Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индексы физического объема, цен, товарооборота, их взаимосвязь и экономический смысл
Пример 1. Имеются следующие данные о реализации овощной продукции на городском рынке. Рассчитайте все возможные индексы. Исходные данные приведены в таблице.
Приведем расчетную таблицу:
Цены разных товаров, реализуемых в розничной торговле, складывать неправомерно, однако с экономической точки зрения допустимо суммировать их товарооборот. Если сравнивать товарооборот в текущем периоде с его величиной в базисном периоде, то получим сводный индекс товарооборота: Ipq = Рассчитаем индекс товарооборота для примера 1: Ipq = Товарооборот в целом по рассматриваемой товарной группе в октябре по сравнению с базисным (августом) уменьшился на 0,9 % (100 - 99,1). На величину данного индекса оказывает влияние как изменение цен на товары, так и изменение объемов их реализации. Для того чтобы оценить изменение только цен (индексируемой величины), необходимо количество проданных товаров (веса индекса) зафиксировать на каком-либо постоянном уровне. При исследовании динамики таких качественных показателей, как цена, себестоимость, производительность труда, количественный показатель обычно фиксируют на уровне текущего уровня. Таким же способом получают сводный индекс цен: Ip = . Числитель данного индекса содержит фактический товарооборот текущего периода. Знаменатель же представляет собой условную величину, показывающую, каким был бы товарооборот в текущем периоде при условии сохранения цен на базисном уровне. Вычислим сводный индекс цен для примера 1: Ip = = = 0,683. Следовательно, по данной товарной группе цены в октябре по сравнению с августом снизились на 31,7 %. (100 - 68,3). Числитель и знаменатель сводного индекса цен можно интерпретировать с точки зрения потребителей. Числитель представляет собой сумму денег, фактически уплаченных покупателями за приобретенные в текущем периоде товары. Знаменатель же показывает, какую сумму покупатели заплатили бы за те же товары, если бы цены не изменились. Разность числителя и знаменателя будет отражать величину экономии (если знак «-») или перерасхода (если знак «+») покупателей от изменения цен:
Е = å p 1 q 1 – å p 0 q 1 = 113000 – 165500 = - 52500 (руб.) Третьим индексом в данной индексной системе является сводный индекс физического объема реализации. Он характеризует изменение количества проданных товаров не в денежных, а в физических единицах измерения: Iq = . Весами в данном индексе выступают цены, которые фиксируются на базисном уровне. Индекс физического объема реализации в примере 1 составит: Iq = = . Физический объем реализации в октябре по сравнению с августом увеличился в 1,45 раза. Между рассчитанными индексами существует следующая взаимосвязь: Ip * Iq = Ipq. Используя взаимосвязь индексов, проверим правильность вычислений в примере 1:
Ipq = Ip * Iq =0,683 * 1,451 = 0,991 Следовательно, снижение товарооборота (на 0,9 % (100 - 99,1)) обусловлено ростом объема проданной продукции (на 45,1 % (145,1 - 100)) и снижением цен (на 31,7 % (100 - 68,3))
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.87.60 (0.005 с.) |