативные (задания на примене- ние знаний, умений в практическойдеятельности);
— частично-поисковые (задания на применениезнаний, уменийвновыхучебныхситуациях); — творческие (задания на применение самостоятельно усвоенныхзнаний,уменийвновыхучебныхситуациях,ре- шение самостоятельно новых учебных задач, требующиеот учащихся творческойдеятельности). Дифференцированныезаданияможноклассифицировать похарактерудеятельности,необходимойдляихвыполне- ния.Так,ученикиI–IIгруппвыполняютзадания,опосре- дующиеучебнуюинформацию.Импредлагаютсязадания наузнаваниеобъектов,навыделениесущественныхпри- знаков в понятиях, на классификацию объектов окружаю- щегомира.ШкольникамIIIгруппыпредлагаютсязадания, направляющие работу с учебным материалом. Это задания на сравнение объектов, задания, включающие вопросы,го- товыйответнакоторыевучебникеотсутствует,требующие самостоятельныхмыслительныхоперацийстекстом.Уче- никиIVгруппывыполняютзаданиянаприменениезнаний, уменийвновыхучебныхситуациях.Этозаданиянадока- зательство, на решение творческих задач, на осознаниепо- следствийвоздействиячеловеканаприроду. Организация самостоятельной работы в курсе «Окружа- ющий мир» связана с формой учебной работы учащихся.
И.М.Чередоврассматриваетформуучебнойработыкаквидвзаи- модействияучащихсямеждусобойисучителемнауроке.Выборееоб- условлен:этапомурока;индивидуальнымиучебнымивозможностями учащихся;содержаниемучебногоматериала1.Вдидактикепонятия «формаобучения»и«формаучебнойработы»рассматриваютсякактож- дественные.
Впедагогикеипрактикеначальнойшколывыделяют индивидуальную, фронтальную, групповую формыучебной работы учащихся. Групповая форма учебной работыпозво- ляетосуществитьсотрудничествошкольников,аименно, оценитьвкладкаждоговрезультатдеятельности,распреде- литьработувгруппах. И.М.Чередоввыделяетследующиеформыучебнойработыучащих- ся:парную,дифференцированно—групповую,индивидуализировано— групповую, индивидуализированную,звеньевую. 1 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. — М., 1998.
Рассмотрим применение различных форм учебной рабо- тыучащихсяприорганизациисамостоятельнойработына урокахкурса«Окружающиймир». Формыучебнойработы (формыобучения)являютсяорганизационнымиспособа- ми дифференциации. Дифференцированно-групповая форма учебной работы предусматривает организацию самостоя- тельнойдеятельностиучащихсявгруппахсотносительно равными учебными возможностями. Как правило, в классе выделяются3–4группышкольников.Заданияученикипо- лучаютразныепостепенисложности.Применяются,как минимум,тритипазаданий.Например,втеме:«Какиебы- ваютрастения»дляучащихся2классаназакреплениезна- нийомногообразиирастений,отличительныхпризнаках групп растений предлагаются следующиезадания. Задание I. Узнайте растения по описанию и внешнему виду. Хвойноедерево,образуеткрону,листья-хвоинкирасположеныпопар- нонаветках.Этодеревоназывается . Задание II. Напишите названия растений каждой группы. Дополните схему. Группы растений
Подчеркните правильное утверждение. Объясните его. 1. Лиственница—хвойноедерево,потомучто… 2. Лиственница—лиственноедерево,потомучто… 3. Можжевельник — хвойный кустарник, потомучто… Задание IV. Накакиегруппыможноразделитьрастенияпоособенностямстрое- ниялистьев.Дополнитесхему: Группы растений |
|||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
? | ? | |||||||||||||||||||||||
1 1
2 2
3 3
6.2. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении курса
Проверка выполнения заданий самостоятельной работы проходитотменеесложногозаданиякболеесложномуиможет бытькакустнойфронтальной,такипредусматриватьсамопро- верку,взаимопроверкуспомощьюсредствобратнойсвязи.
Индивидуализировано-групповая форма учебной работы предполагает выполнение 2–5 учениками индивидуальных заданийнакарточках.Остальныешкольникивэтовремямо- гутвыполнитьзаданияврабочейтетрадипокурсу«Окружа- ющий мир» или организуется фронтальная проверка домаш- негозадания.Такаяформаспособствуетпредупреждениюот- ставаниявусвоениизнанийучащихсяснизкимиучебными возможностями, активизирует их на изучение новогомате- риала, позволяет вспомнить необходимые опорные знания, а также позволяет организовать работу наиболее подготов- ленныхшкольников.Например,потеме:«Краснаякнига» (2класс,учебникА.А.Плешакова)2ученика(наиболеепод- готовленные) выполняют опережающие задания № 1,2.
Задание 1.
Откройтеучебник(указываетсястраница).Найдитеипрочитайте текст«Венеринбашмачок»(поМ.Г.Вахрамеевой,В.Н.Павлову).Под- готовьтенебольшоесообщениеорастение,котороевнесеновКрасную книгупоплану:
1. Ккакойгрупперастенийотноситсявенеринбашмачок.
2. Почемурастениеназываетсявенеринбашмачок?
3. Каквыглядитэторедкоерастение?
Задание 2.
Каквыдумаете,почемуколокольчики,подснежникисталиохраняе- мыми растениями. Правильные ответыподчеркните.
1)нарушилисьсвязивприроде;2)осталосьмало;3)являютсяредки- ми;4)человекнарушилправиласборарастений.
Навоспроизведениезнанийпредлагаютсязадание№3 поранееизученнойтеме«Невидимыенити»,котораяимеет связьстемой«Краснаякнига».
Задание3(выполняютменееподготовленныеученики,можнопред- ложитьработувпарах).
Скакимирастениямисвязаныследующиеживотные.Дополнитесвя- зи вприроде.
Зубр
Кабан
Лось
Расскажите, что вы знаете об этих животных? При работе можно пользоваться учебником, книгой «Зеленые страницы».
Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета
Проверка выполнения индивидуальных заданий прохо- дитвходеизученияновойтемы.Приводимпример индиви- дуализировано-групповой формы учебной работы по теме:
«Луг — природное сообщество» в 4 классе. При проверке домашнегозаданияпроводитсясамостоятельнаяработа,ко- тораязанимает3–5минут.Учащиесявыполняютзадания втетрадяхсцельюпроверкизнанийолесекакприродном сообществе, ярусности растений, их многообразии. Учени- ки1группывыполняютзаданиянаиндивидуальныхкар- точкахсцельювоспроизведениязнаний,необходимыхдля изученияновогоматериала.Проверкавыполнениязаданий проходитвходеизученияновойтемы.
Задание 1.
Какоеизутвержденийотноситсяктравам?Правильныеответыпод- черкните.
Растения имеют 1 стебель — ствол.
Стебли растений — деревянистые, толстые. Стебли растений — сочные, мягкие.
Задание 2.
Составьте цепи питания, включая живые организмы: клевер, шмель, трава, сова.
Наиболее подготовленным ученикам можно предложить сложные за- дания,напримерзадания№3,4.Проверяютсяэтизаданиявходеизуче- ния новогоматериала.
Задание 3.
Могут ли крупные звери жить на лугу? Почему?
Задание 4.
Почемудятлы,белкиживутвлесу,аненалугу?Почемумыши—по- левкиживутвлесуиналугу?
После выполнения заданий, проводится фронтальная проверка знаний по вопросам:
— Почемулесназываютприроднымсообществом?
— Рассмотритеиллюстрациивучебникеисоставьтецепи питания,встречающиесявлесу.—Какиенарушенияпри- родногоравновесиямогутпроизойтивлесуповинечелове- ка?—Какиеярусырастенийестьвлесу?Рассмотритеил- люстрации,накоторыхизображеныживотные,растения. Назовитеих.Выберитете,которыеживутвлесу.—Каквы думаете,вкакомприродномсообществеобитаютостальные живыеорганизмы?(показиллюстрацийсизображением растенийиживотныхнанастенномэкране).
6.2. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении курса
Задание нацеливает учащихся на изучение новой темы:
«Луг—природноесообщество».Учительзнакомитучащих- сясмногообразиемобитателейлуга,вводитпонятие—луг природное сообщество, где растут травянистые растения, живыеорганизмысвязанымеждусобой.Входеизучения новойтемывыполняютсязадания1,2,3.
Задание1позволяетуточнитьотличительныепризнаки группрастений,знанияомногообразиирастений,живот- ных.Учительвходебеседызнакомитшкольниковспред- ставителями растений, животных луга. Рисунки вучебнике помогаютраспознатьрастений,животныхисоставитьцепи питания,встречающиесявприродномсообществе.
Задание2даетвозможностьнапомнитьучащимся,как составитьцепипитания.Учительсообщаетшкольникам знанияоприспособленностиживотныхкусловиямжизни налугу.
Ученики,которыевыполнялизадание№3,участвуют визученииновогоматериала,дополняютучителя,объяс- няютсвязи,существующиеналугу.Крупныеживотные, например,немогутжитьналугу,имтрудноскрыватьсяот врагов,таккакместностьоткрыта.Мелкихзверейналугу много—мышей,кротов.Естьнасекомые—ихпривлекает нектаром колокольчиков, клевера, герани. В травегнездят- сяптицы—перепел,коростель,чекан.
Индивидуализированная форма учебнойработы предпо-лагаетвыполнение6–8вариантовдифференцированныхза-даний,выборихшкольниками.Онаможетприменятьсянаобобщающихурокахвкурсе«Окружающиймир»,предус-матривает выполнение школьниками различныхпо степенисложности заданий. Как правило, учительсообщаетучени-камкритерииоценки.Например:есливыберетевариант1–2заданий,тополучитеоценку«3»,если3–4вариант—«4»,наоценку«5»—вариант5–6.Вкаждомвариантепредставленызаданияповозрастаниюстепенисложности,которыевклю-чаютусложненныеспособыдействийсучебнымматериалом. Парнуюформуучебнойработы учащихсянаурокахпопредмету«Окружающиймир»позволяюторганизоватьра-бочиететради.Онидаютвозможностьосуществитьвзаимо-проверку, самопроверку результатоввыполнениязаданийиоценитьуспешностьучащихсявусвоениизнаний.Этаформаучебнойработыимеетместоприпроверкедомашне-
Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета
го задания, первичном закреплении изученногоматериала. Школьникимогутработатьвпарах:наиболееподготовлен- ныйинаименееподготовленный,приэтомполучаютраз- личные по степени сложностизадания.
Звеньевая форма учебной работы предусматривает объ- единениеучащихсявгруппы,гдевкаждой,школьники сразличнымиучебнымивозможностями.Этаформаучеб- нойработыпредполагаетвыполнениеобщегозадания,об- суждение ответов, взаимный контроль. Звеньевую форму учебнойработыможноорганизоватьнаурокевходеизуче- ния нового материала при проведении практической рабо- ты. Например, младшие школьники совместно выполняют опыты,обсуждаютрезультатынаблюдений.Можнопред- ложить ученикам каждой группы разноуровневыезадания. Одинизмладшихшкольниковвгруппе,какправило,свы- сокимиучебнымивозможностямиосуществляетруковод- ство,распределяетзадания,участвуетвобсужденииотве- тов.Звеньеваяформаучебнойработыимеетместоиприор- ганизации самостоятельной работы учащихся науроке.
Приводимпримериспользованияразноуровневыхзаданий потеме:«ЛесаРоссии».Ученикирассматриваютгербарий растений. В каждой группе выполняют следующиезадания:
Задание 1. (выполняют менее подготовленные ученики).
Рассмотрите растения. Назовите их. Опишите одно из растений по плану:
1. Название.Ккакойгруппеотноситься(дерево,кустарник,трава)?
2. Рассмотрителистьядеревьев,кустарников.Какуюформуониимеют?
Задание 2.
Рассмотрите растения. Распределите их по группам: деревья,кустар- ники,травы(растенияиспользуютте,чтовзадании1).
Задание 3.
Рассмотрите растения. Распределите их по ярусам. Напишите назва- ния растений к каждому ярусу.
1ярус.
2ярус.
3ярус.
Дифференцированные(разноуровневые)заданиямладшие школьникимогутвыполнятьнаразличныхэтапахурока: при закреплении изученного материала; проверке знаний, умений. Выполнение заданий позволяет не толькозакрепить
6.2.
Организация самостоятельной работы учащихся при изучениикурса
изученныйматериал,выявитьуспешностьусвоенияего,но и способствует развитию контрольно-оценочной самостоя- тельностиумладшихшкольников.Ученикимогутвыполнять заданияприорганизацииразличныхформучебнойработы: звеньевой,парной,дифференцированно-групповой,индиви- дуализировано-групповой,индивидуализированной.Наибо- лееподготовленныешкольникимогутвыполнятьзадания, включающие решение познавательных задач, проблемных ситуаций, моделирование связей в природе; доказательства, раскрытие причинно-следственных связей. Самостоятель- наяработавусловияхуровневойдифференциациидолжна предусматриватьвыборзаданийучащимися.Онаимеетоб- учающийхарактер,позволяетвыявитьиустранитьпробелы взнанияхучащихся,подготавливаетмладшихшкольников к проверочным работам, которые проводятся попредмету
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.1 (0.13 с.)